Благодаря успешному запуску корабля Crew Dragon компании SpaceX, Международную космическую станцию ждут масштабные изменения, пишет издание The Verge. Вскоре NASA снова сможет отправлять своих астронавтов в космос с американской земли наряду с российским «Союзом», который несет полную ответственность за доставку людей на МКС с 2011 года. 

Как только компания SpaceX и другой коммерческий партнер NASA, Boeing, начнут регулярно совершать полеты на станцию и обратно, наступит новая эра, в которой корабли частных и государственных компаний будут летать бок-о-бок, отправляя экипажи в космос и на МКС.

Отношения США с Россией

После окончания в 2011 году американской программы пилотируемых полетов Space Shuttle, NASA начало очень тесно сотрудничать с российской государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос». Американское агентство нуждалось в российский аппаратах, чтобы доставлять своих астронавтов и астронавтов международных партнеров на станцию. За одно место на корабле «Союз» Россия получала свыше $80 млн.

Сейчас между двумя космическими агентствами ведутся переговоры о взаимном предоставлении мест на кораблях вместо их покупки. Глава NASA Джим Брайденстайн уверяет, что генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, который в прошлом критиковал американскую программу Commercial Crew, также считает этот шаг необходимым для дальнейшего развития сотрудничества обеих стран.

Зависимость NASA от российского «Союза» дала «Роскосмосу» возможность и причину поддерживать производство ракет и капсул. Помимо этого, американские миссии для российской космической отрасли – основной источник дохода, который она потеряет, если сделка об обмене местами состоится.

К примеру, в этом году бюджет «Роскосмоса» составляет $2,77 млрд и является частью бюджета NASA в размере $22,6 млрд.

Как утверждают в NASA, на данный момент отношения между двумя агентствами довольно крепкие. Недавно для подстраховки на случай, если в ходе реализации программы Commercial Crew возникнут проблемы, американское агентство приобрело одно дополнительное место на российском «Союзе», запуск которого планируется на осень. Тем не менее, по словам директора проекта по аэрокосмической безопасности CSIS Тодда Харрисона, в будущем количество полетов на «Союзе» будет сокращаться, так как аппараты уже устарели.

Открыты для бизнеса 

SpaceX стала первой частной компанией, которая доставила астронавтов на Международную космическую станцию, но она не единственный частный партнер NASA. Boeing также все еще работает над разработкой собственного космического корабля – CST-100 Starliner, предназначенного, как и Crew Dragon, для пилотируемых полетов. Но прежде, чем на Starliner смогут летать люди, он должен пройти ряд испытаний, в связи с неудачными попытками пристыковаться к МКС ранее.

Так, в декабре Boeing провел испытательный полет капсулы Starliner без экипажа. В ходе миссии появилось несколько программных сбоев, из-за которых в конечном итоге было принято решение об отмене стыковки аппарата со станцией. Повтор беспилотного полета Starliner планируется этой осенью. Это означает, что в предстоящем году SpaceX, вероятно, будет единственной частной компанией, отправляющей астронавтов на МКС. Но как только Boeing продемонстрирует, что он может безопасно стыковать Starliner с космической станцией, а затем доставить капсулу домой, компания также отправит свою собственную команду на орбиту.

Starliner компании Boeing

Тот факт, что помимо государственного «Союза» NASA сможет отправлять частные американские корабли на станцию, повышает шансы развития космической индустрии в сторону туризма. По словам главы американского агентства Брайденстайна, у программы  Commercial Crew есть две цели: вернуть космические полеты на американскую землю, и открыть доступ к космосу частным клиентам, позволяя и SpaceX, и Boeing продавать им места на своих аппаратах.

NASA также планирует открыть космическую станцию для коммерческих целей, чему агентство в прошлом было категорически против.

SpaceX уже объявила о планах отправить четырех туристов в космос на Crew Dragon. В следующем году она намерена запустить экипаж на МКС вместе с компанией Axiom, которая планирует построить свою собственную станцию и открыть ее в 2024 году.

Станут ли эти виды частных поездок популярными, зависит от цены. Одно место на SpaceX Crew Dragon обходится NASA в $55 млн, на Boeing Starliner – в $90 млн. В то время как SpaceX дешевле для агентства, обычному клиенту обе эти поездки не по карману. Поэтому вопрос спроса и коммерциализации космического туризма остается открытым.