Киевлянин Ростислав Иванюк купил на сайте магазина «Цитрус» игровые джойстики по акционной цене. Но товар ему отдать отказались, сославшись на технический сбой в работе сайта. После того, как он выложил свою историю в Facebook, в компании заявили, что он сознательно нарушил условия акции. Редактор AIN.UA узнала мнения сторон об этой ситуации.
Позиция покупателя
По словам Ростислава, он искал себе игровую консоль Sony PS4 Slim 1Tb с игровой подпиской, когда увидел рекламу аналогичного товара в «Цитрусе». В рекомендованных товарах к консоли увидел джойстики DualShock 4 по акционной цене в 1 грн, решил их по такой цене купить сразу 20 штук.
Когда открылась страница корзины с добавленными товарами, в корзину автоматически добавилась консоль, однако общая сумма покупки все равно составляла 40 грн (т.е. консоль посчитали тоже по акционной цене).
Затем, по словам покупателя, сайт подвис, и консоль из списка покупок пропала, осталась только покупка на 20 джойстиков по цене в 1 грн каждый.
Он оплатил 20 грн, выбрал магазин «Цитрус» в ТЦ Dream Town. Через 20 минут после покупки, по словам Ростислава, ему перезвонил сотрудник магазина и сообщил, что он не сможет получить свой товар, поскольку при покупке случился технический сбой. «Я указал, что уже оплатил его, и чтобы мне перезвонили, когда товар будет на складе. Но мне сказали, что товар не отдадут и вернут деньги», — говорит он. По его словам, если бы на тот момент компания предложила один джойстик как компенсацию, он бы согласился.
Но потом, по словам Иванюка, в статусе заказа компания начала специально менять информацию, сначала там высвечивалась покупка в 20 джойстиков по 20 грн, затем она поменялась на 1 джойстик по полной цене, затем статус заказа сменили на «Отклонен», поскольку за него не заплатили полную сумму.
«Это меня разозлило, поскольку выглядело, как будто они заметают следы. Я — последний человек, который будет жаловаться в Facebook, но мне не понравилась их реакция», — говорит Ростислав. С ним связывались из компании, но теперь в качестве компромисса он предложил два джойстика.
Он также подал жалобу в Государственную службу по защите прав потребителей, в которой указал, что уже оплатил товар, но компания отказывается его выдать.
Позиция компании
В компании сообщили, что готовы подарить клиенту один джойстик без покупки, и что вернут деньги. Также в «Цитрус» подчеркнули, что клиент специально нарушил условия акции:
«При выполнении условий акции клиент добавил консоль и джойстики в корзину, затем удалил из списка покупок консоль, и воспользовавшись системной ошибкой, добавил еще 20 джойстиков (каждый за 1 грн), тем самым нарушил правила акции. Компания готова продать 21 джойстик по 1 грн, но только по условиям акции (они гласят, что один джойстик за 1 грн идет в подарок к покупке одной консоли)».
Кто прав?
Недавно редакция AIN.UA описывала в чем-то подобный случай с магазином MOYO: покупателю по ошибке продали ноутбук по 1000 грн, но затем отказались его выдавать. После этого магазин признал оплошность, вернул товар покупателю и запустил акцию: на протяжении месяца делали скидки в 90% на единственную товарную позицию, если клиент сумеет ее найти.
По договору публичной оферты «Цитруса» (который регулирует процесс покупки-продажи товаров на сайте), покупка считается совершенной, если товар был оплачен и отгружен. В этом же документе говорится, что информация на сайте магазина «является динамической», т.е. может меняться без уведомления пользователя и что администрация сайта вправе в одностороннем порядке менять условия этого соглашения.
С другой стороны, комментируя кейс Moyo, юристы указывали на то, что по украинскому законодательству о защите прав потребителей есть штраф за отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре. Его размер составляет 30% от стоимости товара. И в судах, и в Госслужбе по защите прав потребителей в подобных случаях ошибку на сайте часто толкуют в пользу покупателя, как отмечал Дмитрий Гадомский из Axon Partners.