Редакция AIN.UA запустила подкаст «Бизнес в кризис», где мы говорим с украинскими предпринимателями о том, как они переживают это трудное время. 

Герой эпизода — Михаил Рогальский, сооснователь компании Fintech Band, которая развивает два банковских продукта: украинский monobank и британский Koto. В разговоре с AIN.UA Михаил рассказал, как кризис переживает компания (никого не увольняли!) и как этот самый кризис отразился на привычках украинцев тратить деньги.

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple ПодкастыAnchorSpotifyOvercast. Ниже — текстовая версия.

Партнеры подкаста «Бизнес в кризис» — международный технологический холдинг TECHIIA, а также крупнейший телеком-оператор страны Киевстар.


Вы сейчас в Лондоне. Это продуманное решение или не успели вернутся?

Нет, это было осознанное решение. Я понимал еще где-то в середине марта, то, куда я сейчас отправлюсь, будет уже место, в котором мне придется провести три-четыре месяца. Я принял решение ехать сюда для того, чтобы показать поддержку местной команде.

Команде Koto, да?

Да. Я когда сюда приехал, успел застать первый день работы в офисе, а уже на следующий день все разошлись по домам. Но все равно я считаю, что важно, что я нахожусь здесь. Мы должны были запуститься 3 апреля, планировали мероприятие, пиар-активности и мне показалось, что я могу поддержать команду морально и они не будут чувствовать, что они остались сами.

Запуск перенесли?

Проект мы запустили и он работает. Клиенты могут скачать приложение, получить счет, даже получить кредит. Конечно, запуск в гораздо меньшем масштабе, мы не вкладываем деньги в увеличение клиентов. Получаем такой «тоненький ручеек» регистрации, за счет чего оттачиваем все наши процессы в приложении и процессы бэк-офисные. Но, конечно, полноценный запуск уже будет после того, как карантин смягчится.

Команда Koto в Британии большая?

Нет, команда Koto в Британии не очень большая, до 10 человек.

В основном все разработчики и вообще весь продукт делался в Украине — командой Fintech Band.

Есть какие-то уже достижения, цифры по Koto, которые можете озвучить?

Нет, пока цифры такие, что особо не похвастаешься. Из тех достижений, которые у нас есть, я считаю главное, что мы смогли сделать еще до запуска, это договориться с Apple и Google о запуске электронных кошельков. Поэтому у наших клиентов есть возможность получить карточку «по воздуху» и добавить ее в кошелек. И в условиях карантина и при желании сократить лишний контакт до минимума, мы сделали такой карантин-compliant вариант открытия счета.

Насколько сильно карантин и следующий за ним кризис повлиял на ваши планы в Британии?

Нам пришлось очень сильно «ногу с педали газа убрать». Во-первых, из-за всей ситуации люди сейчас особо новые продукты не используют и сложно заниматься какой-либо медиаактивностью, потому что все медиапространство занято другими вопросами. Во-вторых, местный регулятор выступил с инициативой, которая рекомендует всем кредиторам устроить кредитные каникулы для своих заемщиков, которые пострадают от эпидемии карантина. По сути, все кредиторы просто прекратили кредитование и все замерло: новые кредиты никто не выдает. Мы тоже не можем позволить себе выдавать кредиты и не требовать их назад.

Возвращаемся в Украину: как кризис встретил monobank?

monobank перешел на удаленную работу как и все — в середине марта. А это порядка 700 человек.

Мы не сокращали людей, даже тех сотрудников, которые работали у нас в точках выдачи, закрытых сейчас, потому что закрыты ТЦ, где они работали. Они все сохранили работу, они все работают из дому по другим направлениям работы. Тем сотрудникам, которые согласились остаться и работают в открытых точках, или кто занимается доставкой карт, им мы даже увеличили зарплату, чтобы их поддержать в этот момент.

Что касается аренды. Мы провели переговоры по большому количеству наших точек выдачи карт, которые сейчас перестали работать, и эти точечные переговоры со всеми арендаторами где-то успешны, где-то менее успешны. Но в основном, все конечно идут навстречу.

Мы также видим, что клиент сильно поменял свои привычки. Потребление активно перешло в две категории: аптеки и продуктовые магазины. От больших покупок многие отказались, объем транзакций упал. Люди начинают экономить, потому что непонятно, сколько продлится эта ситуация, когда люди смогут вернуться на работу, начать зарабатывать. Люди живут из своих накоплений, те, кто сейчас не может работать, у кого работа связана с тем, что нужно находиться на месте. Все эти изменения видно.

Экономическая ситуация как-то повлияла на ваш кредитный портфель? Стали брать больше кредитов и, возможно, хуже их отдавать?

Вы знаете, нет. Удивительно, что кредитами больше пользоваться не стали и это на самом деле неочевидный вывод: люди используют свои накопления, а не заимствуют, что любопытно.

На счет качества кредитного портфеля — оно не сильно ухудшается. Конечно, есть небольшие тенденции, связаны с тем, что часть людей, которые потеряли работу и не имеют накоплений — им сейчас сложно поддерживать кредиты, но это тоже небольшие цифры совершенно. То есть, если сравнивать март с февралем, то изменения в десяток процента.

Читал в интервью вашего партнера Олега Гороховского, что изменилась скорость выдачи карт.

Да, конечно уменьшилось. Дело в том, что у нас регулятор предполагает при первом открытии счета в банке встречу клиента с сотрудником банка. В условиях карантина большое количество точек, в которых можно было получить карту, закрылось и они не работают. В добавок, часть потенциальных клиентов, которые могли бы прийти в еще открытые точки, решили остаться дома. Как следствие, поток клиентов уменьшился.

При этом то количество клиентов, которые скачивают приложение и начинают регистрацию, оно не поменялось, оно такое же. Мы накапливаем вот этот нереализованный спрос клиентов, которые хотели бы стать клиентами monobank, но сейчас в силу разных причин не смогли. Но сейчас НБУ работает над тем, чтобы счет можно было открыть удаленно, это сильно поможет.

Я ранее разговаривал с сооснователем «Планета Кіно» Дмитрием Деркачом и он сказал, что единственный плюс карантина — возможность взяться за процессы, которые давно откладывал. У вас есть, возможно, продукты, за которые вы никак не могли взяться и постоянно откладывали, а теперь в ускоренном темпе запустите?

Вы знаете, у нас совершенно нет паузы. Мы работаем, как мне кажется, еще более интенсивно, чем работали до карантина и это не связано с карантином. У нас на ближайшие два-три месяца очень плотно расписан график наших доработок и тех продуктов, которые мы хотим выпустить для клиентов, поэтому разработчикам приходится работать по выходным, для того, чтобы не срывать сроки, и поэтому у нас возможность притормозить не появилась. 

Совсем не остается времени, чтобы посмотреть все доступные онлайн-курсы.

Да.

Говорят, что карантин научит людей не тратить всю зарплату, а таки научит их откладывать. Вы не наблюдаете рост по депозитам и остаткам на счетах?

Вы знаете, это интересная идея. Я об этом в таком ключе не думал. Действительно, на удивление мы видим, что есть рост остатков на счетах, и рост депозитов.

Но больше это связано с тем, как мне кажется, что те, кто свой доход не потерял, просто не тратят деньги: они сократили расходы, путешествий нет, ресторанов и развлечений тоже. Затраты упали — уровень дохода остался прежним.

Я еще отметил, что это едва ли не первый кризис, когда не было массового скопления украинцев перед банкоматами и повального снятия налички. Даже строительные компании отмечают, что массовой скупки квартир, как способа защитить инвестиции, нет.

Возможно, люди за то количество кризисов и проблем, которые у нас были за последние, я не знаю, 10-12 лет, уже выработали какой-то иммунитет к панике и не поддаются ей. И то, что не побежали снимать наличные — этому можно только радоваться. Паника никому выгоды не приносит.

У основателей Fintech Band сильные личные бренды. Как считаете, они помогают вам сейчас в поддержке привлечения и удержания клиентов?

monobank — это уже гораздо больше чем наши соцсети. В monobank больше двух миллионов клиентов, а число наших подписчиков — десятки тысяч. Да, это хороший канал, он помогает общаться с самыми активными клиентами и он не для того, чтобы привлекать новых клиентов напрямую, он для того, чтобы тем клиентам, которым интересен наш бренд и наш продукт, для того, чтобы у них была возможность получать информацию напрямую от нас, в первую очередь узнавать какие-то новости.

Расскажите о новых продуктах, которые готовитесь запускать в monobank.

Совсем скоро будет запущена «Банка» (на момент выхода подкаста продукт уже доступен — ред. ). Этот продукт мы делаем едва ли не дольше остальных. Первая версия была готова осенью, но мы решили добавить несколько функций, чтобы сделать продукт интереснее. Пока переделывали, успели запустить «Детскую» карту. Теперь, спустя еще несколько месяцев, «Банка» готова.

Второй продукт, который мы готовим к запуску — обслуживание ФОП.

Нужно отметить, что поначалу мы задумывали monobank как монопродукт — отсюда и mono в название: только кредитная карта. Но с ростом числа пользователей появлялись новые запросы: им нужно больше услуг. Один из запросов — обслуживание ФОП.

Со временем, добавив валютные счета, белую карту, другие услуги, мы пришли к пониманию того, что готовы взяться за ФОП. И мы готовы обслуживать тех, кто использует ФОП для себя — IT-специалистов, фрилансеров и других частных лиц.

Для большинства банков физическое лицо и ФОП — два разные департамента. Но если говорить о фрилансере — для него это общие деньги. Но из-за того, что банк смотрит на них по-разному, получается два разных сервиса, разные тарифы, переводы и т.д. Все это долго и неудобно. Мы же понимаем, что такому частному лицу можем дать сервис лучше.

Возможно, рассматриваете новые рынки для запуска своих продуктов?

Сейчас мы концентрируемся на том, чтобы успешно стартовать в Британии с Koto и получить одобрение местных клиентов. При этом Koto задумывался как платформа с возможностью выхода на другие европейские рынки. Возможно, это будет Польша — очень интересный для нас рынок, где много украинцев. Возможно мы к нему дойдем.

Но нам нужно концентрироваться на том, что у нас есть сейчас для того, чтобы не потерять ФОКУС и сделать то, что мы уже запланировали правильно и успешно, а потом уже переключаться на следующие этапы.


Слушайте также:

Дмитрий Борисов, «Семья ресторанов Димы Борисова»

Герой эпизода — Дмитрий Борисов, ресторатор, основатель «Семьи ресторанов Димы Борисова», куда входит более 50 заведений. Дмитрий рассказывает, что из-за карантина тысячи сотрудников остались без работы, и часть ресторанов, возможно, после карантина уже не откроется. Зарабатывать помогает лишь доставка: на момент разговора удалось выйти на показатель в 500 доставок ежедневно. Плюс: запуск доставки откладывали едва ли не полгода, а из-за коронавируса организовали все молниеносно. Минус: раньше рестораны обслуживали 15 000 гостей ежедневно, доставка сейчас покрывает лишь малую часть прежних объемов. Об этом и другом — слушайте в подкасте.

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple Подкасты, Anchor, Spotify, Overcast или читайте текстовую версию на AIN.UA.

Дмитрий Деркач, «Планета Кіно»

Герой эпизода — Дмитрий Деркач, сооснователь одной из крупнейших в Украине сетей кинотеатров «Планета Кіно». Дмитрий рассказал, с каких источников компания продолжает генерировать доход, а также поделился небольшим позитивным моментом от карантина: можна сделать то, что постоянно откладывал ранее.

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple Подкасты, Anchor, Spotify, Overcast или читайте текстовую версию на AIN.UA.

Павел Вржещ, Banda

Герой нового эпизода — Павел Вржещ, сооснователь креативного агентства Banda Agency. Мы поговорили с Павлом о том, как кризис переживает рекламная индустрия (не очень хорошо), и как честность перед командой помогает переживать сложное время.

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple ПодкастыAnchorSpotifyOvercast. Прочесть текстовую версию можно здесь.

Екатерина Кузьменко, Smartass

Герой нового эпизода — Екатерина Кузьменко, управляющий партнер спортивного клуба Smartass, который совмещает в себе спортивное направление, ресторан и салон красоты. В разговоре с AIN.UA Екатерина рассказала, как клуб перенес все тренировки в онлайн, удается ли на этом зарабатывать и как карантин повлиял на планы расширения сети Smartass.

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple ПодкастыAnchorSpotifyOvercast. Текстовая версия — здесь.

Олег Крот и Юрий Лазебников, TECHIIA

Герои нового эпизода — управляющие партнеры международного технологического холдинга TECHIIA Олег Крот и Юрий Лазебников. В TECHIIA Holding входят бизнесы разных направлений: от IT-аутсорса до киберспорта и производства мерча. Офисы холдинга — практически по всему миру. В разговоре с AIN.UA Крот и Лазебников рассказали, как это, управлять огромным холдингом почти с тысячей сотрудников удаленно, будучи закрытыми на локдауне в США. 

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple ПодкастыAnchorSpotifyOvercast. Текстовая версия — здесь.

Катерина Горина, Platforma

Герой эпизода — Катерина Горина, сооснователь cети коворкингов Platforma и руководитель отделов продаж и маркетинга в компании. Мы поговорили с Катериной о том, как чувствует себя рынок коворкингов, с какими вызовами столкнулись и почему люди продолжат ходить в коворкинги после карантина.

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple ПодкастыAnchorSpotifyOvercast. Текстовая версия — здесь.

Антон Авринський, Liki24.com

Герой епізоду — Антон Авринський CEO і співзасновник Liki24.com. Антон розповів AIN.UA, чому ситуація навколо важка для його компанії, хоча, здавалось би, усі купують ліки. Проблеми швидкого росту ніхто не відміняв, окрім того, компанія точно так само стикається з тими ж проблемами, що й усі: черги, дефіцит медикаментів і т.д.

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple ПодкастыAnchorSpotifyOvercast. Текстовую версию читайте здесь.