Нравьтесь людям

Все хорошие CEO, которых я встречал за годы работы — очень приятные личности. Они относятся именно к тому типу людей, с которыми хотелось бы подружиться. Знаю, что это может звучать немного странно, но я обнаружил, что одно из важнейших качеств хорошего CEO — его или ее возможность производить впечатление на людей, будь это клиенты, инвесторы или партнеры.

Продавайте, продавайте, продавайте

У CEO всегда множество дел. Когда компании взрослеют, у них в подчинении обычно появляется вице-президент по продажам или CRO, а также сформированная sales-команда, готовая распространять продукцию компании на рынке. И тем не менее, хороший CEO никогда не прекращает продавать. Вообще-то, хороший CEO — всегда один из лучших продажников в компании. Просто подумайте об этом — он всегда продает видение компании клиентам, инвесторам, партнерам, существующим и новым сотрудникам и, конечно же, широкой публике.

Слушайте, а не только говорите

Продающие люди обычно озабочены разговорами, а это не очень хорошо для CEO. Он должен ко многим прислушиваться: сотрудникам, клиентам, партнерам. Звучит достаточно просто, не так ли? Вовсе нет! Как все мы хорошо знаем, неважно насколько ты умен — открытость идеям, обучаемость и осознание мудрости, исходящей от других людей, очень важны.

Трудитесь упорно и показывайте пример

Когда я был молод, то видел как мой отец подымается на заре и уходит, чтобы начать рабочий день. Даже с учетом современных технологий, нет заменителя тяжелой работы. Все хорошие CEO знают, что такое упорный труд. Они ведут за собой, показывая пример.

Команды стартапов обычно готовы на такое, но если их лидер не является образцом, они не закатят рукава повыше. Конечно, важно и не переусердствовать: не забывайте поесть и поспать. И все таки, сохранять идеальный баланс между жизнью и работой — не всегда достижимая задача для CEO. Я бы хотел, чтобы все было проще, но жестокая реальность показывает — управлять стартапом очень непросто.

Обсуждайте вызовы, а не только достижения

Обсуждать достижения весело и легко, но говорить о вызовах и провалах гораздо сложнее, пусть и не менее важно. Люди, окружающие CEO достаточно умны, чтобы понять — неудачи и проблемы это неизбежная часть компании, сколько бы хорошей она ни была. Можно добиться чего угодно, если это в открытую обсуждать.

Если просто замалчивать вопросы, это сослужит CEO плохую службу — подчиненные посчитают, что руководитель не знает о проблемах или не доверяет им. Лучшие CEO, которых я знал, начинали встречи совета директоров с темы «N вещей, которые мы провалили в прошлом квартале».

Просите помощи

Когда мы думаем о лидерах, то вспоминаем старых-добрых ковбоев из вестернов, которые были молчаливы и уверенны, никогда не проявляли слабостей и, уж точно, никогда не просили о помощи. В действительности, все немного иначе — великие CEO очень хороши в том, чтобы положиться на других или попросить помощи. Умные CEO всегда используют то, что вокруг много людей, которые готовы помочь, если их попросить должным образом.

Ставьте людей на первое место

Типичный образ успешного бизнесмена — бессердечный индивидуалист, у которого нет эмоционального интеллекта и моральных стандартов. Что касается, как минимум, стартапов — это абсолютный миф. Все хорошие CEO, которых я знал, прежде всего хорошие личности. Да, они очень сконцентрированы на успехе своих компаний, но одновременно с этим, небезразличны к другим.