Когда 24-летняя фешн-блогер Скарлетт Диксон запостила фото себя за завтраком, интернет сорвался с цепи. “Лучшие дни начинаются с улыбки и позитивных мыслей. И блинчиков. И клубники. И чая из огромной чашки”, – написала Диксон в своей ленте Instagram, под фото себя, где она выглядит безупречно, сидит на свежезаправленной постели в окружении воздушных шариков в форме сердечек.

Это был рекламный пост – в нем продвигался освежитель для рта Listerine, бутылочку этой жидкости можно увидеть сбоку фото, и пост моментально разнесли в пух и прах в Twitter. “Ни черта это не обычное утро обычных людей. Instagram – это жалкая фабрика лжи, созданная, чтобы мы все чувствовали себя плохо”, – написал Нэйтен из Кардиффа. Его пост собрал более 111 000 лайков (в 22 раза больше, чем пост Диксон) и почти 25 000 ретвитов, вызвал волну критику, из которой самые цензурные варианты – это “Лживая жизнь!”, “Давайте проткнем ей шарики!”, “Кто держит Listerine на прикроватном столике? Серийные убийцы, вот кто”. 

Эту враждебность частично можно списать на саму среду Twitter, эта социальная сеть – известное пристанище озлобленных чужаков, которые нападают на других чужаков, затем объединяются, чтобы затроллить кого-то еще, например, знаменитость, за какую-то мелкую промашку (к примеру, за женскую роль в очередных “Звездных войнах”). На контрасте с этим Instagram выглядит дружелюбнейшей социальной сетью в мире. Ведь самый распространенный способ общения здесь – двойной тап по фото, чтобы лайкнуть его. Здесь посты становятся вирусными благодаря позитиву, а не скандалу. И здесь многие знаменитости – это аккаунты котиков и собак. Почему бы такое не лайкнуть? 

Но для растущего числа пользователей и психологов позитивный настрой Instagram становится его проблемой. Сайт мотивирует пользователей представлять свою жизнь в качестве привлекательной идеальной картинки, которая в лучшем случае собьет других пользователей с толку, в худшем – навредит. Если Facebook доказывает, что все – скучные, Twitter – что все ужасные, то Instagram заставляет переживать, что все вокруг идеальны, кроме вас. 

Через пару дней после оригинального поста Диксон указала на иронию ситуации: нереальность жизни в социальных медиа и то, как она вредит людям – сама по себе была использована для оправдания травли. “Каждый раз, как я обновляю страницу, сотни новых грязных сообщений выливаются на мой Instagram, Twitter и YouTube, некоторые содержат угрозы моей жизни. Сейчас в интернете циркулируют сотни тысяч твитов, которые меня стыдят”, – написала она в посте под фото себя с мороженым в Венеции. 

“В моей ленте не место реальности. Ну то есть, народ, ну кто проводит все время в таком великолепном городе, облокотившись на бортик, с мороженым в руке и с приклеенной к лицу улыбкой. Конечно, это постановочное фото. Лично я не думаю, что мой контент вреден молодым девушкам, но соглашусь, что Instagram может формировать ложные завышенные ожидания”, – пишет блогер. 

Вредна ли лента Диксон или нет, а идея о том, что Instagram не полезен для ментального здоровья своих пользователей, находит все больше поклонников. В 2017 году Королевское общество общественного здоровья (RSPH), независимая организация, которая занимается улучшением благосостояния людей, провела исследование в Британии, в нем участвовали люди от 14 до 24 лет, спрашивая их о крупнейших пяти социальных сетях: Twitter, Facebook, YouTube, Snapchat и Instagram. Пользователей спрашивали о том, как соцсети влияют на их жизнь – начиная от качества сна и заканчивая Fomo (страхом пропустить то, что интересует или веселит других, синдром упущенной выгоды). 

Instagram получил худшие баллы по всему: влиянию на сон, на восприятие собственного тела, на Fomo. Только Snapchat, как оказалось, неплохо влияет на отношения в реальном мире, а YouTube получил хорошие баллы по всем показателям, исключая сон (здесь он худший из всех соцсетей). 

“На первый взгляд Instagram может выглядеть очень дружелюбно. Но эта бесконечная прокрутка без настоящего взаимодействия на самом деле не очень положительно влияет на психическое здоровье. Вы не контролируете, что видите. И довольно часто видите изображения, которые якобы показывают вам реальность, но на самом деле – нет. Это особенно вредит молодым юношам и девушкам”, – заявляют в RSPH. 

В связи с этим часто упоминают риск развития нереалистического восприятия человеческого тела, но это – не единственный аспект, отмечают в RSPH: “Кто-то смотрит на ленты, полные фото автомобилей, и это наполняет их чувством подавленности и тревожности, ведь они не могут позволить себе машину”. 

Для 24-летнего Стефана из Лондона эта нереальность представленной жизни имела нездоровые последствия. “Тогда я переживал что-то вроде разбитого сердца. И любое упоминание имени моей бывшей девушки в Instagram просто добивало меня. Я чувствовал себя подавленным и обнаружил, что использую Instagram либо чтобы наказывать себя, рассматривая ее фото, либо чтобы отвлечь себя. Я понял, что это – нездоровое поведение и мне от него только хуже”, – говорит он. После этого он год не заходил в Instagram и написал исследование о влиянии соцсети на благополучие пользователей и их удовлетворение собственным образом. 

“Проблема с Instagram в том, что там вы постите почти исключительно позитивное о себе. На Twitter или Facebook намного больше контента не в стиле “Гляньте на мою идеальную жизнь””, – говорит он. 

Практически каждый пользователь подкидывает дров в эту ситуацию: сам, страдая от нереалистичности, старается в свою очередь делиться нереалистичным образом своей жизни. “Я на Instagram с 2013 года и поначалу мне нравилось. Но шли годы и сеть из дружелюбной среды, где большинство постило фотки еды, превратилось в соревновательную платформу, где каждый фильтрует свои фото, чтобы создать впечатление о жизни, которой на самом деле нет. Никто не выглядит идеально 100% времени, никто 100% времени не счастлив. Когда в жизни что-то не складывается, меня расстраивают фото совершенных жизней других пользователей”, – рассказывает 25-летний Аднан из Кейптауна. 

Но Instagram всегда был про то, как выглядеть безупречно на фото. Что поменялось, что привело к таким выпадам? Другие пользователи, которых мы опросили, все время возвращались к одной вещи: запуск в 2016 году алгоритмического формирования ленты. Это было одно из крупнейших изменений в соцсети со времени ее продажи Facebook в 2012 году. Раньше в ленту выводились вперемешку посты от всех аккаунтов, на которые подписан пользователь, теперь же Instagram начал продвигать аккаунты с самыми достойными внимания постами, иногда вмешивая в ленту посты недельной давности. Фактически, продвигать самые нереалистичные посты из пула и так нереалистичного контента. 

Талия Стоун, мама-блогер в Motherhood: The Real Deal, также критикует Instagram: “Долгое время Instagram был для меня одним из немногих мест, где общение казалось настоящим. Затем пришел алгоритм и это исчезло. Основной смысл социальных сетей – улучшать реальные отношения между людьми, и как странно, что они работают по алгоритмам, которые делают все ровно наоборот”. 

Виктория Хью, которая ведет лайфстайл-блог Lust Listt, указывает на еще одну проблему, влияющую на профи-блогеров (тех, кто зарабатывает на рекламе и спонсорстве). “Этот новый алгоритм создает условия для соревнования по контенту между его создателями, так что им приходится принимать неэтичные бизнес-решения, чтобы оставаться на вершине пищевой цепочки”. 

Непритязательные блогеры начали скупать фоловеров, лайки и комментарии, чтобы обмануть алгоритм, и как только Instagram это засек, по словам Виктории, эти блогеры сформировали секретные группы, в которых делятся всеми своими постами, чтобы генерировать настоящее вовлечение. 

И хотя лидеры мнений вроде Диксон получают львиную долю критики за эпидемию нереалистичности на Instagram, все это начинается не со знаменитостей, а с обычных пользователей. 

Я перестал использовать приложение, когда понял, что постоянно чувствую себя хуже после того, как запущу его. Но мой аккаунт, с парой сотен фолловеров и постов существовал специально для того, чтобы поддерживать связь с теми людьми, с которыми я знаком в реальной жизни. Я никогда не подписывался на Instagram-звезд, за исключением аккаунта одной знаменитой хаски. И все же, каждый раз, когда я запускал приложение, видел моих друзей и родных за чудесными занятиями, прекрасно проводящих время. Без меня. 

Вот друзья, на чью свадьбу меня не пригласили, и я узнал об этом из Instagram. Вот знакомый, который отлично выглядит после каждого посещения спортзала, и каждый раз старается всем нам об этом напомнить. Вот знакомый из Нью-Йорка, собирается в Лондон на следующие выходные, а мне не сказал. 

В то же время, я ничем особенным не занимаюсь, только сижу в Instagram. Хорошо хоть, меня не преследует там реклама. Из-за сбоя в настройках приложения оно думает, что я – подросток из Бангкока, и все время показывает мне рекламные объявления средств от прыщей и KFC на тайском. 

Когда я рассказываю друзьям о своем недовольстве этой сетью, они отвечают по-разному. Кто-то – дает банальные советы: отписаться от знаменитостей, которые обязаны продавать мне определенный вид жизни, и посвятить приложение только тем знакомым, которые мне небезразличны. Вот, Роб, к примеру, фоловит менее 100 человек – все это друзья и родственники. 

Но я не фоловлю знаменитостей, а друзья, которые мне небезразличны, скорей вызовут во мне знакомое ощущение Fomo.

Другие предлагают ровно обратный совет: мол, моя проблема в том, что я фоловлю недостаточное количество знаменитостей. Нужно использовать Instagram не для того, чтобы следить за близкими мне людьми, а как источник вдохновения и информации. 

Но и эту версию Instagram я пробовал, она создает вечное ощущение бесконечно прекрасных людей, поглощающих бесконечно шикарные завтраки. Даже владелец Instagram, социальная сеть Facebook предупреждает: “Когда люди проводят много времени, пассивно потребляя информацию, читая, но не взаимодействуя с другими – позднее они чувствуют себя хуже”, – писала команда Facebook в корпоративном блоге.

Конечно, ответ Facebook на это: каждый должен постить больше. Но ей и полагается так говорить, не так ли? Другая возможность – следовать советам RSPH. И как часть кампании “сентябрь без скроллинга” организация советует не отвлекаться на Instagram хотя бы иногда. 

Есть одна финальная возможность: не бросайте Instagram, просто бросьте полагаться на людей. Есть множество популярных аккаунтов собак, котиков, птиц, выдр и т.д. Очень сложно чувствовать себя плохо, скролля ленту домашнего животного. Хотя в этом случае вам может захотеться завести себе более фотогеничного лабрадора.