Что предполагает Директива

«Директива об авторских правах» — документ, которым Евросоюз планирует регулировать соблюдение авторских прав в европейском интернете. Работа над ним началась в 2016 году с целью защитить права прессы и создателей контента в сети.

Больше всего критики и обсуждений вызывают статьи №11 и №13 Директивы (статьи №15 и №17 соответственно в новой версии документа):

  • Статья №11. Эту норму назвали «налогом на ссылки». Статья 11 обяжет поисковики и новостные агрегаторы покупать лицензии у издателей за публикацию их ссылок. До конца не понятно, на кого конкретно будет распространяться норма, но под ее действие точно попадут Facebook, Google и другие крупные платформы. Это может привести, например, к закрытию сервиса Google News в Европе.
  • Статья №13. Правило нацелено на платформы, где контент создают сами пользователи. Под него подпадают Facebook, YouTube, Reddit и другие сервисы. В Евросоюзе считают, что платформы ответственны за то, что их пользователи нарушают авторские права. Поэтому такие сервисы должны, во-первых, получать лицензии, а во-вторых, препятствовать распространению контента с копирайтом. В Директиве не указано конкретно, как платформы должны следовать второй норме, но скорее всего популярным сайтам придется создать «фильтр загрузок» — систему, которая будет модерировать загружаемый контент на сайт и удалять тот, что нарушает авторские права.

Что говорят сторонники Директивы

Евросоюз выделяет несколько причин для внедрения подобных правил:

  • Защитить прессу
  • Уменьшить разрыв между вознаграждениями, которые получают авторы контента, и доходами IT-компаний
  • Улучшить взаимодействие между онлайн-платформами и правообладателями

Директиву, в основном, поддерживают правообладатели — СМИ, музыканты, лейблы и киностудии. Они утверждают, что документ искоренит практику, когда международные компании загружают контент на свои сайты и не платить за него.

Что говорят противники новых правил

Критики директивы считают, что Директива создаст цензуру в европейском интернете. Эксперты говорят, что людям будет сложнее делиться контентом между собой, а платформы с пользовательским контентом сильно изменяться — и это в том числе повлияет на мемы. Новые правила ударят и по стартапам, так как они не смогут создать системы по фильтрации материалов.

В числе противников документа — IT-гиганты, интернет-организации и активисты. В Google отметили, что Директива «навредит цифровой и креативной экономике Европы». Представители некоммерческой организации Open Knowledge Foundation прокомментировали решение более резко: «Это огромный удар для каждого интернет-пользователя в Европе […] Сейчас мы рискуем создать более закрытое общество в то время, как должны использовать цифровые достижения для создания более открытого мира».

«Это черный день для интернет-свободы», — заявила депутат Европарламента Юлия Реда.

Против Директивы выступают и обычные пользователи. Накануне заседания Епропарламента десятки тысяч людей вышли на митинги в Германии, Австрии, Польше и Португалии с лозунгом «Спаси интернет». А петиция против статей №11 и №13 на портале Change.org собрала более 5 млн подписей.

Что будет дальше

Финальную версию Директивы должен одобрить Совет Евросоюза на заседании, которое пройдет 9 апреля. Если это произойдет, документ вступит в силу через 20 дней с момента публикации в официальном издании ЕС. Дальше государства-члены Евросоюза должны будут внедрить нормы в национальное законодательство — на это им отведено 2 года.

Как отмечает Дмитрий Гончаренко, партнер юридического финтех-консалтинга Brightman, государства-члены ЕС обязаны внедрить положения Директивы — в ином случае их ждет штраф от Европейской Комиссии и Суда ЕС: «Нормы Директивы ЕС имеют минимально допустимый стандарт. То есть государства-члены могут внедрить и более жесткие положения в национальное законодательство, но никак не могут снизить стандарты защиты, предусмотренные документом».

Может ли Директива повлиять на Украину

Юрисдикция законов ЕС распространяется на полноценных членов Союза. У Украины в Соглашении об ассоциации обозначены конкретные сферы гармонизации — и на момент подписания такого соглашения эта Директива не входила в их число, отмечает Гончаренко.

Поэтому напрямую сегодня принятие Директивы не несет для Украины никаких обязательств, соответственно, и для нашего интернета тоже.

В то же время юрист подчеркивает — если Украина перейдет на следующий этап интеграции с ЕС (что пока, по его мнению, выглядит, как очень далекая перспектива), то будет вынуждена принять новые положения.

Впрочем, под действие директивы может попасть украинский бизнес — и без интеграции в Евросоюз. «Могут быть случаи как с GDPR. Теоретически (зависит от конкретного законодательства страны-члена ЕС) возможен вариант, когда гражданин Евросоюза, в случае нарушения его прав в рамках Директивы, сможет обратиться в местный суд с иском к компании, которая зарегистрирована в Украине», — отмечает Гончаренко.

Ранее AIN.UA рассказывал, что в Украине депутаты хотят блокировать СМИ за фейки — правозащитники называют это цензурой.