В октябре 2020 года интернет-магазин Rozetka запустил франшизу, которая распространяется на точки выдачи заказов. Одним из первых франчайзи стал киевлянин Роман Пасечный, он открыл точку в декабре 2020 года, вложив в нее около 600 000 грн. О том, почему он решил купить франшизу, сколько денег ушло на запуск и сколько он смог заработать, Роман рассказал редакции EVO (слияние EVO и Rozetka завершилось в 2018 году). AIN.UA предлагает сокращенную версию интервью: как работает франшиза Rozetka.
Мечта про свой бизнес
Последние несколько лет Роман работал в IT-компании и задумывался про свой бизнес. Однажды запустил с другом сервис по доставке продуктов питания в офисах IT-компаний, но бизнес не взлетел, так как основатели были слишком заняты на основной работе. Поэтому Роман стал изучать варианты с уже налаженной бизнес-моделью.
“Рассматривал франшизу «Нова пошта», но у компании уже и так слишком много отделений в Киеве, и открыть новое можно только в небольших городах с населением 10 000–20 000 человек — а это мне не интересно”, – пояснил он.
Франшизы других компаний не внушали доверия. Узнав о запуске франшизы Rozetka, решил попробовать.
Франшиза Rozetka: условия
Интернет-магазин предлагает такие условия франшизы:
- ориентировочные затраты на запуск — около 688 000 грн;
- чистая прибыль — от 35 000 грн в месяц;
- срок окупаемости — от 15 месяцев.
Сотрудничество выглядит так: клиент оформляет покупки на Rozetka, магазин обрабатывает заказ и отправляет его в отделение выдачи франчайзи. Франчайзи принимает товары, выдает их клиенту и получает вознаграждение за каждую такую выдачу.
Rozetka платит франчайзи 20 грн за одну выдачу.
Не важно, сколько товаров заказал клиент: если они приехали с одного склада и у них один номер накладной — они будут считаться как одна выдача.
“Например, если клиенту прислали три пары кроссовок, две он выкупил, а одну оставил в отделении, я все равно получаю вознаграждение как за одну выдачу. Если же клиент отказался от заказа или вообще за ним не пришел, я ничего не зарабатываю”, – рассказывает Роман.
В среднем на его точке заказов на 10% больше, чем выдач.
Франчайзи не могут выдавать алкоголь, крупногабаритные товары вроде холодильников и все заказы от других продавцов, кроме самой Rozetka.
Запуск отделения за полтора месяца
Запуск отделения обошелся Роману в 654 000 грн. Основные расходы:
- начальный взнос — $5000 или около 140 000 грн;
- ремонт помещения — 220 000 грн;
- столы, стеллажи — 100 000 грн;
- компьютеры, сервер, коммуникаторы — 92 000 грн;
- оплата аренды помещения за первый и последний месяц — 33 400 грн;
- юридическое оформление двух вывесок (взнос в казну города и услуги посредника) — 25 000 грн;
- освещение — 12 000 грн.
В общей сложности от первого общения с Rozetka до запуска точки прошло пять-шесть недель.
Полторы-две недели он искал подходящее помещение. За поиск локации отвечает франчайзи, но окончательный вариант нужно согласовывать с Rozetka. Еще две недели ушло на ремонт.
В Rozetka подготовили дизайн-проект отделения, дали контакты строителей и поставщиков оборудования, помогли настроить программное обеспечение.
Rozetka рекламировала мою точку в интернете и в день нашего открытия разослала рекламное пуш-уведомление всем пользователям своего приложения.
Запуском отделения Роман занимался вдвоем с супругой. Сейчас они выполняют роли старших менеджеров: работают с CRM-системой, проводят инвентаризацию и инкассацию, делают кассовые подсчеты в конце дня. Еще в команде четверо наемных операторов-кассиров, работают они посменно. По требованиям Rozetka, на точке всегда должны находиться двое человек. Бухгалтер – на аутсорсе.
“В декабре к нам несколько раз приходил представитель Rozetka с ревизией: подсказывал, чего нам не хватает, как улучшить работу. Замечания были по мелочи: докупить огнетушители, бытовые средства для уборки помещения и батарейки разных типов, чтобы покупатели могли проверять работу электроприборов”, – рассказывает Роман.
Франшиза Rozetka: прибыль с первого месяца
По оценкам Rozetka, в среднем одна точка выдачи должна выдавать 150–250 заказов в день. По словам Романа, на практике примерно так и получается. Максимальный суточный рекорд — 260 заказов, ниже 100 выдач пока не падали.
“Этого достаточно, чтобы выходить на операционную прибыль. На окупаемость должны выйти к марту-апрелю 2022 года”, – говорит он.
Основные ежемесячные расходы:
- аренда помещения (16 700 грн),
- коммуналка и сервисное обслуживание (3 500 грн, включая оплату за охрану),
- зарплаты сотрудникам (65 000 грн),
- клиентам пакеты, сами покупаем их по 80 коп. за штуку.
Выводы
Сейчас Роман подыскивает помещение, чтобы открыть еще одну точку выдачи. Уже согласовали с Rozetka район, осталось найти конкретную локацию.
“Я доволен, что решился запустить бизнес по франшизе. После IT-сферы мне пришлось перестраивать мышление и восприятие мира с позиции наемного сотрудника на позицию предпринимателя. Если раньше за нами бегали HR-менеджеры и предлагали лучшие условия труда, то теперь нужно заботиться обо всем самостоятельно. Пока что для меня это непривычно — но интересно”, – подытожил он.