“Вы для них просто цифры со знаками доллара” – так один из самых быстрорастущих финтех-стартапов Великобритании Revolut отзывался о традиционных банках, продвигая свои вакансии бизнес-девелоперов прошлой осенью. В рекламе сообщалось, что стартапу удалось заполучить более 2,8 млн клиентов, не потратив на их привлечение ни единого пенни.
Некоторые из бывших и несостоявшихся сотрудников знают, в чем секрет успеха Revolut. В трудовой эксплуатаии соискателей, недостижимых KPI, буллинге младшего менеджерского состава и бескомпромисном СЕО.
Бесплатный труд
В прошлом году Лаура (имя изменено) претендовала на вакансию бизнес-девелопера в испанском подразделении компании. Она была в восторге от продукта и возможности поработать в такой компании. Лаура прошла 30-минутное собеседование по Google Hangouts с главой по биздеву из Лондона Андрюсом Бисейка, который поспешил сообщить ей, что она успешно переходит на следующий этап. Но сперва Лауре предстояло выполнить “небольшое тестовое задание”. Тут ее ждал сюрприз.
“Мне сказали, что я должна привести компании как можно больше клиентов, которые положат на депозит 10 евро”
В инструкции к заданию говорилось, что кандидаты должны привести как минимум 200 клиентов за неделю, чтобы получить шанс перейти на следующий этап по интервью. Никакой гарантии трудоустройства по достижению цели компания не давала, зато предлагала несколько советов, как выполнить задачу: например, делиться промокодами с друзьями, постить предложение в соцсетях и раздавать флаера в кампусах университетов.
Лора отказалась выполнять задание и заявила, что очень разочарована, что компания таким образом “извлекает выгоду из тех, кто ищет работу”. На что Бисейка ответил, что она – единственная из 350 кандидатов, которые пожаловались на задание.
“Мне жаль, что вы не хотите показать, чего стоите”, – написал он.
В ответ на вопрос о подобных задачах в Испании, глава по коммуникациям Revolut Чад Уэст заявил, что компания закрыла данную практику, как только ей стало об этом известно. Впрочем, помимо вакансии биздева в Испании компания искала людей на аналогичную позицию еще в 8 европейских странах, и Уэст не смог ответить на вопрос о том, насколько широко использовались подобные тестовые задания и как много клиентов Revolut привлекла таким образом. Он также не прокомментировал вопрос о том, скольким топ-менеджерам в стартапе было известно о данной практике.
Также в распоряжении редакции оказалось письмо, исходя их которого становится ясно, что в апреле 2018 года компания предлагала такое же тестовое соискателям на вакансии PR и коммьюнити-менеджеров. И если “привлечение клиентов” входит в обязанности биздева, то никак не пиарщика.
“Мысль была такая, что хоть это и не позволит нам найти наилучшего кандидата, мы получим много бесплатных лидов”, – рассказал экс-менеджер, который попросил не называть его имя.
По его словам, за выполнение задания кандидатам не платили. А это нарушение законодательства Великобритании, в рамках которого за любую работу длительностью более одного дня, из которой заказчик извлекает реальную выгоду, полагается минимальная оплата.
Текучка кадров
Сразу несколько бывших сотрудников Revolut рассказали, что эксплуатация соискателей – это лишь вершина айсберга токсичной корпоративной культуры в стартапе, где требовалось достигать целей любой ценой.
“Прежде всего сам СЕО Николай Сторонский настаивал, что если работать с 9 до 5, ничего не получится… Все, что он говорил, было прямой дорогой к выгоранию”, – рассказывает сооснователь Honest Work и HR-консультант многих стартапов Стиви Бакли.
Бакли помогал многим экс-сотрудникам Revolut нати новую работу и узнал от них, что выгорание и текучка кадров были здесь очень высоки. В компании на конкретные вопросы издания не ответили. Вместо этого представитель Revolut написал: “наша культура заключается в том, чтобы развиваться так же стремительно, как и наш бизнес”. Он также сообщил, что за последний год штат вырос со 150 до 750 сотрудников при текучке ниже 2,6%, и что 40% штата – женщины.
Однако анализ информации из LinkedIn-аккаунтов 147 бывших сотрудников Revolut говорит о том, что более 80% не продержались и года, а больше половины ушло менее чем через 6 месяцев.
“Когда я пришел в Revolut, там было семь кантри-менеджеров, и только один из них остался работать в компании спустя год. Двоих уволили в первые же семь недель с момента поступления на работу”, – рассказывает Мартин, экс-кантри-менеджер Revolut.
Если посмотреть в Linkedin, то кантри-менеджеры в Нидерландах, Италии, Ирландии, Испании и Германии – все работают в компании год или меньше.
Буллинг и ложные обещания
Мартину предложили занять должность летом 2017 года в европейском регионе, в котором компания до этого не имела физического представительства. Ему пообещали бюджет на команду и относительную независимость в управлении филиалом. Но он быстро понял, что бюджета не существовало, а буллинг со стороны старшего менеджмента – обычное дело.
Несколько кантри-менеджеров, которых наняли приблизительно в тот же период, делятся аналогичным опытом. Один рассказал, что работал каждый день с восхода до заката, по ночам и на выходных. В рабочие дни он реализовывал стратегии по продвижению приложения – организовывал ивенты, общался с местными журналистами. А в нерабочее время переводил приложение Revolut на язык своего региона.
Несмотря на сложности, которые приходилось преодолевать кантри-менеджерам, руководители никогда не делали им поблажек, если Мартин и его коллеги не выполняли план.
Прошлой весной СЕО Николай Сторонский разослал уведомление всем сотрудникам по Slack, в котором говорилось, что те, у кого “рейтинг производительности значительно ниже ожидаемого, будут уволены сразу после ревью без обсуждений”.
Мартину и его коллегам регулярно напоминали про их КПИ. Два раза в неделю – в воскресенье вечером и в понедельник утром – вице-президент по операциям Алан Чанг требовал, чтобы каждый кантри-менеджер объяснил, чего он добился за эту неделю.
“Во время звонков Алан перебивал людей на середине предложения и говорил “следующий””, – вспоминает Мартин. Другой кантри-менеджер говорит, что Алан, который входил в доверенный круг Сторонского, постоянно говорил менеджерам, как они облажались с их КПИ и постоянно перебивал, когда те пытались объяснить причины невыполнения плана.
Первый кантри-менеджер уволился через несколько недель после прихода в компанию. Он написал Сторонскому письмо, в котором пожаловался на поведение Чанга и его управленческий стиль. А спустя неделю уволили еще двоих менеджеров-новичков.
Расти через боль
Примерно в тоже время, в интервью Business Insider Сторонский рассказывал, что философия Revolut может быть описана слоганом “get shit done”. Этот слоган, выполненный в неоновых лампах, украшает стены лондонского офиса. Также Сторонский заявил, что компания привлекает людей, которые хотят расти, а “рост всегда происходит через боль”.
По данным источников, экс-глава HR уволился после провалившейся попытки донести до Сторонского, что компании следует изменить подход к производительности и достижению КПИ. За последние три года департамент HR возглавляли три разных человека – последний ушел за два месяца до того, как вскрылась порочная практика с тестовым заданием в Revolut.
На то время у компании было открыто более 200 вакансий. Среди них – на позицию биздева, сформулированная практически идентично той, на которую подавалась Лаура.