Юрист платформы “Суперлюди” Глеб Манжура рассказал в своей колонке для AIN.UA об опыте борьбы с интернет-пиратством: с чем столкнулась компания, как решила вопрос и что делать если украли ваш контент.

Суперлюди-2
Глеб Манжура

Контент стал одним из основных товаров в digital-мире: книги, музыка, фильмы, образование — и все онлайн. Компании, которые его производят, постоянно сталкиваются с пиратством, что приносит огромные убытки.

“Суперлюди” — это образовательная платформа, которая выпускает онлайн-курсы для предпринимателей. Недавно мы столкнулась с пиратством: наш курс хотел перепродать наш же клиент. Мы вовремя среагировали и теперь знаем, как действовать, если кто-то нарушает ваши авторские права.

Год назад пираты продавали курс «Папа бренда» Андрея Федорива по 250 грн вместо $500. Распространяли через форумы и сайт, даже запустили рекламу в соцсетях. Тогда мы вышли на пиратов и пригласили их на разговор с собственником компании. Нарушители подписали нотариальное соглашение с признанием нанесенного ущерба. Для возмещения они обязались отработать месяц в благотворительном фонде. 

Суперлюди-1

История повторилась: месяц назад наш курс по digital-маркетингу хотел перепродать наш же клиент. 

Почему люди занимаются пиратством?

Некоторые пираты незаконно распространяют чужие материалы, чтобы получить выгоду от их продажи. Но есть пираты, которые бесплатно выкладывают информацию в сеть. Их цель — получить деньги за размещение рекламы на своих ресурсах. Они могут получать от 500 долларов в месяц с одного сайта. При этом у пользователя нет гарантии, что он не подхватит вирус на свое устройство.

Как «Суперлюди» столкнулись с пиратством?

Знакомый нашего СТО переслал сообщение с канала Telegram. Наш клиент хотел продать доступы к прикладной программе с Эдом Кузьминым. Мы связались с клиентом и напомнили об условиях договора.

На нашем сайте есть предупреждение об авторском праве и Публичный договор о пользовании услугами компании «Суперлюди». Эти документы предупреждают об ответственности за передачу наших материалов третьим лицам. Мы решили не конфликтовать публично: не стали подавать в суд, но договорились об удалении публикации.

Где и как действуют пираты 

Если говорить о статистике, то за месяц наш продукт появляется примерно на 40 пиратских ресурсах. За все время ведения такой статистики мы находили наши курсы и программы на 400 страницах с нелегальным контентом. Основные источники — соцсети (Instagram, ВКонтакте, Telegram) и пиратские форумы.

Большинство ресурсов находится в России, Украине, Казахстане, Беларуси. Крупный форум со ссылкой на наш курс может принести пирату более 100 000 грн дохода в месяц. 

Курс сливают в сеть через тематические форумы. Сначала один человек создает тему с описанием, чтобы найти покупателей. Другой человек, организатор, собирает деньги и покупает официальный курс. Дальше он просто копирует и продает материал клиентам и администраторам пиратских сайтов.

Пираты забывают о главном: они не просто продают контент, а воруют чужой продукт и несут за это ответственность. Каждый, кто пользуется пиратским контентом, становится соучастником и тоже наносит ущерб авторам.

Наша компания тратит около 3 месяцев на создание одного курса, в процесс вовлечены 10-15 сотрудников. Помимо финансовых расходов, пиратство наносит еще и моральный ущерб компании, обесценивая работу всей команды. Наши клиенты — люди, которые ценят и уважают работу других. Мы сами не используем нелицензионный контент и формируем вокруг себя такое же комьюнити. Потому мы и отстаиваем свои авторские права. 

Как защитить контент от пиратов

Вот что нужно сделать, чтобы для защитить свой контент:

  • Защищайте контент технически — не давайте его скачивать напрямую, внедряйте системы защиты, отдавайте видеоматериалы только шифрованным потоком;
  • Автоматизируйте контроль учетных записей клиентов. Это остановит складчину;
  • Сделайте контент интерактивным. Тогда отдельно взятый материал без поддержки правообладателя не будет ценным;
  • Регулярно проверяйте, нет ли копий вашего продукта в сети. Если нашли — пишите грамотные жалобы администрации ресурсов, каналов, нарушителям и хостинг-провайдерам;
  • Инициируйте уголовное производство по факту пиратства. Это трудно и дорого, но станет показательным прецедентом.

Пираты атаковали. Что делать?

Пиратство — это преступление приватного обвинения, то есть киберполиция не может начать расследование без обращения правообладателя. Нужно идти в суд самому. 

Некоторые правообладатели Украины объединились в рамках инициативы «Чистое небо» для борьбы за свои права и легальный контент. Вместе с Украинской Антипиратской Ассоциацией и другими участниками рынка они создали сервис blacklists.org.ua — черный список пиратских сайтов.Перечень обновляется каждый месяц.

Чтобы собрать основания для иска, нужно:

  • предоставить доказательства того, что материалы принадлежат именно вам;
  • собрать доказательную базу о нарушении прав;
  • оценить убыток;
  • сформировать исковые требования.

Затем подавайте иск в суд. К сожалению, пиратов редко удается привлечь к криминальной ответственности. Обычно они отделываются штрафом или условным сроком. 

В зависимости от контента, который распространяют пираты, способы защиты авторских прав могут быть разными. Инициатива «Чистое небо» предлагает алгоритмы защиты авторских прав для разных ситуаций и объектов пиратства. 

Кроме того, можно блокировать пиратский контент по Digital Millennium Copyright Act. Для этого нужно:

  • связаться со службой поддержки Google;
  • заполнить форму жалобы на английском языке;
  • вложить свидетельства на зарегистрированные торговые марки (если есть) и указать ссылки на место размещения оригинального контента и пиратский ресурс.

Если жалобу удовлетворят, ресурс уберут из результатов поиска, а контент, размещенный в облачном хранилище, удалят. Рассмотрение жалобы занимает около пяти дней.

Самый дешевый и эффективный способ борьбы с пиратами — это разговор. Позовите их в компанию, спокойно обсудите ситуацию без угроз и оскорблений. Объясните перспективы уголовного производства и судебного иска. Пираты должны понять: если правообладатель начнет разбираться с их случаем официально, то доведет дело до конца. И именно их случай может превратиться в показательный кейс.

Чтобы защитить свой продукт от пиратов, нужно регулярно мониторить ссылки на ваш контент в сети, следить за нарушениями на рынке, консультироваться с юристом и  объединятся с другими правообладателями. 

Автор: Глеб Манжура, юрист платформы “Суперлюди” .