Сегодня, 18 ноября, редакция AIN.UA выпустила серию материалов о, наверное, одном из самых значительных изменений, которое может ждать tech-индустрию страны в ближайшие годы — проекте Diia City. Если коротко, это особый налоговый режим, который распространяется на украинские технологические компании, стихийно состоявшиеся на нерегулируемом ФОП-рынке — не без грехов, но и без ресурсных олигархов и, по-большому счету, без схем. 

С одной стороны все понимают, что компания на 7000 ФОП при 20 официально оформленных сотрудниках — это использование лазейки, с другой — индустрия сформировалась без помощи государства, при этом стала заметным налогоплательщиком и лицом Украины. К сегодняшнему дню украинская tech-индустрия уже имеет своих единорогов, IPO, и track-record сделок на десятки и сотни миллионов. Diia City задумана как раз для того, чтобы «обелить» индустрию — снизить НДФЛ до сопоставимых с ФОП цифр, при этом сохранив мобильность ФОП, с их мультизанятостью и возможностью быстро менять проекты.

Чиновники уверены, что новые правила позволят вывести индустрию на качественно новый уровень. И тем не менее, далеко не все — за. Когда инициатива впервые прозвучала, крупные IT-компании, ассоциации и кластеры заявили, что принимают участие в разработке новых законов, активно обсуждают лучшие варианты и намерены сделать качественную реформу. Спустя полгода руководитель профильной ассоциации IT Ukraine выпускает интервью, где говорит, что Минцифры не слышит индустрию (в случае с IT Ukraine — индустрию аутсорса — прим.ред.). Практически все опрошенные AIN.UA IT-кластеры вообще отказались комментировать Diia City. Ряд крупнейших IT-компаний страны также не стали отвечать на вопросы редакции по профильной для них теме — одни сослались на то, что еще не разобрались, другие попросту проигнорировали. Наконец, сегодня, 18 ноября, партия «Голос» подала альтернативный законопроект к DC.

Ключевые вопросы к проекту закона от Минцифры: 

  1. Для чего в DC создается регулятор с полномочиями определения признаков IT и неIT , а также объемов информации, которую резиденты будут обязаны раскрывать о себе? Это вполне может регулироваться законом, а не чиновником. 
  2. Не отбросит ли DC тень на текущих ФОП? Сейчас каждый обыск в tech-компании создает большой резонанс — самые разные чиновники любят рекламироваться на помощи молодой амбициозной индустрии, а иностранные партнеры активно вступаются за украинские офисы и контрагентов. Но что будет, когда будет «белый» DC-Tech, который декларируется как эксперимент, и остальной «серый» ФОП-Tech?
  3. Почему вообще нужен DС? Белорусский Парк Высоких Технологий, который брался за пример, возник в стране, где не было ФОП 5%.

Идеологи DC открыто отвечают в СМИ на каждый из вопросов. Но на фоне отсутствия единой линии у индустрии, однозначности это пока не добавляет: с одной стороны звучит, что ФОП трогать не будут, с другой стороны — Министерство экономики выпускает прямо сейчас новый законопроект с перечнем из 7 признаков, наличие любых 3-х из которых позволит переквалифицировать ФОП в трудоустройство. С одной стороны декларируется защита резидентов DC от «маски-шоу» (формы давления силовиков на IT – прим. ред.), с другой стороны непонятно почему не защитить всех остальных и почему не работает уже 2 закона «Маски-шоу стоп»? 

Понятно, что Минцифры не может поменять десятки законов и исправить за пару лет прогнившие системы национального уровня, так что пытается создать обособленный «кокон» внутри которого проще построить идеальный мир для IT. Сама идея Diia City с «обелением» индустрии и созданием условий для развития в отдельно взятом «коконе», очевидно, звучит хорошо. Однако это не снимает вопросов выше к текущей редакции законопроекта. 

Вдобавок к этому tech-индустрия тоже неоднородна. Аутсорс, являющийся крупнейшим численно (по количеству ФОП — прим.ред.) интересует сохранение налоговой нагрузки — затраты на фонд оплаты труда составляют у них больше 60%. Зазор для роста налогов, который они смогут переварить, маленький. При этом деньги генерируются не продуктом, а специалистами, что осложняет M&A —ведь покупателю надо как-то объяснить, что он покупает бизнес с сотрудниками, а не ФОПами. Продуктовые компании основную часть трат относят к покупке трафика, так что их больше интересует возможность в случае украинской инкорпорации без семи кругов ада платить иностранным площадкам — Facebook, Google и так далее. При этом ФОТ у состоявшихся продуктовых компаний редко превышает 10%. Наконец есть т.н. «диджитал» — местный продакшн, PR и маркетинг, который тоже работает с tech-специалистами, но по ресурсам и условиям ни до аутсорса ни до продукта чаще всего не дотягивает.

В итоге, все идет с большим скрипом. В редакцию то и дело поступает информация о разногласиях и даже конфликтах между Минцифры и ассоциациями. Молчание многих игроков, боящихся говорить публично, но не одобряющих «в кулуарах» и «офф зе рекорд» ситуацию только усугубляет. Кажется, что это хороший сюжет для нового сериала на Netflix, вот только последний украинский «налог на Netflix» может значительно урезать количество зрителей в Украине. 

Индустрия на 300 000 людей, рынок на $4 млрд с космическим потенциалом роста. Правила нужны, пусть и те, которые нравятся не всем. Вот только сейчас, кажется, чересчур много неотвеченных вопросов.  

Авторы: Илья Бошняков, издатель AIN.UA, Илья Кабачинский, главный редактор AIN.UA