Киберспорт признали официальным видом спорта в Украине. В колонке для AIN.UA Юрий Лазебников, управляющий партнер холдинга TECHIIA и киберспортивного медиахолдинга WePlay! Esports рассказал, что изменит новый статус.

Юрий Лазебников

7 сентября Министерство молодежи и спорта Украины записало киберспорт в официальные виды спорта. «Наконец-то!» – обрадовались одни. «Ха-ха, уже не сутулые геймеры, а кандидаты в мастера киберспорта», – съехидничали другие. Третьи же задают вполне резонный вопрос: «И что теперь?» Неясно, новые возможности или новые проблемы несет индустрии официальный статус. Что изменится для игроков, киберспортивных компаний и вообще для каждого украинца?

О хорошем

Полтора года Федерация киберспорта Украины добивалась от Минспорта официального статуса для киберспорта. Если кратко, теперь у нас открыта дверь к сотрудничеству с государством. В первую очередь, с точки зрения процедур и документов. 

Впереди у Федерации еще масса работы по нормативке. Например, в законодательном понятии «киберспорт» пока нет разбивки на конкретные дисциплины. Но уже сейчас очевидны несколько плюсов.

1. Поддержка

Заглядываем в 49-ю статью Конституции и видим: «Государство заботится о развитии физической культуры и спорта…» 

Чтобы понять, что изменилось, посмотрите на ситуацию глазами условного чиновника из горадминистрации Петра Иваненко. К Петру приходит организатор киберспортивного турнира. Просит провести состязания на государственной площадке. Раньше с таким же успехом к чиновнику мог обратиться организатор свадьбы или митинга за права растений – с точки зрения закона Петр Иваненко их не различал. А теперь, когда киберспорт признан официально, чиновник своим разрешением прямо способствует развитию спорта в стране. 

Теперь онлайн-турниры по Dota 2 будут считаться спортивными соревнованиями, а не нишевым увлечением. Вместо того чтобы отправлять заявителя по куче инстанций, Петр Иваненко сошлется в разрешении на конкретный нормативный акт. Арендовать и обустраивать площадки для киберспортивных компаний станет гораздо прозрачнее. 

То же касается строительства киберспортивных арен. Одно дело получать у Петра Иваненко разрешение под объект, где люди «просто будут играть на компьютерах». Другое – под арену для развития (кибер)спорта в Украине. 

«А что по госбюджету? Киберспорт же надеется получить оттуда кусок?» – спросят скептики. Рискну ответить за всех коллег – бюджетные деньги нам не нужны. Киберспортсмены и индустрия всегда развивались за счет частных инициатив. Зная проблемы украинского бюджета, скорее всего, так будет и дальше. Но теперь открывается дополнительное окно возможностей. 

Если государство увидит в киберспорте потенциал, в будущем могут появиться государственные гранты, программы развития киберспорта в школах и вузах, отдельные специальности и профессии. Пускай это будет 0,1% от всех денег в индустрии. Вдруг маленький талант по CS:GO из глубинки получит шанс на чемпионство? Государство потом гордо скажет: «Это мы помогли». 

В конце концов, о госфонде стартапов у нас тоже когда-то только фантазировали. А в этом году первые проекты уже получили деньги.

2. Визы

По этому поводу у WePlay! Esports и других организаторов турниров большие ожидания. Участникам международных соревнований нужны визы для въезда в страну. Например, в США киберспортсмены, тренеры, сотрудники команды, едущие на турнир, могут оформлять спортивную визу. Играешь в League of Legends – считаешься спортсменом. Это значительно упрощает контакты с таможней.

Украина без виз принимает игроков из Европы, США и части азиатских стран. Но талантливые киберспортсмены едут со всего мира – и не всегда это просто.

Буквально недавно мы решали задачу – как быстро и без лишней бюрократии привезти на турнир в Украину девушку-комментатора из Иордании. Дополнительные сложности наложил COVID и неработающие посольства. Если бы у нас действовали визовые правила, как в Штатах, мы могли бы указать ее как спортивного комментатора, а не абстрактного человека для непонятного государственной машине мероприятия. 

Аналогично с ребятами, которые приезжают в Украину тренироваться или полностью переезжают в местные команды. Упрощенный въезд – это плюс фактор привлекательности страны для киберспортсменов. Логично, чтобы государство сделало такой шаг на фоне официального признания.

3. Деньги

Кому же выгоден официальный статус киберспорта?

Цепочка начинается с киберспортивного бизнеса. За счет нормативных упрощений мы сэкономим время, нервы и организуем в Украине масштабные турниры, которые привлекут к экранам весь киберспортивный мир. Мы ожидаем, что в отрасль как в официальный спорт охотнее придут коммерческие спонсоры. Местные и зарубежные медиа активнее включатся в освещение соревнований. И, конечно, привет, новые рабочие места в развивающейся сфере.

На этом выгодополучатели только начинаются. Хороший киберспортивный турнир дает городу и стране такие же бенефиты, как Евровидение или финал футбольного чемпионата.

Моментально включаются смежные отрасли – рекламные и ивент-агентства, создатели и продавцы мерча и атрибутики, техники. 

И не забываем, что участники и зрители турниров – это туристы. Они купят авиабилеты, пойдут в рестораны, кофейни и музеи, арендуют жилье, вызовут такси. Даже продавцы бургеров возле места проведения турнира сумеют заработать в разы больше. 

Государство получит прямые налоги от киберспортивного бизнеса и непрямые налоги от приезжих. Заработают все. Так Украина легким движением руки монетизирует «сидящих за компами детей». 

О сомнительном, но пока маловероятном

У официального статуса киберспорта может быть и риск. Имя ему – зарегулированность. Многие упрощения для индустрии могут быть перечеркнуты непрозрачными лицензиями, лишней нормативкой и прочей бюрократией. 

Сейчас я уверен, что риск этот небольшой. По тому, как Минспорт и Минцифра помогли Федерации киберспорта с оформлением, можно сделать вывод – государство заинтересовано работать с киберспортом с минимальными проволочками и максимальной поддержкой. У игроков индустрии, как WePlay! Esports, например, стримеров, инфлюенсеров сильнейшие компетенции, на которые министерство может опереться. 

Украина – выгоднейшая локация между Европой и Азией. У нас есть большие площадки, множество киберспортивных талантов. Нам просто грех не стать лидером отрасли. Нужна лишь максимальная свобода, чтобы мы могли привлечь сюда максимум со всего мира.

О тех, кто будет всегда

И напоследок – что касается заявлений «лучше бы эти киберспортсмены пошли на турники». 

Во-первых, дети и взрослые все равно сами выбирают, на что тратить время. Таланты бывают разные: кто-то хорошо подтягивается, кто-то – бьет тяжелый джеб, а кто-то – метко стреляет в CS:GO. Теперь на всем этом можно заработать, а параллельно популяризировать направление, город, страну. 

Во-вторых, киберспорт – не замена турникам, футболу или шахматам. Это отдельный вид состязания человеческих потенциалов. Побеждает не тот, у кого мощнее комп – технические лаги в соревнованиях сводятся к минимуму. Как в футболе и биатлоне, в киберспорте важны телесная реакция, командность, меткость, скорость принятия решений. Пусть и происходит это на карте CS:GO, а не на траве или снегу. 

Когда-то люди хихикали над пластиковыми картами. Зачем они нужны, если есть нормальные деньги? Совсем недавно кусали локти: «Эх, лучше бы я в 2010-м вместо квартиры на Троещине купил бы себе пять биткоинов по 8 центов?». 

С киберспортом, похоже, будет так же. Читая новости о чемпионах по электронным видам спорта, многие наверняка уже не раз подумали: почему я послушал маму и бросил играть в Dota

Автор: Юрий Лазебников, управляющий партнер холдинга TECHIIA и компании WePlay Esports