Официально проект называется Creative States и первая локация — лишь начало большой инициативы. Илья Кенигштейн указывает на пример WeWork. В новой компании он хочет не просто предоставлять резидентам пространство для работы, но и расширяться дальше, до предоставления дополнительных услуг.
По его словам, за таким подходом — будущее предпринимательства. Название и концепция проекта пришла предпринимателю в голову в 2014 году, но реализовать ее сразу не получилось.
Это моя мечта — такой формат я задумывал еще до начала предыдущего проекта. Изначально хотелось сделать не только бизнес-пространство для резидентов, но и яркий, большой хаб. В нем должно быть все необходимое, чтобы люди могли развлекаться и развиваться: в общем, жить и чувствовать себя востребованными. Изначально этого не получилось, но если верить в свои силы — уверен, что получится.
Неформально проект называют «Креативными Штатами Украины». Площадь первой локации, на 14-этаже бизнес-центра «Сенатор», составляет около 2100 кв.м. Вместительность — порядка 400 резидентов. Интерьер выполнен в стиле арт-деко и воссоздает атмосферу Нью-Йорка 40-50-х годов.
Главная стена в лаунж-зоне украшена стилизованным муралом, в самом зале: диваны с кожаной и тканевой обивкой, приземистые столики и массивные кресла. Отличительная особенность пространства — барная стойка. Взгляд приковывает и джук-бокс — песенный автомат в ретро-стилистике. Из окон открывается вид на Печерск и близлежащие районы.
Все это разрабатывала штатная команда дизайнеров: от сотрудничества со сторонними студиями решили отказаться. Во-первых, говорит Кенигштейн, это позволило сэкономить средства, а во-вторых, не у всех подрядчиков достаточно опыта в индустрии.
В коворкинге важны детали. Например, в одной из переговорок предусмотрели модульный стол — он позволит превратить помещение в маленькую лекционную комнату и отказаться от подвижной стены. Это экономит расходы и оптимизирует пространство.
Тот же самый подход используют в отношении технического оснащения: в переговорках установлены камеры Logitech для конференц-звонков. Они снимают присутствующих и автоматически приближают спикера, а также выводят звук и позволяют транслировать картинку на телевизор. В будущем в комнаты планируют поставить умные колонки Google Home и настроить кастомные интеграции. Например, резиденты смогут назначить встречи или позвать офис-менеджера голосом.
Как устроен коворкинг
Большая часть резидентов расположится в мини-офисах. Их в коворкинге 55 и они занимают большую часть помещения. Офисы вариативные: есть большие пространства с возможностью перепланировки, есть комнаты для небольших команд (1-10 человек) и даже офисы на одного человека. Также, доступны 6 переговорок: три больших зала и столько же кабинок поменьше.
Ожидается, что еще 50-60 человек будут посещать проект в индивидуальном порядке, без корпоративного договора. Но пространство будет закрыто для случайных прохожих — оформить доступ можно только на месяц, дневных и недельных абонементов не будет. Идеал, к которому стремится Creative States — закрытое снаружи и открытое изнутри сообщество.
На старте распроданы уже 70% коворкинга, но доводить занятость до 100% не планируют. По словам Кенигштейна, они хотят предоставлять компаниям пространство для развития — при желании, фирмы смогут занять новые места или переехать в офис побольше. Самый гибкий формат: так называемые suite-офисы, внутри которых можно провести перепланировку пространства или забрендировать стены.
Особая зона — коселлинг или общее пространство для сейлз-менеджеров. Она вмещает до 25 специалистов и отделена от лаунжа подвижной стеной. Внутри коселлинга установлена система активного шумоподавления. Она работает как наушники с шумоизоляцией, но в масштабах комнаты: динамики излучают специфический белый шум. Человеческое ухо привыкает к нему в течение 15 секунд, но это позволяет сделать пространство на 50% тише. Цена такого решения неизвестна, но речь идет о «небольших суммах», говорит Кенигштейн.
Он подчеркивает, что звукоизоляция в принципе является слабым местом современных украинских коворкингов — поэтому в Creative States они тщательно поработали над тем, чтобы изолировать переговорки, офисы и коселлинг-зону.
Также, вложились в сетевую инфраструктуру: в локации установлены решения от Cisco стоимостью несколько десятков тысяч долларов. Таких точек в «штате» двадцать — к каждой способны подключиться от 400 до 600 пользователей с несколькими девайсами. Кроме того, Wi-Fi роутеры будут выполнять двойную функцию: они при необходимости смогут примерно показывать местоположение резидентов на локации.
Компаний-резидентов на данный момент публично не разглашают — известно лишь, что представлены как технологические стартапы и компании, так и традиционный бизнес.
Они, в свою очередь, обязуются выполнять положения внутреннего кодекса, регулирующего поведение резидентов. Цель документа — избавить пространство от токсичных и проблемных участников. Например, запрещается вести внутренний хантинг.
Мы — отличный вариант для компаний до 100 человек. Большие коллективы формируют свою культуру, им нужно отдельное пространство, а для растущих фирм подойдет коворкинг.
Еще один принцип проекта — отсутствие навязывания. От резидентов не требуют долгосрочного подписания договора. Как говорит Кенигштейн, компании должны иметь возможность быстро въехать, расшириться или покинуть офис. Creative States в первую очередь позиционируют себя как провайдера услуг и не намерены переступать эту черту — в коворкинге не будет акселерационных программ и подобной активности.
Но совсем без дела резидентов не оставят. По пятницам будут проводить «Счастливые часы»: после 6 часов в лаунж-зоне появится выпивка и возможность отдохнуть под музыку. По средам планируют короткие лекции известных спикеров — как выражается Кенигштейн, на темы «от внедрения Scrum до сосисок».
Мероприятия будут проходить утром, накануне рабочего дня, а резиденты смогут позавтракать одновременно с прослушиванием лекции. Главное — никакого официоза и пафоса, уверен руководитель проекта. Даже открытие, вместо какого-то «перерезания ленточек», проведут в формате вечеринок.
Что дальше
Creative States не планируют ограничиваться одним «штатом». В планах проекта — запустить до конца 2019 года еще два пространства. О них, из-за конкуренции, пока известно мало подробностей. Второй коворкинг будет повторять концепцию первого — около 2000 кв. м, бизнес-центр, расположение в центре Киева.
Третья локация станет принципиально другой. Как рассказал Илья Кенигштейн, площадь будет доходить до 6000 кв. м, а вместительность — до 1000 людей. Это будет отдельное здание со своей приусадебной инфраструктурой. Также, на базе третьего «штата» планируется первое расширение проекта за пределы коворкинг-бизнеса. Что именно запустят — тоже неизвестно, но речь о развивающем или образовательном пространстве для детей. Как говорит Кенигштейн, спрос на эту услугу легко спрогнозировать — дети большинства резидентов находятся в возрасте от 2 до 6 лет.
Дебютная локация Creative States уже сделала шаг навстречу детям. В коворкинге для них выделена отдельная переговорка, с низким столом и креслами. Одна стена украшена рисунками, на второй можно будет рисовать. Для детей сделали и отдельный туалет, а в женском — установили пеленальный стол. Илья Кенигштейн сетует: «Жаль, что это пока только там. Пеленальные столы должны быть и в мужском, но общество до этого пока не доросло».
Еще одна инициатива пока находится в стадии разработки — в Creative States хотят запустить услугу по найму няни. Специально обученный человек будет проводить день с ребенком пока родители смогут поработать.
Сколько это стоит
Creative States позиционируют себя как коворкинг верхнего, но не премиального сегмента. Цена за рабочее место — от $300 (хот-дески) и от $390 (офисы). На рынке есть и более дорогие предложения, но в «Штатах» уверены, что такое позиционирование оптимально для проекта.
Кроме того, первым резидентам активно шли на встречу: кому-то давали скидку при подписании договоров на длительный срок (около полугода), кому-то позволяли без доплаты занять офис на 10 человек при штате в 8 сотрудников — так компании получают задел для роста. Еще в Creative States не разделяют философии «сборных платежей», когда помимо основной арендной ставки, резиденты платят за мелкие допуслуги, вроде доступа к принтеру и сканеру.
Что касается вложений, то создание пространства с нуля — вопрос около $500-600 за один квадратный метр. Как говорит Кенигштейн, показатель ниже рыночного за счет предыдущего опыта команды, невысоких организационных расходов и внутренней разработки дизайна. На вопрос о сумме инвестиций в проект он прямо не ответил, но рассказал:
Чтобы запустить коворкинг сопоставимого масштаба, потребуется от $1 млн. В сумму входит не только ремонт, но и установка оборудования, зарплаты, расходы на маркетинг и так далее.
По предварительным расчетам, проект должен окупить вложения в течение 4 лет. В разговоре с журналистом AIN.UA, Илья Кенигштейн предпочел не раскрывать личность инвестора, который профинансировал проект. По его словам, у них сложилось крепкие партнерские отношения. Операционной деятельностью в основном занимается Кенигштейн.
Предприниматель подчеркивает, что на этот раз он надежно защищен от опасности потерять влияние и долю в проекте: все договоры и условия предельно точно согласованы, а также неоднократно прошли юридическую и личную проверку. Он говорит:
Никогда нельзя безответственно относиться к договоренностям. Если не можете прийти к общему мнению — не торопитесь, а ставьте все на паузу и возвращайтесь к работе, когда все уладите.
По данным Opendatabot, юридически проект называется ООО «Креативний Штат Сенатор», доли у двух собственников. 60% находятся во владении ООО «К.А.Н», чьим конечным бенефициаром через австрийскую фирму Deverte Holding GmbH является Александр Спектор, он владеет бизнес-центром «Сенатор».
Еще 40% у ООО «Креативна Країна», чей единственный собственник — Илья Кенигштейн.
Какое место коворкинги займут в будущем
По поводу перспектив бизнеса Илья Кенигштейн не испытывает беспокойства. В своих прогнозах он опирается на статистику. По самым скромным подсчетам, в Украине около 150 000 IT-специалистов и примерно половина живет в Киеве и Киевской области. Это рынок на 70 000-80 000 человек — в нем есть место еще для нескольких десятков крупных локаций.
«Откусить» от рынка 10 000 людей можно уже на этом этапе. 20 000 — сложнее, но тоже возможно. О той части, что работает в компаниях-мастодонтах, вроде крупнейших аутсорсеров, речи конечно же не идет.
Он также уверен, что спустя 8-10 лет, практически весь бизнес перейдет на формат коворкингов. В офисах останутся лишь гиганты, способные построить собственные кампусы и здания.
Потребности остальных удовлетворит новый формат. Кроме простоты, он разгружает бизнес: банку или IT-компании не придется иметь экспертизу в проектировании помещений, обеспечении офиса оборудованием или едой. И если сейчас коворкинг может занимать в лучшем случае 1 этаж бизнес-центра, в ближайшее десятилетие, он сможет поглотить все здание.