Конец июня для украинских фрилансеров, работающих на зарубеж, выдался нервным: деньги на их карточках Payoneer оказались заморожены. Тогда же жители страны узнали о существовании немецкой компании Wirecard. Именно она выдавала карточки и предоставляла счета Payoneer. За неделю проблему с замороженными средствами Payoneer удалось решить, а вот у самой Wirecard дела сложились менее удачливо: компания объявила о банкротстве, ее топ-менеджерам грозит арест. Сбежать удалось лишь одному: уроженцу Австрии Яну Марсалеку. По данным Bellingcat, он прячется в Беларуси и/или России, связан с российскими спецслужбами и, судя по всему, стал виновником краха одной из самых перспективных технологических компаний Германии.
Редакция AIN.UA коротко пересказывает расследование Bellingcat о том, кто такой Ян Марсалек, и хронологию Financial Times о мошенническом пути Wirecard.
Бизнес Wirecard
Wirecard основана в 1999 году в Германии и занималась процессингом. Из-за краха доткомов в 2000-х дела компании шли неважно, но наладить финансовую устойчивость удалось за счет клиентов, с которыми отказывались работать другие: гемблинг, порно, форекс и т.д. Комиссия с таких клиентов выше, это плата за риски. Позже Wirecard купила банк и сумела расширить сферу своей деятельности: например, компания начала выпускать карты для Payoneer, а не так давно — для крупнейшего финтех-стартапа Европы — Revolut.
Бизнес Wirecard в один момент стал настолько большим, что по капитализации она обошла крупнейший банк Германии — Deutsche Bank. А сама компания была едва ли не национальным достоянием страны и считалась крупнейшим финтех-проектом Европы. Это доказывают действия местного регулятора BaFin в войне между Wirecard и журналистами британского Financial Times.
Последние несколько лет издание раз за разом выпускало расследования, в которых компанию уличали в махинация со своей отчетностью. Не раз BaFin вставал на сторону Wirecard, которая обвиняла издание в публикации заказных материалов. Сам же регулятор заявлял, что Wirecard — весьма значимая для страны и экономики, и даже расследовал деятельность Financial Times, обвиняя издание в манипуляциях. Впрочем, журналисты оказались правы: именно серия расследований Financial Times подвела к тому, что Wirecard временно сменил аудитора (EY поменяли на KPMG), который выявил проблемы в отчетности. После EY, впервые за 10 лет сотрудничества с Wirecard, обнаружил дыру в 1,9 млрд евро.
Ян Марсалек
Ян Марсалек — уроженец Австрии, уже много лет работал в Wirecard. А в 2010 году его назначили операционным директором компании. Считается, что он приводил лучших клиентов, в том числе — рисковых, но дающих хорошую прибыль. 18 июня, когда официально подтвердилась дыра в 1,9 млрд евро, Марсалек заявил, что отправляется на Филиппины искать пропавшие деньги: именно в местном филиале якобы потерялись деньги. Вот только на Филиппины Марсалек не полетел. И деньги тоже не искал. По мнению следствия, Марсалек отлично знает, как образовалась дыра в 1,9 млрд евро, поскольку и именно он является главным подозреваемым в деле о мошенничестве. Он, в частности, отвечал за офисы в Азии: именно в отчетностях местных филиалов были обнаружены финансовые махинации.
По данным Bellingcat, Марсалек подделал документы о перелете на Филиппины, там его не было. Все это делалось, чтобы запутать следы следствию, которое выдало ордер на его арест.
Как удалось позже выяснить, своим бывшим коллегам Марсалек написал, что находится в стране со «стабильным политическим строем», где «25 лет удерживают власть одни и те же люди». Многие посчитали, что топ-менеджер Wirecard отправился в Латинскую Америку или Африку, но на самом деле, он оказался намного ближе к своей родному дому — в Беларуси. Там уже 25 лет во главе власти стоит Александр Лукашенко, а сама страна всего в часе лету от Германии. Позже информация подтвердилась: Bellingcat удалось найти данные, согласно которым Марсалек в ночь 19 июня 2020 года на частном самолете прилетел в Беларусь. И с того времени он не покидал страну. Прилетел он, судя по всему, из Таллина, столицы Эстонии.
Марсалек действительно может скрывать в Беларуси или России (у стран общая открытая граница), поскольку топ-менеджер Wirecard — частый гость Российской Федерации. По данным Bellingcat, за последние 10 лет (с того момента, как стал операционным директором Wirecard), он 60 раз летал в Россию, хотя до этого был там лишь раз. Считается, что в 2017-ом его могло завербовать ФСБ: 15 сентября он приехал в аэропорт, чтобы улететь из России, но его остановили на границе, отпустив лишь несколько часов спустя, ему довелось брать новый бизнес-джет. До этого он десятки раз успешно улетал из России без проблем.
В Bellingcat говорят, что Ян Марсалек — один из самых необычных людей, которых им довелось изучать. Дело в том, что у него едва ли не десяток разных паспортов, с разными фотографиями, но всегда с одним именем. Кроме того, он имел специальные дипломатические паспорта, которые выдаются не гражданам страны, а либо почетным консулам, либо же просто покупаются в ходе коррупционных схем. Такие паспорта не выдают в европейских странах. Сам Марсалек признавался, что имеет паспорта нескольких стран.
У европейских спецслужб есть основания предполагать, что Марсалек работал на ФСБ. Так, например, в 2015 году он полетел в Ливию якобы содействовать запуску гуманитарных программ. На самом же деле, он помогал в создании частных военных компаний, а его советником был бывший офицер ГРУ. Кроме того, Марсалек был в Сирии «в гостях у российских спецслужб», а в 2018 году рассказывал, что у него есть формула химического оружия «Новичок». Кроме того, начиная с 2015 года ФСБ отслеживали все перелеты Марсалека по миру, кроме Европы (видимо, их было слишком много). Такого в ФСБ не делают.
В Bellingcat допускают, что Марсалек работал с ФСБ и именно там подделали его документы о перелете на Филиппины. Впрочем, можно предположить, что точно также подделаны документы о его въезде в Беларусь, чтобы запутать след беглеца. Как именно Марсалек помогал ФСБ — точно неизвестно, кроме того, что он передавал секретные документы спецслужб Австрии в Россию.
По информации издания The Bell, Марсалек в России пытался купить банк, а также искал партнеров и клиентов.
По данным немецкой газеты Handelsblatt, сейчас Марсалек находится не в Беларуси, а уже в самой России — недалеко от Москвы.
Как пишет Deutsche Welle, махинации Wirecard — огромный удар по репутации всей финансовой системы, а для акционеров это обернулось потерями миллиардов евро. После скандала сильно подмочена репутация частного аудитора EY, который не замечал пробелы в финансовой отчетности (в EY говорят, что это было невозможно сделать из-за запутанности схемы мошенничества). Теперь в Германии планируют перестроить систему надзора за аудиторскими компаниями.
Более того, досталось и местному регулятору BaFin. Как оказалось, едва ли не главную финтех-компанию страны проверял всего один человек. Сама компания, как говорилось выше, даже защищала Wirecard. Теперь BaFin придется отчитываться за свои действия перед вышестоящими органами в Германии и Еврокомиссией. А группа акционеров готовит многомиллиардный иск к BaFin за то, что тот не в полной мере выполнял возложенные на регулятор обязанности.