Дима Кондратьев, dedicated lawyer в компании по автоматизации заведений Poster и юрист Axon Partners, в колонке для AIN.UA рассказал об украинских реалиях оформления иностранцев. А также оценил, помогут ли IT-бизнесу новые «квоты» для упрощенного найма иностранных IT-специалистов .
В 2013 году компания Poster создала первую в Украине облачную систему автоматизации для кафе и ресторанов. За шесть лет стартап из Днепра превратился в международную компанию с 12 000+ клиентов в 90 странах мира.
В какой-то момент в штат украинского офиса понадобились иностранные специалисты с родным английским и испанским. Нам повезло: искать такого человека за рубежом не пришлось, мы нашли в Днепре парня, у которого мама испанка, а папа из Великобритании. Испанский и английский для него были родными.
Плюсом казалось и то, что иностранец уже работал в украинской компании. Это значило, что нам не надо было заниматься его релокейтом и оформлением документов с нуля.
Мы планировали быстро продлить ему ВНЖ, оформить и начать работу.
По закону, иностранному сотруднику следует выплачивать заработную плату в размере 10 минимальных зарплат (для программистов, топ-менеджеров, учредителей и творческих профессий есть исключения). Штраф за неоформление нерезидента — 94 460 грн (20 минимальных зарплат).
Мы решили оформить сотрудника официально. На наше решение повлияло и два распространенных заблуждения.
Заблуждение №1: оформления иностранца в компанию потянет на 3000-4000 грн
В целом, оформление нерезидента в Poster обошлось в 49 234 грн. Взяток мы не давали.
Вот перечень реальных расходов, с которыми придется столкнуться компании в подобном случае:
- Официальная государственная пошлина для получения разрешения на трудоустройства иностранца — 7 684 грн (с 01.01.2020 это сумма 8 408 грн);
- Помощь юриста по миграционным вопросам для оформления разрешения на трудоустройство — 8 000 грн;
- Справка о присвоении индивидуального налогового номера иностранца на территории Украины — 1000 грн. (сюда входят перевод документов + услуги по сопровождению этой процедуры юристом);
- Пошлина для оформления визы типа «D» для въезда в Украину — 1650 грн;
- Выезд и въезд в Украину (дорога, проживание) — примерно 14 000 грн;
- Оформление временного вида на жительство в Украине, услуги юриста — 8 000 грн. (госпошлина, полис медицинского страхования, переводы документов, услуги юриста);
- Прописка на год — 6 500 грн (но прописали за 8 900 грн без ограничения по времени).
Ну и конечно, не забывайте, что в дальнейшем минимальная зарплата иностранцу — 47 230 грн + 22% ЕСВ на эту сумму.
При оформлении иностранца можно было схитрить и оформить его не как консультанта, а, например, как преподавателя иностранного языка. По закону такие сотрудники в благотворительных, общественных и образовательных учреждениях могут получать пять минимальных окладов вместо десяти. Но для этого пришлось бы менять деятельность компании, добавлять новые КВЭД, получать образовательную лицензию…
К тому же, государство в таком случае требует соответствующий диплом и подтвержденный опыт работы, а у нашего специалиста этого не было. Конечно, можно было оформить нерезидента и без этого — но это до первой проверки.
Заблуждение №2: существует один орган, который занимается вопросами иностранцев, наподобие ЦНАП (Центр предоставления административных услуг).
Это только теоретически все документы можно сделать «в одном окне». На практике нам пришлось пробегать много инстанций, некоторые по несколько раз. На все про все ушло три месяца.
У нашего сотрудника уже был вид на временное жительство в Украине, до истечения которого оставалось 3 месяца. Нам казалось, что все будет просто: нужно лишь пойти в специализированный государственный орган наподобие ЦНАП и продлить ВНЖ. Но оказалось, что все приключения только начинаются.
Разрешение на работу
В центре занятости сказали, что предыдущий работодатель не оформил все документы на иностранца (не предоставил копии договоров), поэтому действующее разрешение уже недействительно. Центр занятости сразу же разослал эту информацию по другим государственным органам, в том числе на границу.
Чтоб получить новое разрешение на трудоустройство, нам пришлось собрать еще один пакет документов и открыть вакансию с окладом в 47 000 грн (10 минимальных зарплат).
Конечно, вот так открывать вакансию под конкретного человека всегда опасно. За то время пока центр занятости проводит заседание комиссии и выдает разрешение на трудоустройство, на это место могут претендовать украинские кандидаты — оклад по украинским меркам немаленький. А по закону компания не имеет права безосновательно отказывать таким соискателям.
Нам повезло, украинские кандидаты не пришли и мы получили разрешение на трудоустройство иностранца довольно быстро. С этого момента начался отсчет 90 дней — именно такой срок отводится по закону для оформления нерезидента.
Документы для оформления разрешения на работу:
- Заявление;
- Копии страниц паспорта иностранца с переводом на украинский язык, заверенный нотариально;
- Копия проекта трудового договора (контракта);
- 2 цветных фото 3,5х4,5 см.
Вид на временное жительство в Украине
Миграционная служба не смогла продлить ВНЖ нашего сотрудника из-за ранее аннулированного в центре занятости разрешения. Поэтому по закону ему следовало выехать из Украины, получить новую рабочую визу типа «D-04», по ней заново въехать в Украину и продолжить оформление документов уже по новой визе.
Решить в какую страну лучше выезжать оказалось не просто. По закону иностранец должен ехать либо в страну гражданства, либо в страну, где у него есть вид на жительство. Поэтому большинство соседних стран (Беларусь, Россия) отпадали как вариант. Да и в силу бюрократических причин его могли бы просто не впустить обратно, ведь ранее центр занятости аннулировал разрешение на трудоустройство.
У нашего сотрудника был второй паспорт гражданина Испании без виз и отметок о раннем въезде в Украину. В нашем случае легче всего ему было получить визу в Украину из Румынии (т.к. между Испанией, где у него гражданство, и Румынией существовало соглашение о правовой помощи, это и сыграло ключевую роль). Для поездки в Румынию мы решили использовать именно паспорт Испании, чтоб не вызвать лишних вопросов на границе.
В Румынии он подал на рабочую визу в Посольстве Украины в Бухаресте и с новой визой вернулся в Украину. Вся поездка и оформление визы заняли 3 недели.
Документы для оформления ВНЖ:
- Оригинал загранпаспорта иностранца (с визой D-04);
- Перевод на украинский язык страниц паспорта иностранца с личными данными, заверенного нотариально;
- Оригинал разрешения на трудоустройство;
- Полис медицинского страхования и его копия;
- Квитанция об уплате административного сбора и госпошлины;
- Письмо-обязательство от предприятия-работодателя.
Прописка
Прописать иностранца в Украине — огромная проблема. Просто так оформить человека в съемной квартире, как это часто делают в Европе, у нас нельзя. Прописать нерезидента у себя или друзей — тоже не вариант.
Все это приводит к тому, что в Украине замечательно процветает бизнес по «прописке за вознаграждение»: люди за 6000-9000 гривен прописывают иностранцев у себя дома. По сути, другого реального способа прописать иностранного сотрудника в Украине просто не существует. Хотя на самом деле прописка — это рудимент «совка» и давно пора ее заменить каким-то более умным решением.
Нам предлагали прописку на год за 6 500 грн., но, в итоге, мы прописали сотрудника за 8 900 грн на постоянную основу без ограничения по времени.
Документы для получения прописки:
- Письменное заявление о регистрации места проживания;
- Документ, в который вносятся сведения о месте жительства;
- Квитанция об уплате государственной пошлины или документ об освобождении от его уплаты;
- Копии паспортного документа собственника(ов) жилья;
- Согласие собственника(ов) жилья на прописку;
- Документы, подтверждающие право собственности на жилье — свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор дарения, соответствующие решения судов и т.д.
ИНН
Вы не сможете оформить и выплачивать зарплату иностранцу, если не получите на него регистрационною карточку физического лица-плательщика налогов (ИНН). Такая карточка оформляется в территориальных органах государственной фискальной службы.
Тут мы прибегли к помощи дополнительного юриста, который помог собрать все нужные документы и получить ИНН.
Документы для получения ИНН:
- Перевод загранпаспорта иностранца на украинский язык, заверенный в установленном порядке;
- В случае подачи документов представителем — доверенность от имени иностранного гражданина.
Карта для выплат
Казалось бы в банке все должно было пройти гладко. Но, к сожалению, и тут процесс занял много времени. Менеджер банка оформлял карту больше двух часов. Под конец его заменил директор отделения, так как менеджер не смог справиться с нестандартной для него процедурой.
Документы для получения карты для выплат:
- Документ, подтверждающий личность иностранца (иностранный паспорт);
- Документ, подтверждающий законные основания нахождение в Украине;
- Регистрационная карточка физлица-плательщика налогов;
- Разрешение на трудоустройство.
Оформление в штат
Последний этап — оформление иностранца в штат. По сути, эта процедура ничем не отличается от оформления в штат украинского сотрудника. Поэтому хоть тут никаких проблем не возникло.
Документы для оформления в штат:
- Заявления о приеме на работу;
- Копия паспорта;
- Копия ИНН;
- Копия диплома;
- Автобиография;
- Фото 3*4 — 2 шт.;
- Вид на жительство;
- Справка о регистрации места жительства;
- Разрешение на применение труда иностранца;
- Трудовая книжка;
- Приказ о принятии сотрудника на работу;
- Уведомление в налоговую о принятии сотрудника на работу.
Так станет ли с «квотами» легче?
Когда проходишь все круги ада с оформлением иностранца в компанию, невольно задаешь себе вопрос: «А пошли бы мы на это еще раз, если бы знали о всех трудностях заранее»?
Ведь речь не только о деньгах и времени компании, но и о шоке иностранца от столкновения со всеми бюрократическими реалиями, которые, похоже, ни капли не изменились с советских времен.
Кажется, что любое упрощение процесса найма, в том числе новая инициатива правительства по выделенным квотам для IT-специалистов, — это уже хорошо. Новые правила обещают иностранным гражданам постоянный вид на жительство и разрешают не обновлять визу ежегодно.
Тем не менее, если инициатива правительства не будет развиваться дальше, а на этом все «упрощение» закончится и государство просто продолжит ежегодно выставлять квоты на найм, то для 90% IT-компаний Украины процедура оформления наемных сотрудников на работу так и останется «головной болью».
Вот, по моему мнению, ключевые минусы нового постановления про «квоту для айтишников»
Региональность
Правительство планирует распределить квоты между пятеркой городов: Киевом, Харьковом, Днепром, Одессой и Львовом. Да, именно тут находится основная часть IT-компаний Украины. Но, тем не менее, не все. Поэтому не очень понятна дискриминация по региональности при заявленной цели «решить проблему с дефицитом айтишников на всем украинском рынке».
Диплом
Попасть в «квоту» смогут только IT-специалисты определенных специальностей с соответствующим дипломом. Например, для инженера-программиста по машинному обучению это должно быть высшее образование уровня магистра или выше, по одному из направлений: кибернетика, математика, прикладная математика, информатика. Или техническое образование в сфере автоматизации и компьютерных технологий.
Но, объективно, во всем мире очень много программистов без соответствующих дипломов, которые выучили языки программирования сами или с помощью новых каналов обучения.
Подтвержденный опыт работы
Аналогичная ситуация и с подтвержденным опытом работы. На том же примере с программистом по машинному обучению можно увидеть, что государство требует от 5 лет подтвержденного опыта работы по этой профессии.
Сразу же отсекаются все фрилансеры, которые могли бы приехать и восполнить дефицит на украинском IT-рынке. Ведь официально подтвердить свой опыт работы им, скорее всего, проблематично — так было и в случае с нашим иностранцем.
Автор: Дима Кондратьев, dedicated lawyer в Poster