В феврале ассоциация IT Ukraine и группа депутатов, имеющих отношение к IT, подготовили законопроект подхода к налогообложению ФОПов. Основные предложения — выделить по связанным с IT КВЭДам новую 5-ю группу ФОПов, увеличить порог допустимой выручки с 5 млн грн до 7,5 млн грн и наращивать ЕН на 1% в год в течение 5 лет — до 10%.

Законопроект IT Ukraine стал реакцией на опубликованный неделями ранее законопроект Минсоцполитики. Министерство предложило узаконить ФОП как форму трудоустройства. Это ставило под угрозу супермаркеты, рестораны и спортзалы, принимающие оплаты на счета ФОПов. А также IT, оформляющие как ФОПов своих разработчиков. Несмотря на то, что 23 и 26 февраля президент и премьер успокоили сообщество, сказав, что с оглядкой на потенциал и рост украинского IT про проект Минсоцполитики можно забыть, законопроект IT Ukraine №10094 все же был подан. К нему есть ряд вопросов.

Для чего вообще нужен рост единого налога? Инициаторы рассчитывают в ответ на увеличение налога получить больше гарантий от государства. Также одной из причин может быть требование МВФ по налоговой реформе. Повышение ЕН до 10% на протяжении 5 лет может рассматриваться как компромисс, возможно, дающий время для выработки лучшей стратегии.

Верна ли сама идея «легализации» ФОПов? «Я думаю, что это глупость. QA будут на 7-й группе, а фронтендеры на 9-й? — говорит экс-директор «Яндекс.Украина», руководитель коворкинга «Терминал 42» Сергей Петренко. — Если уже мы признаем, что речь идет о фактически зарплате, то почему нельзя взять КВЭДы, соответствующие этим ФОПам, и всем компаниям, у которых они есть, установить ставку ЕСВ 2 минималки, а всем сотрудникам этих компаний ставку НДФЛ 5-10% вместо 41%, как инструмент стимуляции отрасли? Разрабатываешь ПО — вот такая  обоснованная льгота тебе и твоим сотрудникам. А ФОП оставим фрилансерам и другим настоящим контрактникам?».

«Я согласен, что вариант с оформлением и льготами на НДФЛ до того же размера налога, до которого поднимаем ЕН — хороший вариант, — говорит один из инициаторов законопроекта Алексей Скрыпник, основатель и экс-CEO аутсорсинговой компании ELEKS. — Но текущий законопроект — компромисс, заплатка. Более серьезное изменение может повлечь полный пересмотр налоговой системы, который и так от Украины требует МВФ. И при этом пересмотре нас [IT — прим.ред] забудут или сделают еще хуже. Потому мы исходим из того, что лучшее — враг хорошего».

Чем подкреплены 10%? Почему, к примеру, не 7% или не 15%? Редакция AIN.UA не получила ответ от ассоциации IT Ukraine. Здесь, вероятно, речь про рентабельность содержания R&D и аутсорсинга в Украине по сравнению со странами-конкурентами, однако цифры опубликованы не были. По словам Скрыпника «цифра бралась с оглядкой на ближайших конкурентов по аутсорсингу — Индию, Китай и Белоруссию». Однако при этом не известно, какая чиста прибыль остается на руках после уплаты налогов в этих странах, по сравнению с Украиной. 

Новый закон, в случае принятия, не дает больше гарантий для IT. Ряд топ-менеджеров крупных и средних аутсорсинговых компаний, опрошенных редакцией AIN.UA, выразили поддержку законопроекта №10094. Рост до 10% к 2025-му компании назвали приемлемым решением. Очевидно, компании рассматривают законопроект как своего рода легализацию IT, а рост налога — как цену за безопасность. Другая группа опрошенных, состоящая из топ-менеджеров и собственников средних и малых компаний, выразили поддержку не столько конкретным условиям законопроекта №10094, сколько факту его инициативы со стороны IT, а не государства. Не последнюю роль играет и то, что он подан на фоне законопроекта Минсоцполитики, воспринятого негативно почти всеми украинскими IT-компаниями. «Есть 2 варианта: ожидать, когда ФОП в текущем виде изменят или обсудить вместе правильные пути развития индустрии на 5-10 лет, — говорит исполнительный директор ассоциации IT Ukraine Дмитрий Овчаренко. — Может быть больше гарантий, что условное Минсоцполитики не придет и не переквалифицирует взаимодействие между компанией и предпринимателем в трудовые отношения». Однако совершенно неясно, на каком основании новая группа ФОП получит эти гарантии на 5-10 лет для защиты от новых инициатив правительства. До тех пор, пока сам факт трудоустройства через ФОП ничем не подкреплен — может быть все что угодно как для 3-й, так и для 5-й групп.

Законопроект представляет большую опасность для малого аутсорса, чем для среднего и большого? При меньших почасовых ставках и более частой практике компенсации налогов среди малых аутсорсинговых компаний, они могут становиться более уязвимыми для нового законопроекта по сравнению с более крупными конкурентами. «Обратите внимание, что никаких ограничений по использованию 3-й группы в законопроекте нет, — отвечает Овчаренко. — То есть айтишник может выбрать – остаться на 2 или 3-й группе (5%) или перейти на 5-у, которая является правом, а не обязанностью».

Мы не можем объяснить, почему IT не должно платить больше налогов. Дисклеймер: автор не агитирует «за» или «против» поднятия налога для IT. Речь о том, что аргументы, высказанные со стороны IT против законопроекта Минсоцполитики (на его месте мог быть любой другой) на встрече с президентом и премьером — несостоятельны. Жаль огорчать всех, кто после встречи запостил селфи и написал о плодотворном общении и добытой победе. Но о судьбе законопроекта президент уже говорил во Львове тремя днями ранее. Нам всем просто повезло, что законопроект Минсоцполитики, в том виде, в котором он был написан, вызвал вопросы и без комментариев от IT.

Дмитрий Овчаренко привел коротко тезисы, сказанные на встрече с президентом и премьером. Действительно, большую часть встречи ассоциация и аутсорсеры приводили президенту и премьеру цифры, говорящие о важности и потенциале IT в Украине — то, с чем никто никогда не спорил. Однако за всю встречу не было высказано ни единого состоятельного объяснения, почему узаконивание ФОП-трудоустройства или повышение налога навредит IT. А именно это было повесткой.

«Саме поточна модель співпраці IT-компаній з ІТ-спеціалістами як із фізичними особами підприємцями (ФОП) довела свою ефективність у порівнянні з іншими країнами, котрі цілеспрямовано стимулюють розвиток ІТ», — сообщила на встрече руководитель украинского Luxoft Александра Альхимович. Однако, это только утверждение и оно ничего не объясняет. Почему эта модель не может быть пересмотрена? После повышения налога до какого уровня руководство Luxoft примет решение не развивать или даже уходить из Украины? Аутсорсинг, как известно, — низкомаржинальная модель с EBITDA 10-15% в год. Сейчас компенсация налогов ФОПам составляет меньше 1% трат у EPAM и Luxoft. Однако в случае с официальным оформлением без льгот — вырастает до ~7%, срезая от половины до ⅔ маржи. Именно такие цифры могли бы иметь какой-то вес, а не количество специалистов и уплаченных налогов за ФОПов.

Company Operating expenses, $ Сosts of services

(~фонд з/п), $

IT-штат в Украине % от общего штата Зарплата IT-штата в Украине, $ 5% зарплаты IT-штата Украины % налога от Operating exprenses
Luxoft 846 687 000 567 874 000 3265 25,31% 143 729 350 7 186 467 0,85%
EPAM 1 597 148 000 1 186 921 000 5836 19,35% 229 701 252 11 485 063 0,72%

Представитель EBA Владимир Бек и другие участники встречи говорили о том, что IT — новая генерация, особый креативный класс, которого кроме 5% и чувства патриотизма ничего в стране не держит. Однако и это не аргумент. Во-первых, немало украинских компании компенсируют своим ФОПам налог и ЕСВ. Во-вторых, если говорить о конкурентности украинского рынка труда для IT-специалистов, то «кучками» денег ничего не меряется. Необходимо сравнивать по сумме чистой прибыли, которая остается на руках у IT-специалистов в Украине и в других странах после уплаты налогов. А дальше наложить чистую прибыль на стоимость жизни в каждой из стран. Только тогда можно судить, будет ли выгодно уезжать из Украины тем IT-специалистам, кому компании и клиенты не компенсируют налоги. Такие данные также озвучены не были.

Думаю, торопиться с принятием закона в этой итерации не стоит — кажется, его создавали слишком быстро, в первую очередь как реакцию на законопроект Минсоцполитики. Сейчас его проблема том, что найти точные ответы на все вышеуказанные вопросы не удалось, а то, чего так стремилась добиться IT-общественность — гарантия защиты схемы ФОПов — по сути не появилась: новая власть может все пересмотреть уже совсем скоро. Те же аргументы, которые приводились президенту и премьеру, принципиально аргументами не являются и от новых инициатив правительства защитить не смогут. А то, что могло бы быть аргументом — никем из 20 представителей IT за столом сказано не было. Хотя такой шанс был — встреча продолжалась полтора часа.

Автор: Илья Бошняков, издатель AIN.UA.

_____________