Ранние годы и начало карьеры Шерил Сэндберг
Шерил Кара Сэндберг родилась в 1969 году в Вашингтоне в еврейской семье. Ее отец был офтальмологом, а мать — учительницей французского. У Шерил есть младшие брат и сестра — Дэвид и Мишель. Когда Сэндберг исполнилось два года, семья переехала в Майами.
Сэндберг была лучшей в классе, а во внеурочное время помогала матери присматривать за братом и сестрой. В 1987 году Шерил поступила на экономический факультет Гарвардского университета. В период обучения она благодаря своим способностям сумела произвести впечатление на Лоуренса Саммерса. Это известный американский экономист, который входит в состав Бильдербергского клуба.
Сэндберг была лучшей по предмету Саммерса — экономике государственного сектора. Он стал научным руководителем Шерил и сильно повлиял на ее дальнейшую карьеру. В 1991 году Сэндберг с отличием закончила Гарвард, получив степень бакалавра. Об успеваемости Шерил говорит Премия имени Джона Уильямса. Ее ежегодно вручают лучшему выпускнику экономического факультета Гарварда.
Вместо магистратуры Сэндберг получила более заманчивое предложение. Саммерс стал главным экономистом Всемирного банка и не забыл о талантливой студентке. Сэндберг стала его научным ассистентом. Уже на этом посту она проявила один из самых главных своих талантов — потрясающие организационные способности.
В 1995 году Сэндберг получила степень магистра в Гарвардской школе бизнеса. С ее успеваемостью и опытом работы трудоустроится было не сложно. Год Сэндберг проработала в McKinsey & Company.
Но уже в 1996 поступило более интересное предложение. В 1995 году Саммерс стал заместителем министра финансов и позвал Сэндберг на должность главы аппарата. Работа в министерстве финансов для многих предел мечтаний, но для Шерил она стала очередной ступенькой вверх. В 1999 году Саммерс стал министром финансов, а Сэндберг продолжила занимать пост руководителя аппарата.
В 2000 году президентский выборы выиграл Джордж Буш. Саммерс потерял должность министра. Сэндберг также пришлось искать новую работу. К счастью ее опыт позволил выбирать сразу из нескольких компаний. Сэндберг предпочла небольшой стартап под названием Google. Здесь свою роль сыграло умение Эрика Шмидта убеждать. Говорят он прямо заявил Сэндберг: «Не будь идиоткой, Шерил. Google — это ракета, которая вот-вот взлетит».
В Google она получила должность вице-президента по глобальным веб-продажам и операциям. В том числе именно на Сэндберг возложили обязанность придумать как заработать на поисковике. Успехом Шерил стало развитие рекламных инструментов AdWords и AdSense.
Карьера в Facebook
В Google Сэндберг проработала до 2008. Во время рождественской вечеринки в 2007 году она познакомилась с Марком Цукербергом. Тогда Цукерберг все еще не чувствовал себя топ-менеджером. Он не был знаком с Сэндберг, хотя Шерил ему уже рекомендовали в качестве подходящего партнера.
Но Цукерберг образца 2007 года еще не решался просто взять и позвонить нужному человеку. К тому же выглядело маловероятно, чтобы кто-то бросит работу, где управляет 4000 сотрудников и уйдет в компанию, которая почти не зарабатывает. Но вечеринка стала удобным случаем для неформального знакомства и Марк воспользовался ситуацией.
В то время Шерил была готова к новому вызову. Цукерберг не упустил возможность и после праздников написал Сэндберг электронное письмо. Вскоре они вместе пообедали в Flea Street Café, недалеко от дома Сэндберг. Встреча прошла удачно.
После этого они ужинали вместе раз или два в неделю в доме Сэндберг в течение полтора месяца. Цукерберг задавал философские вопросы, выясняя, во что верит Сэндберг, что для нее важно и какую миссию она видит для себя. К февралю 2008 CEO Facebook решил, что Сэндберг идеально подойдет компании.
Она не сразу решилась на смену места работы. Той зимой Сэндберг встретилась с Эриком Шмидтом и заявила, что хотела бы делать больше в компании. СЕО Google предложил ей пост финансового директора. Но Сэндберг хотела должность СОО. На такой шаг Шмидт пойти не мог. В то время Google руководил триумвират Шмидт, Пейдж и Брин. Они не хотели еще больше усложнять ситуацию.
Отказ от повышения помог Сэндберг решится на переход в Facebook. Но сразу на смену компании она не согласилась. По совету своего мужа Дэйва Голдберга, она решила поторговаться. В итоге Цукерберг не только согласился платить $300 000 в год, но и предоставил небольшой пакет акций.
Она начала работать в Facebook в марте 2008. На новом месте от Сэндберг ждали, что ей удастся найти способ зарабатывать. Этот вопрос ее беспокоил больше всего.
Инженеры в первую очередь заинтересованы в создании действительно крутого сайта. Они считают, что прибыль приложится сама собой. Наиболее очевидный бизнес для интернет-компании — продажа рекламы — в Facebook казался проблематичным. Пользователи считали свои страницы личными. Они не хотели, чтобы реклама мешала им общаться с друзьями.
Некоторые специалисты задавались вопросом, не повторит ли Facebook судьбу MySpace. Другие считали, что Цукербергу не хватало навыков управления.
Сэндберг пыталась понять, как сделать Facebook бизнесом. Она созывала регулярные встречи со старшими руководителями с 6 до 9 часов вечера. К концу весны все согласились на рекламу. В 2010 году компания стала прибыльной. За три года штат Facebook вырос со ста тридцати сотрудников до 2500. Количество пользователей увеличилось с 70 млн до почти 700 млн.
Цукербергу безусловно было чему радоваться, как и инвесторам соцсети. Сэндберг взяла на себя обязанности, которые Марк не любил исполнять. Под ее контролем оказались ежедневное функционирование компании, рекламная стратегия, найм и развитие сотрудников, а также политические вопросы. Последнее особо важный момент учитывая быстрый рост соцсети и ее уровень влияния на аудиторию. Да и кому, как не бывшей сотруднице министерства финансов, можно было поручить такую работу.
Успехи Сэндберг не прошли незамеченными. В 2012 году она наконец вошла в совет директоров Facebook. Также Цукерберг позаботился об увеличении пакета акций Шерил. Вскоре их количество превысило 38 млн. В 2012 году Facebook провела IPO — оно оказалось не удачным. Компанию оценили в $104 млрд. Но только в течение первых пяти дней после IPO курс акций обвалился на 16%.
Руководству пришлось срочно исправлять ситуацию. Как обычно, Сэндберг была на первых ролях. Ведь для решения проблемы в компании решили сосредоточиться на монетизации сервисов. В 2014 году успехи соцсети позволили Сэндберг стать миллиардером. Стоимость принадлежащего ей пакета акций оценили в $1,4 млрд.
В то время она превратилась в икону женского успеха в технологической отрасли. Некоторые компании начали искать собственную «Шерил Сэндберг», ее приглашали выступать на крупнейшие мероприятия, а написанные книги обрели огромную популярность.
Медийный образ Шерил Сэндберг
Здесь стоит подробнее остановиться на роли Сэндберг в компании и ее медийном образе. Фактически, Шерил называют первой после Цукерберга и это вполне справедливо. Ее приход в Facebook в 2008 был положительно воспринят инвесторами. В компании в то время не хватало качественных, опытных топ-менеджеров.
Сэндберг же имела потрясающий опыт работы в Google, а также в Министерстве финансов. Она отлично разбиралась не только во внутренних процессах крупных технологических компаний, но и как общаться с политиками в Вашингтоне. Такой человек мог серьезно поспособствовать росту Facebook. Ожидания инвесторов оправдались.
Именно благодаря Сэндберг Facebook из просто популярной соцсети превратился в прибыльную бизнес-империю. Успешная монетизация стала одним из ключевых ее достижений. За свои успехи она получила соразмерную награду. Благодаря акциям Facebook состояние Сэндберг составляет $1,9 млрд. Это солидная сумма учитывая, что она не является ни CEO, ни основателем компании.
Также Сэндберг занималась корпоративной культурой компании. Она создавала атмосферу в которой каждый мог выразить свое мнение, даже если руководители были с этим не согласны. Правда, недавно выяснилось, что с культурой и атмосферой в Facebook все совсем не так хорошо, как нам пытались показать.
В октябре всплыла информация, что сотрудников заставляют вести себя так будто им нравится работать в Facebook. Их вынуждают ставить компанию выше всего в жизни. Выражать несогласие или спорить сотрудникам также не рекомендуется — все решения принимают руководители. Один из бывших менеджеров компании говорил, что он не чувствовал себя в компании как в месте, где поощрялось «быть собой» и «мыслить иначе».
Не нравится сотрудникам и введенная система оценки эффективности работы. Раз в полгода они получают обратную связь от пяти коллег. Из-за этого им постоянно приходится искать способы подружиться с коллегами. Так работа в Facebook превращается в своеобразное соревнование популярности.
Пока все эти проблемы не всплыли? корпоративная культура в Facebook считалась примером для подражания. Сэндберг же для многих она выглядела идеальным руководителем, умеющим выстраивать коммуникацию и приятную атмосферу внутри компании.
Добавляло популярности Сэндберг и то, что она считается борцом за гендерное равенство. Еще в Гарварде она создала организацию «Женщины в экономике и правительстве».
Проблемам женщин в бизнесе и карьере посвящена первая книга Сэндберг под названием «Не бойся действовать. Женщина, работа и Воля к лидерству».
Помимо написания книг, Сэндберг занимается благотворительностью. Она создала две организации. Первая появилась в 2013 и называется LeanIn.org. Она нацелена на расширение прав женщин. Вторую Сэндберг основала после смерти мужа в 2015 году. Эта организация называется OptionB.org. Ее цель помочь людям, пережившим личную утрату.
В 2014 году Сэндберг вошла в список 100 самых влиятельных женщин мира. Тогда она занимала девятое место. Спустя три года Сэндберг оказалась уже на четвертом. Но главным ее капиталом оставалась репутация. Именно ее Сэндберг потеряла в чрезвычайно неудачном для компании 2018 году.
Как скандалы вокруг Facebook разрушили репутацию Сэндберг
Весной 2018 года стало известно, что британская компания Cambridge Analytica собрала личные данные пользователей Facebook и использовала их в предвыборной кампании Трампа. Утечка затронула 87 млн пользователей.
Уже только этого хватило, чтобы правительства США и других стран, а также общественность обратили пристальное внимание на компанию. Но в дальнейшем проблем стало только больше. Тут можно вспомнить утечку данных 29 млн пользователей. Были вопросы и к методам работы.
В ноябре вышло громкое расследование The New York Times. В нем всплыл целый ряд нелицеприятных фактов о Facebook. В том числе информация о том, что компания с 2016 года замалчивала влияние России на выборы в США. Также Facebook пыталась лоббировать свои интересы в Конгрессе.
Особое внимание уделили найму республиканской оппозиционной исследовательской фирмы Definers Public Affairs. Последняя в том числе занималась публикацией материалов с критикой Apple и Google.
Конечно, за подобные действия в первую очередь досталось топ-менеджерам Facebook. Цукерберг провел 2017 год в путешествии по США? потому CEO Facebook обвиняли в том, что он пустил управление компанией на самотек. Но Сэндберг занимается ежедневным управлением компанией. Именно на ней и лежит вина за принятые решения, которые повлекли за собой кризис в Facebook.
Сэндберг давала указания скрывать или замалчивать истинные масштабы утечки и другие данные. Также она руководила лоббистской компанией в Конгрессе. Вряд ли без ее разрешения компания наняла Definers Public Affairs. Более того Сэндберг приложила усилия, чтобы сохранить в секрете вмешательство России в выборы США. Все эти действия обернулись грандиозным скандалом, возможно гораздо большим, чем если бы Facebook сразу признался во всем случившемся.
В конце ноября вину за публикации о конкурентах взял на себя вице-президент по коммуникациям Эллиот Шрейдж. Сэндберг и Цукерберг заявили о том, что непричастны к найму Definers Public Affairs. Но верится в это с трудом. Во-первых, вряд ли такие важные решения в компании принимают без участия CEO и COO. Во-вторых, Шрейдж слишком уж удобный кандидат на роль виновника. О его уходе из компании стало известно еще в июле, то есть он ничем не рисковал признавая вину.
Последние неудачи пошатнули образ, который Сэндберг строила долгие годы. Теперь даже ее преданные поклонники выражают недовольство. Многочисленные новые факты, вроде непростой атмосферы внутри соцсети превратили любимицу публики в почти изгоя.
Несмотря на все проблемы Цукербергу по большей части удалось сохранить свой имидж. В том числе благодаря постоянным разъездам в 2017 году. Сэндберг же руководила компанией, а потому и выглядит более вероятной виновницей. Впрочем, говорить о ее возможном уходе из компании в ближайшем будущем преждевременно. Цукерберг пожертвует Сэндберг только если не будет иного выбора.