Максим Плахтий, руководитель компании Karabas, рассказал в колонке для AIN.UA, почему отказался от услуг агентства для проведения ребрендинга.

Каждый год к осени Karabas запускает новую рекламную кампанию. Но в этом году мы поняли, что ограничиться только ею не получится, Karabas нужен полный ребрендинг: ни визуальная, ни идейная часть уже не соответствовали нашим задачам, да и просто перестали нам нравиться. 

Karabas — успешный прибыльный бизнес, мы можем позволить себе оплатить услуги любого агентства в стране. Но по своему опыту знаем, что при работе с креативщиками значительно увеличиваются сроки реализации проекта. А также мы столкнулись с проблемой загруженности топовых агентств. 

Хочу поделиться в этой колонке своим опытом и выводами.

Начните с ответа на письма

Когда мы решили связываться с агентствами, у нас месяцами не получалось этого сделать. Здесь речь еще даже не шла о бюджетах, это была начальная коммуникация. Мы подавали заявки на сайте — нам никто не отвечал. Через знакомых выходили на собственников агентств, но даже диалоги с ними никак не помогали продвинуться в коммуникации дальше заявки. И это при том, что к тому моменту мы  понимали потенциальный бюджет и все еще были готовы его тратить. 

К слову, опыт показал: с коммуникацией лучше у агентств размером чуть меньше — они сразу отвечали, что сейчас у них много заказов и начать работу смогут не раньше, чем через год.

Топовые же агентства просто не реагировали. Мы обошли около 7 лучших агентств страны, но такая коммуникация с клиентом оказалась нормой для всего рынка.

Конечно, можно было продолжить настаивать, писать и ждать когда проект переведут в стадию реализации. Но тут появляется вопрос — а зачем? Да, можно пушить, напоминать о себе, настаивать. Но входить в партнерство с подрядчиком, которого, к тому же, нужно уговаривать делать свою работу в сроки, не вижу смысла. По сути вы платите деньги и еще заставляете делать работу — нонсенс.

Идеальная модель

Украинским агентствам нужно исправлять культуру коммуникации с клиентом — нельзя не отвечать на заявки. Karabas — не самая маленькая компания, и мы правда можем заплатить объективный гонорар за качественную работу, понимая, что такое решение не может стоить условные  $5000.

Ежегодно мы закладываем достойный бюджет на рекламу. Работа агентства не ляжет на полку, она будет висеть в 26 городах на большинстве афиш. Масштабная рекламная кампания — приятный бонус, который получает агентство, кроме оговоренного гонорара за выполненные услуги.  

Возможно, в силу того, что спрос превышает предложение, топовым агентствам  трудно обрабатывать заявки. Но это проблема, которую им явно нужно решать и которая рано или поздно может привести к проблемам в бизнесе. 

Если вы не беретесь за заказ, скажите четко: «мы не можем» или «вы нам не нравитесь».

К тому же, цена услуг агентства формируется не только исходя из себестоимости (дизайнер, аренда, агентская комиссия, и т.п.), но и зависит от опыта команды, амбиций, экспертизы и понимание бизнес-процессов. А это, как правило, и является самой дорогостоящей статьей в услугах сервисных компаний. И мы как раз искали именно этой экспертизы, поэтому и обращались к топовым агентствам.

Перехватывание штурвала

Совещание за совещанием я задавал коллегам вопрос, продвинулись ли мы в поиске агентства — но когда понял, что результата нет, взял задачу в свои руки. Решение появилось само собой:

В любом случае я и так занимаюсь стратегией Karabas, это моя работа. Половина нашего бизнеса состоит в том, что мы продаем организаторам мероприятий маркетинговую экспертизу. У нас в компании крутые специалисты: мы сами продвигаем мероприятия, раскручиваем их, продаем билеты. Это наш участок работы, и нашу стратегию никто не знает лучше нас.

Главное препятствие, которое я видел перед ребрендингом — все мы якобы заняты операционной работой. Ребрендинг — это не совсем наша задача, но это не значит, что мы не можем ею заняться. 

Мы начали с того, что выделили проект ребрендинга внутри компании — и это перевернуло всю нашу работу. Проектом занялись я, наш дизайнер и два маркетолога. Кроме этого, мы привлекли двух стратегов из крупных украинских агентств на фрилансе. 

И сразу после начала работы я заметил много неожиданных плюсов — оказалось, в ежедневной рутинной работе, все мы успели соскучиться по творческим задачам и их решению. В итоге работать над редизайном компании для нас было сплошным удовольствием, мы получили кайф от работы: ты выходишь из операционных задач, выделяешь время на придумывание.

Второй неожиданный плюс — нам не нужно было «внедрять нашу новую стратегию» внутри компании. Мы автоматически получили высокую лояльность к идеям со стороны сотрудников, потому что они сами были участниками разработки, они это придумали. Бренд не остался вывеской, а его ценности передались сотрудникам еще на этапе разработки ребрендинга.

Результаты

Мы сделали проект в разы быстрее, чем при работе с агентством. Вся работа заняла 3 месяца, с агентствами тот же путь мы бы проделали не менее чем за 6. При этом мы работали над этой задачей по 4 часа в день. Поскольку я сам вел проект, скорость принятия решений была очень высокая, не было никакой прослойки аккаунтов.

Мы понимали: основной риск в том, что без постороннего взгляда мы можем придумать то, что будет близко нашему внутреннему ощущению, но не будет соответствовать реальности. Поэтому свои гипотезы мы проверяли в несколько этапов. У нас были сторонние консультанты, мы все время проводили опросы  сотрудников, организаторов, партнеров, потребителей.

Ежемесячные затраты на проект составили около $3000 долларов, а финальная смета вышла около $10 000 долларов. Это 1/10 от цены, которую бы мы заплатили агентству. 

Я ни разу не засомневался в правильности своего решения. Чем дальше мы шли, тем больше у меня было уверенности. Не могу сказать, что этот опыт применим по умолчанию ко всем, у нас работают хорошие дизайнеры и маркетологи, у топ-менеджмента тоже высокая компетенция в маркетинге — у продуктовых компаний, возможно, вышло бы по-другому. Многое зависит от компетенции сотрудников.

Нам нравится результат, который получился. В потоке рекламы мы точно отличаемся, это важно. Хорошо проработанный бренд живет около 10 лет, с прошлым мы провели вместе 7 лет, но с современным темпом давать какие-либо прогнозы уже сложно. В ближайшие несколько лет с нами вы точно будете «в  (символ сердце <3) подій» – пока это единственное, что я могу сказать наверняка.

Автор: Максим Плахтий, руководитель компании Karabas