В октябре 2018 года вскоре после взлета разбился самолет индонезийской бюджетной авиакомпании .IOn Air. 10 марта 2019 года также вскоре после вылета из аэропорта Аддис-Абебы рухнул самолет авиакомпании Ethiopian Airlines. В обоих случаях крушение потерпел Boeing 737 Max 8. В результате погибли 346 человек.
По данным расследования американских специалистов, причиной аварий могли быть неполадки в системе улучшения характеристик маневрирования по тангажу (MCAS) – грубая ошибка, закравшаяся в программное обеспечение Max.
Как компания, славящаяся скрупулезным подходом к созданию своих продуктов, могла допустить столь вопиющую халтуру, приведшую к кровавым последствиям? По мнению инженеров-старожилов Boeing, всему виной стремление Boeing снизить расходы: компания передала работу низкооплачиваемым аутсорсерам из Индии и других стран, которые не могли похвастаться глубокой экспертизой в авиастроительной области. Об этом они рассказали Bloomberg.
Разработчики за $9 в час
В расследовании издания речь идет о том, что ошибки в ПО 737 Max закрались как раз в тот период, когда Boeing уволила опытных инженеров, а вместо них наняла аутсорсеров из Индии.
По данным опрошенных сотрудников и размещенных в соцсетях резюме, разработкой и тестированием ПО для отображения полетов Max занимались инженеры индийского аутсорсера HCL Technologies Ltd. А сотрудники другой индийской компании – Cyient Ltd., управлялись с оборудованием для этих систем.
В Boeing заявили, что компания инженеры из HCL и Cyient не были задействованы в работе над злосчастной MCAS. Авиакомпания также настаивает на том, что ни одна из обнаруженных после этого проблем с ПО самолетов не была результатом сотрудничества с какими-либо другими фирмами.
Также у Boeing есть центр разработки в Москве, и по словам бывших сотрудников компании, с ним тоже периодически возникали проблемы. Например, в 2008 году на собрании главный инженер пожаловался, что ему пришлось 18 раз высылать в Россию чертежи, прежде чем там поняли, что детекторы дыма должны быть подсоединены к электрической системе.
Синиоры не нужны
Инженеры, которые работали над Max (компания начала разработку модели 8 лет назад, чтобы конкурировать с Airbus SE), жаловались на давление со стороны начальства, которое ограничивало любые изменения, если на них нужны были дополнительные время и деньги.
“Boeing был готов на все, что только можно себе представить, лишь бы сократить расходы – в том числе забрать проект у Puget Sound, потому что мы стали для них слишком дорогими”, – рассказывал экс-инженер по контролю полетов Рик Лудтке, уволенный в 2017 году.
Также, по его словам, компания уволила всех старших разработчиков, потому что считала, что ее продукты уже были “зрелыми”.
“Сладкая” цена
По словам Ванса Хильдермана, сооснователя компании-подрядчика в аэрокосмической сфере, американские авиастроители начали переводить свои проекты за океан в начале 2000-х. Преимущественно из-за цены: разработчикам из Индии тогда платили всего $5 в час (сегодня $9-10), по сравнению с сотрудниками на H1B визе в Америке, которые обходились в $35-40 за час.
В свою очередь, глобальный аутсорсер родом из Индии HCL предложил Boeing и вовсе невероятную цену, чтобы выиграть конкурентную гонку – бесплатно. В июне на отраслевой конференции в Сан-Диего заместитель вице-президента HCL Сэм Сваро рассказал, что компания не принимала авансовые платежи за 787 и начала взимать оплату только через несколько лет после старта продаж в 2011 году. «Инновационная бизнес-модель», которую он предложил распространить и на другие отрасли.
Скупой платит дважды
На прошлой неделе акции компании просели на фоне сообщений Федеральной Авиационной администрации об обнаруженных проблемах с компьютерным чипом, который показывал задержку в экстренном реагировании, если был перегружен данными.
Большинство стран мира, включая США, уже запретили эксплуатацию Boeing 737 MAX до окончания расследования.
Bloomberg не дает оценку материальным убыткам, не говоря уже о репутационных, которые сегодня терпит компания Boeing. Однако, можно предположить, что они очень сильно перекроют фантомную выгоду, которую менеджменту компании удалось извлечь, сотрудничая с низкооплачиваемыми подрядчиками.