Редакция AIN.UA запустила подкаст «Бизнес в кризис», где мы говорим с украинскими предпринимателями о том, как они переживают кризис.
Герой нового эпизода — Катерина Горина, сооснователь cети коворкингов Platforma и руководитель отделов продаж и маркетинга в компании. Мы поговорили с Катериной о том, как чувствует себя рынок коворкингов, с какими вызовами столкнулись и почему люди продолжат ходить в коворкинги после карантина.
Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple Подкасты, Anchor, Spotify, Overcast. Ниже — текстовая версия.
Партнеры подкаста «Бизнес в кризис» — международный технологический холдинг TECHIIA, а также крупнейший телеком-оператор страны Киевстар.
Вы одна из крупнейших сетей на рынке: локации в Киеве и Львове. Как вы себя чувствуете?
Не могу сказать, что ситуация прямо классная и все просто расслабленно находятся по домам на карантине, это точно не так.
У нас 4 коворкинга — это очень много клиентов, у которых, как и у нас, есть проблемы. С одной стороны, наши клиенты замораживают контракты или просят о скидках, потому как по их бизнесу ударил кризис, а сотрудники находятся дома. С другой стороны, о скидках пытаемся договариваться и мы с нашими арендодателями, что достаточно сложно: не все охотно на это идут.
Первые три недели был полнейший хаос: мы смотрели новости, ждали новой информации, следили за тем, как менялась ситуация. Все хотят знать и понимать, насколько долго продлится карантин. Cитуация сейчас такая, как в американских фильмах о каком-то приближающемся Армагеддон: все вокруг объединяются против одной угрозы. И сейчас такая же примерно ситуация, потому что все должны друг другу помогать, понимать, что происходит, предоставлять друг другу какие-то хорошие условия, чтобы все мы смогли преодолеть этот период.
Почему арендодатели с трудом дают скидки на недвижимость. Кажется, что если вы уедете, то найти нового клиента на условные 1000 кв м недвижимости — не самая простая задача. Казалось бы, лучше не потерять крупного надежного клиента и дать скидку.
Не было ситуации, например, где только мы обратились и нам сразу дали ответ: «О, да, ребята, мы все понимаем, ситуация непростая, давайте договариваться». Мы приходили и объясняли: вот смотрите, что сейчас происходит, для вас это не секрет, это не локальный кризис, это не происходит только в Украине, это происходит во всем мире. Ответы получали разные. Я не говорю, что этот процесс идет не успешно, он двигается, но достаточно медленно и влечет за собой очень длительные переговоры.
Опять таки, локации у нас находятся в разных местах и разные владельцы зданий, поэтому это не один раз сесть и провести переговоры. Это 4 локации, 4 помещения, 4 раза мы проводим переговоры. Ситуация такая, что после длительных переговоров мы находим компромисс, удобный нам, удобный компании, мы как-то стараемся притираться, потому что с кем-то это идет сложнее: нам действительно говорили «ну а в чем проблема, это то же самое, что в Украине происходило в 2014 году, вы обязаны платить все, всю сумму».
Мы же со своей стороны объясняем, на чем построен бизнес коворкинга, когда люди собираются вместе, много разных компаний, это одно комьюнити. И наша работа в том, чтобы сформировать это комьюнити. А комьюнити существует в физическом пространстве, в коворкинге, и как раз построено на том, что все люди коммуницируют друг с другом, вместе собираются. Да, они могут быть из разных компаний, но они дружат, создают новые идеи, проекты, находят подрядчиков, заказчиков, партнеров, не уходя из этого пространства. И это большая ценность коворкинга в отличии от офис-центров или квартир, которые могут служить альтернативой коворкинга. Это про комьюнити, а не про аренду квадратных метров. И сейчас такая ситуация, когда людям сказали не собираться вместе. Попросили находиться дома и наш бизнес от этого реально страдает, потому что его большая ценность сейчас законсервирована.
При этом ситуация с точки зрения легализации выглядит странно: было прямое указание закрывать ТЦ, спортивные центры, рестораны и тд, а про офис-центры такого не сказали. Было написано о том, что если вы не имеете возможности пользоваться своим офисом, вы можете не платить аренду. А что значит «не имею возможности им пользоваться»? Это как, не знаю, если здание разрушено? Или что? В этом проблема.
Возможно речь о том, что не работает общественный транспорт и добраться к рабочему месту возможности нет?
Да, но развозки есть, такси работает, организуйте какой-то другой вид доставки ваших работников офиса. То есть не было определенного указания на закрытие офисных помещений. Вы находитесь дома, но у вас есть ваши офисы и никто не запрещает там собираться. Поэтому с точки зрения тех, кто предоставляет нам помещение, такого указания не было прямого, офисы не закрывали, ими могут пользоваться, ничто не мешает ходить туда, так что это все «ваши проблемы».
Получается как замкнутый круг. Каждый цепляется за другого. И вот ситуация, когда что бы там не происходило, очень важно разным компаниям, разным индустриям слышать друг друга и входить в положение и пытаться помочь, потому что только так есть возможность выкарабкаться.
Да, возможно они и не найдут нового клиента быстро на наше помещение, но они могут мыслить иначе: «у вас же наверняка есть «подушка» — вот ее и доставайте». Мы не считаем такой подход правильным. Мы уже 5,5 лет на рынке, зарекомендовали себя как надежного партнера, мы одна из крупнейших сетей на рынке. Понятно, что когда мы приходим в помещение, мы подписываем долгосрочные контракты, вкладываем большие суммы в ремонт, инфраструктуру. Мы не кот в мешке, поэтому то, что мы просим – вполне адекватная и логичная просьба.
Что по клиентам? Сколько съехало, сколько осталось? Как много компаний попросили скидки?
Коворкинг предоставляет несколько вариантов размещения: лаунж зона, open space и приватный офис. Клиенты лаунжа и open space пока приостановили контракты, и возвращаются к нам после окончания карантина.
По приватным офисам. Часть приостановили контракты из-за неопределенности в развитие бизнеса после карантина. Большая часть попросила скидки: с каждым проговорили отдельно, какого размера скидку можем предоставить. Еще часть клиентов, небольшой процент, продолжает пользоваться офисами в полном объеме и рады, что коворкинг не закрыт, а их команды могут продолжить работу.
Экономисты предрекают рецессию в будущем. Как считаешь, летом, после карантина, спрос на коворкинги вернется с учетом того, что лишних денег у бизнеса не будет, а коворкинги не самые дешевые.
Я предполагаю, что кризис ударил сильно: и нам и другим коворкингам необходимо пересматривать те ценовые предложения, которые у нас были, предоставлять какие-то более низкие цены. Одна из наших локаций, абсолютно новый коворкинг Platforma Fortuna, открылась ну прямо буквально за неделю до объявления карантина. Эта ситуация — просто двойной джекпот.
Максимальный успех!
Да, лучше просто не придумаешь. Но эта ситуация влечет для нас новые возможности в том плане, что на коворкинг обратят внимание те компании, которые коворкинг никогда не рассматривали. Мы продолжаем общаться с компаниями, большими компаниями в том числе, которые сейчас оказались в этой ловушке: у них большие офисы, они размещаются в офис-центрах, а те не предоставляют им хорошие условия, не идут на предоставление скидок, не рассматривают рассрочки, требуют оплату в полном объеме. Для многих компаний этот период станет толчком для того, чтобы они искали новый офис. Новые офисы другого формата, такого как наш: где не нужно вкладывать деньги в ремонт, где можно заехать и сразу начать работу. Это дает гибкость, потому что контракты у компаний с бизнес-центрами подписаны на долгий срок, скидки не предоставляют, это или постоянно какие-то разборки с арендодателем или походы в суд.
Поэтому компании начинают смотреть по сторонам и больше узнавать, что такое коворкинги и в чем плюс коворкингов для больших компаний. Большие компании это компании 50-100 человек для коворкинга. И таких компаний будет становиться больше. Мы продолжаем показывать наши локации таким командам, объяснять им, что можем предложить. Сейчас, например, предложили компаниям супер лояльные условия на нашей новой локации на Подоле и так же нашего коворкинга во Львове.
Вы строили несколько новых локаций. Как сейчас — приостановили строительство или работаете над ними дальше?
Приостановили. Пока на период карантин, а потом посмотрим по ситуации.
Исходя из того, что платящие клиенты есть: как долго протянете в текущих условиях?
Предположим, что мы договорились со всеми арендодателями о каких-то условиях, но эти условия заканчиваются в определенный период, а потом все должно условно возобновиться. И мы должны вернуться к тем условиям, которые были изначально, поэтому тут опять таки зависит от того, будут продлевать карантин или не будут, как наша страна будет бороться с пандемией, это успешно или неуспешно. Потому что для экономики, если карантин не прекратиться в начале мая, это караул. До конца лета мы справимся, это будет не легко, но несколько месяцев пройдем. А дальше уже будем смотреть и, если будет нужно, заново передоговариваться с арендодателями нашими.
Как кризис отразится на рынке коворкингов, больших и маленьких игроках? Твое мнение.
Кто-то однозначно не сможет это пережить. А те, у кого есть действительно подушка и запас какой-то мощности, они с этим справятся легче. Сейчас большие коворкинги попадают в поле зрения компаний больших, которые будут искать гибкость, которые будут искать меньше обязательств, уже готовые офисы в которые не нужно вкладывать. В этой плохой ситуации для нас это какой-то да плюс, что мы сможем привлечь новых клиентов.
В это варианте большие игроки будут чувствовать себя комфортнее, чем маленькие, потому что маленькие коворкинги все таки завязаны под небольшие команды: они могут менее болезненно могут перевести своих сотрудников на работу удаленную и могут так продолжать работать достаточно долго. И, возможно, после того, как уже карантин будет отменен, компании примут решения все еще оставлять работников работать дома еще несколько месяцев, чтобы наверстать упущенное. Точно так же и фрилансеры смогут работать удаленно какой-то период. Единственное, за счет чего могут выиграть маленькие коворкинги — у них меньше обязательств перед клиентами, им проще закрыться полностью или урезать все косты, команду и максимально постараться сэкономить.
Також слухайте:
Дмитрий Борисов, «Семья ресторанов Димы Борисова»
Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple Подкасты, Anchor, Spotify, Overcast или читайте текстовую версию на AIN.UA.
Дмитрий Деркач, «Планета Кіно»
Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple Подкасты, Anchor, Spotify, Overcast или читайте текстовую версию на AIN.UA.
Павел Вржещ, Banda
Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple Подкасты, Anchor, Spotify, Overcast. Прочесть текстовую версию можно здесь.
Екатерина Кузьменко, Smartass
Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple Подкасты, Anchor, Spotify, Overcast. Прочесть текстовую версию можно здесь.
Катерина Горина, Platforma
Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple Подкасты, Anchor, Spotify, Overcast. Прочесть текстовую версию можно здесь.
Олег Крот и Юрий Лазебников, TECHIIA
Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple Подкасты, Anchor, Spotify, Overcast. Прочесть текстовую версию можно здесь.