Мы не хотели быть скучными
Все началось в 2009 году, когда мы с братом (Романом Зинченко, сооснователем Greencubator – ред.), решили проводить лагерь EnergyCamp о будущем энергетики. Это был наш выход на рынок, но уже тогда хотелось отойти от традиционной парадигмы. Скуку наводили унылые конференции, где одни специалисты рассказывали что-то в формате «а у нас в 80-е…», другие жаловались, что государство не выделяет деньги на науку, а третьи показывали свои «слайдокументы».
Мы понимали, что такой формат нам точно не подходит. Интерес для нас составляло общение в перерывах, но и ему мешали так званые «вилочники» (так мы называем тех, кто приходит на мероприятие поесть).
Мы посмотрели на все это и поняли: надо сделать мероприятие таким, на которое с удовольствием бы пришли сами. Так появилась идея организовать лагерь на тему энергетики на природе.
Можно сказать, что TeslaCamp родился в 2013 году, когда мы поняли, что рынок готов к новым форматам и идеям, а значит нам пора двигаться дальше. Роман настоял на том, чтобы на лагере появился хакатон. Мы продолжали уделять много внимания и нашей демо-зоне, где участники могли увидеть «зеленые» разработки. Нам хочется создать такой себе микроскопический «осколок» Burning Man: лагерь, который соберем в конце и ничего от него не останется, но в умах он будет жить долго еще, формируя будущее отрасли.
Знать свою аудиторию
После первого EnergyCamp в 2009 году мы поняли, что переоценили важность темы на то время. Наши продукты были не так интересны журналистам или блогерам, как другим аудиториям – тогда мы недооценивали их профессионализм и желание коммуницировать. Сегодня на наших мероприятиях много мейкеров, представителей энергетической отрасли, профильного бизнеса, активистов.
Важно понимать, для кого ты все это создаешь.
Мы поняли, что открытое пространство и отсутствие галстуков у нас на шее творят чудеса. За все время у нас в галстуке был только один человек – мэр города Долина. И то, так случилось потому, что он на мероприятие пришел в воскресенье сразу после службы в церкви.
Показать ценность мероприятия спонсору
Не секрет, что для проведения TeslaCamp нужен бюджет. Когда мы готовим EnergyCamps и TeslaCamps, мы выстраиваем целую экосистему. Когда лагеря проводились под Киевом на Осещине, то в статье расходов были логистика, техника, обеспечение людей водой (из речки особо не попьешь) на 2 дня, питание, тент. В этом году львиная статья расходов приходится только на аренду тента на Гидропарке, к примеру.
Как показывает опыт, для проведения качественного большого мероприятия условных $10 000 недостаточно. Инноваций, которые мы хотим показывать, стоят дорого – это все бюджет. Обычно у нас есть технические партнеры и спонсоры, они покрывают организационные расходы. Одни помогают с интернетом, другие могут дать велосипеды.
Спонсоры не заработают на мероприятии, так как это не площадка для продажи их продукции и решений. Скорее, они видят, что мы работаем над теми идеями, которые уже совсем скоро будут на столе у регуляторов, политиков. Мы стараемся обсуждать мировые тенденции до того, как они развернутся в Украине на полную силу. Это помогает находить партнеров.
Программа в стиле Infotainment
Сегодня мы стараемся дать нашим участникам не только идеи, но и то, что можно потрогать руками. Кроме «весело-вдохновляющих» тем в программе появилась и информация о регулировании энергетической отрасли. Мы не отказываемся от участия людей из правительства. Например, еще на первом EnergyCamp в 2009 году был заместитель Министра жилищно-коммунального хозяйства. Ему было очень тяжело отвечать на обилие вопросов – он так и говорил нам: «вы топчитесь по самым болезненным мозолям».
Говоря о программе, мы имеем в виду то, что это точно должна быть не стандартная бизнес-конференция. Но интересные темы, которые смотрят прямиком в будущее. В этом году, например, мы говорим о микросетях, демонополизации энергетической отрасли, кибербезопасности и многих других темах, которые определяют какой энергетика будет через 10 или 20 лет. Все лекции дополняются мастер-классами или воркшопами, чтобы показать теорию на практике.
Знать, зачем это все
Наша задача – не только вдохновлять людей. Да, это важно, но нужно переходить в формат обучения. Хорошо эту мысль сформулировали Джейсон Фрайд и Девид Хейнмейер Ханссон в книге «Rework»: «Вдохновение – это продукт с очень коротким сроком действия». Именно поэтому мне бы очень хотелось видеть на TeslaCamp больше мейкеров, людей, которые занимаются прикладными вещами в этой сфере, и, конечно же, больше представителей бизнеса. Идеально, чтобы наши участники со временем и сами работали над проектами.
Идеи всегда имеют свои последствия. Чем больше людей поверит в распределенную энергетику, тем лучше. Недостаточно просто заменить большие угольные электростанции на огромные станции, которые работают от возобновляемых источников энергии. Таким образом мы просто меняем одного монополиста на другого. Уже сегодня есть технологии, которые позволяют сделать энергетику более распределенной, это выгодно и с точки зрения безопасности, и с точки зрения того, кто ею владеет. Самое интересное в том, что эти технологии – далеко не всегда гаджеты, установки или даже программное обеспечение. Иногда это – legal hacking и регуляторные инновации. Простой пример: австралийские регуляторы в энергетике позволили гражданам торговать между собой электроэнергией, которая производится на их собственных крышных станциях, без получения лицензий. И это огромный шаг для и для нас тоже, ведь через какое-то время это вполне рациональное решение. Это видение мы и формируем на TeslaCamp.
Автор: Андрей Зинченко, основатель лагеря TeslaCamp.