Юрист платформы “Суперлюди” Глеб Манжура рассказал в своей колонке для AIN.UA об опыте борьбы с интернет-пиратством: с чем столкнулась компания, как решила вопрос и что делать если украли ваш контент.
Контент стал одним из основных товаров в digital-мире: книги, музыка, фильмы, образование — и все онлайн. Компании, которые его производят, постоянно сталкиваются с пиратством, что приносит огромные убытки.
“Суперлюди” — это образовательная платформа, которая выпускает онлайн-курсы для предпринимателей. Недавно мы столкнулась с пиратством: наш курс хотел перепродать наш же клиент. Мы вовремя среагировали и теперь знаем, как действовать, если кто-то нарушает ваши авторские права.
Год назад пираты продавали курс «Папа бренда» Андрея Федорива по 250 грн вместо $500. Распространяли через форумы и сайт, даже запустили рекламу в соцсетях. Тогда мы вышли на пиратов и пригласили их на разговор с собственником компании. Нарушители подписали нотариальное соглашение с признанием нанесенного ущерба. Для возмещения они обязались отработать месяц в благотворительном фонде.
История повторилась: месяц назад наш курс по digital-маркетингу хотел перепродать наш же клиент.
Почему люди занимаются пиратством?
Некоторые пираты незаконно распространяют чужие материалы, чтобы получить выгоду от их продажи. Но есть пираты, которые бесплатно выкладывают информацию в сеть. Их цель — получить деньги за размещение рекламы на своих ресурсах. Они могут получать от 500 долларов в месяц с одного сайта. При этом у пользователя нет гарантии, что он не подхватит вирус на свое устройство.
Как «Суперлюди» столкнулись с пиратством?
Знакомый нашего СТО переслал сообщение с канала Telegram. Наш клиент хотел продать доступы к прикладной программе с Эдом Кузьминым. Мы связались с клиентом и напомнили об условиях договора.
На нашем сайте есть предупреждение об авторском праве и Публичный договор о пользовании услугами компании «Суперлюди». Эти документы предупреждают об ответственности за передачу наших материалов третьим лицам. Мы решили не конфликтовать публично: не стали подавать в суд, но договорились об удалении публикации.
Где и как действуют пираты
Если говорить о статистике, то за месяц наш продукт появляется примерно на 40 пиратских ресурсах. За все время ведения такой статистики мы находили наши курсы и программы на 400 страницах с нелегальным контентом. Основные источники — соцсети (Instagram, ВКонтакте, Telegram) и пиратские форумы.
Большинство ресурсов находится в России, Украине, Казахстане, Беларуси. Крупный форум со ссылкой на наш курс может принести пирату более 100 000 грн дохода в месяц.
Курс сливают в сеть через тематические форумы. Сначала один человек создает тему с описанием, чтобы найти покупателей. Другой человек, организатор, собирает деньги и покупает официальный курс. Дальше он просто копирует и продает материал клиентам и администраторам пиратских сайтов.
Пираты забывают о главном: они не просто продают контент, а воруют чужой продукт и несут за это ответственность. Каждый, кто пользуется пиратским контентом, становится соучастником и тоже наносит ущерб авторам.
Наша компания тратит около 3 месяцев на создание одного курса, в процесс вовлечены 10-15 сотрудников. Помимо финансовых расходов, пиратство наносит еще и моральный ущерб компании, обесценивая работу всей команды. Наши клиенты — люди, которые ценят и уважают работу других. Мы сами не используем нелицензионный контент и формируем вокруг себя такое же комьюнити. Потому мы и отстаиваем свои авторские права.
Как защитить контент от пиратов
Вот что нужно сделать, чтобы для защитить свой контент:
- Защищайте контент технически — не давайте его скачивать напрямую, внедряйте системы защиты, отдавайте видеоматериалы только шифрованным потоком;
- Автоматизируйте контроль учетных записей клиентов. Это остановит складчину;
- Сделайте контент интерактивным. Тогда отдельно взятый материал без поддержки правообладателя не будет ценным;
- Регулярно проверяйте, нет ли копий вашего продукта в сети. Если нашли — пишите грамотные жалобы администрации ресурсов, каналов, нарушителям и хостинг-провайдерам;
- Инициируйте уголовное производство по факту пиратства. Это трудно и дорого, но станет показательным прецедентом.
Пираты атаковали. Что делать?
Пиратство — это преступление приватного обвинения, то есть киберполиция не может начать расследование без обращения правообладателя. Нужно идти в суд самому.
Некоторые правообладатели Украины объединились в рамках инициативы «Чистое небо» для борьбы за свои права и легальный контент. Вместе с Украинской Антипиратской Ассоциацией и другими участниками рынка они создали сервис blacklists.org.ua — черный список пиратских сайтов.Перечень обновляется каждый месяц.
Чтобы собрать основания для иска, нужно:
- предоставить доказательства того, что материалы принадлежат именно вам;
- собрать доказательную базу о нарушении прав;
- оценить убыток;
- сформировать исковые требования.
Затем подавайте иск в суд. К сожалению, пиратов редко удается привлечь к криминальной ответственности. Обычно они отделываются штрафом или условным сроком.
В зависимости от контента, который распространяют пираты, способы защиты авторских прав могут быть разными. Инициатива «Чистое небо» предлагает алгоритмы защиты авторских прав для разных ситуаций и объектов пиратства.
Кроме того, можно блокировать пиратский контент по Digital Millennium Copyright Act. Для этого нужно:
- связаться со службой поддержки Google;
- заполнить форму жалобы на английском языке;
- вложить свидетельства на зарегистрированные торговые марки (если есть) и указать ссылки на место размещения оригинального контента и пиратский ресурс.
Если жалобу удовлетворят, ресурс уберут из результатов поиска, а контент, размещенный в облачном хранилище, удалят. Рассмотрение жалобы занимает около пяти дней.
Самый дешевый и эффективный способ борьбы с пиратами — это разговор. Позовите их в компанию, спокойно обсудите ситуацию без угроз и оскорблений. Объясните перспективы уголовного производства и судебного иска. Пираты должны понять: если правообладатель начнет разбираться с их случаем официально, то доведет дело до конца. И именно их случай может превратиться в показательный кейс.
Чтобы защитить свой продукт от пиратов, нужно регулярно мониторить ссылки на ваш контент в сети, следить за нарушениями на рынке, консультироваться с юристом и объединятся с другими правообладателями.
Автор: Глеб Манжура, юрист платформы “Суперлюди” .