Кабинет министров подал в Верховную Раду законопроект о введении новой формы трудового договора — с нефиксированным рабочим временем. На рынке инициативу уже прозвали «законом о фрилансерах».
AIN.UA попросил юристов и участников рынка прокомментировать документ, чтобы выяснить, действительно ли он полезен фрилансерам или от него выиграют другие фигуры на рынке труда.
В чем суть?
Документом предлагается введение новой особой формы трудового договора – трудового договора с нефиксированным рабочим временем. Эта форма договора должна стать альтернативой договорам гражданско-правового характера, которые на сегодня работодатели используют для привлечения к работе фрилансеров.
Согласно условиям такого договора его стороны могут определять необходимость и время привлечения работника к работе, ее объем и режим выполнения. Работник сможет сочетать легальную работу у нескольких работодателей и при этом иметь базовые социальные гарантии.
Оплата труда происходит исключительно за то время, когда работа фактически выполняется. Вместе с тем, законопроектом предусмотрено гарантированное минимальное количество оплачиваемых часов в месяц.
Как отмечают чиновники, работающий по такому договору “получит все права и гарантии, предусмотренные законодательством о труде”. В частности:
- оплачиваемые больничные и отпуск,
- страховой стаж (другими словами, пенсию),
- порядок приема на работу и увольнения и т.п.
Что говорят юристы
Андрей Фомичев, адвокат, Аудиторская фирма ПСП Аудит
В пояснительной записке к законопроекту собран «винегрет» причин для внедрения трудового договора с нефиксированными рабочим временем (далее – Договор): это и противостояние негативным последствиям из-за карантина против COVID-19, и застарелость и отсталость трудового законодательства Украины, и переход Украины к рыночной экономике, и спасение, защита, легализация фрилансеров.
Такой Договор сравнили с аналогичным «zero hours contract» из Великобритании, Бельгии, Венгрии, где контракт широко применяют в туризме и ритейле, отлично прижился он и среди учителей, журналистов, юристов, а также среди социальных групп до 25 лет и старше 65.
Нам же предлагаются следующие особенности Договора:
- фиксация способа и минимального срока уведомления сотрудника о начале работы;
- фиксация способа и максимального срока принятия сотрудником работы;
- право отказаться от работы, если нарушены сроки уведомления о начале работы;
- работа выполняется, если она есть;
- минимально оплачивается 32 часа в месяц, независимо были поставлены задачи или нет;
- сохраняется право на 40-часовую рабочую неделю и не более 6 рабочих дней, сверхурочные оплачиваются в двойном размере;
- наличие всех соцгарантий, что и для других сотрудников (отпуск, больничный, достойный уровень заработной платы, учет продолжительности рабочего времени и времени для отдыха, и прочее);
- только 10% от общего штата сотрудников могут использовать нефиксированное рабочее время.
10% персонала на официальной удаленке никак не повлияют на эпидситуацию в офисе. Предлагаемые особенности в бизнесе скорее будут использоваться, чтобы не уволить сотрудника в сложное время, а уменьшить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Например, можно будет перевести 10% персонала без фикса рабочего времени и оплачивать минимальные 32 часа в месяц вместо положенных 40 часов в неделю.
Таким нехитрым способом можно будет сократить налог с доходов физлиц и ЕСВ в пять раз на этих 10% сотрудников.
С трудом верится, что фрилансера смогут мотивировать соцгарантии в виде оплаты за 8 часов работы в месяц. Он больше дорожит своей свободой действий, нежели минимальным размером ЗП и жестким внутренним трудовым распорядком.
В законопроекте не раскрыт перечень нестандартных форм занятости, к которым может применяться Договор. Это может привлечь к вольным трактовкам контролирующими органами, к кому применяются такие договора, а к кому такие условия неприемлемы.
Можно сделать заключение: действующее трудовое законодательство крайне застарелое, а наличие в нем трудового договора с ненормированным рабочим временем всего лишь must have для соответствия законодательству развитых стран. Однако, ни единой задачи, поставленной в пояснительной записке, данный особенный вид трудовых отношений не решает.
Роман Лиходед, управляющий партнёр Conflict Lawyers
В 2019 году в ЕС принята директива 2019/1152. Документ актуализирует регулирование рынка труда, так сильно преобразившегося за последние годы. Демографическое развитие, диджитализация, новые формы занятости и т.д., и т.п. – это все легло в основу решения о единых стандартах прозрачности и прогнозируемости условий труда.
Со ссылками на ранее принятые акты в Директиве можно встретить такие замечательные, правильные словосочетания-принципы как «поощрять предпринимательство и самозанятость», «способствовать профессиональной мобильности», «гибкость работодателей для адаптации к изменениям экономики».
Удаление под корень незадекларированного труда и дохода многие поддержат, но как же правовой статус работника и фрилансера? В законопроекте юридического термина «фрилансер» нет, как и критериев разграничения. С введением «трудового договора с нефиксированным рабочим временем» понятие «работник», как участник трудовых отношений, приближается к фрилансеру. Последний, как правило, ФОП-единщик. Правоотношения действительно схожи, но различия существенные.
Например, работник не несет риск результата работы в отличии от работодателя (иногда предпринимателя). Также первый получает социальные гарантии (заработная плата, отпуск, больничные, т.д.). Фрилансер же не верит в пенсионную систему и отдыхает, когда этого потребует нервная система.
КЗоТ – о труде как процессе работы (трудовой функции). Договор оказания услуг – совсем другое дело. И результаты облагаются налогами по-разному.
Светлые головы ЕС в пункте 48 Директивы указали: «При выполнении этой Директивы государства-члены должны избегать введения административных, финансовых и юридических ограничений, которые могут сдерживать создание и развитие микро-, малых и средних предприятий». В случае принятия законопроекта статья 265 КЗоТ предусматривает санкции.
Нет времени на раскачку, никакого льготного периода. Гоструду дали дефиницию, и они ею воспользуются сполна. В государстве, где результат работы меряют суммой реализованных штрафов, вряд ли будет по-другому.
Что говорят участники рынка
Валентин Зюзин, операционный директор Freelancehunt
Закон, который бы защищал фрилансеров, нужен давно. На сегодня в Украине нет законодательных актов, которые бы регулировали работы внештатных сотрудников. И даже удаленного формата, по которому вся страна работала как минимум два месяца в прошлом году, в законодательстве не предусмотрено. Более того, за фрилансеров не платятся налоги, они не имеют официального стажа и прочих социальных гарантий. Это нужно исправлять.
У многих специалистов есть неуверенность в законодательной базе. Небольшая часть фрилансеров оформлены как ФЛП, они платят налоги и могут работать по договорам с юридическими лицами. Если исполнитель физлицо – то предусмотрен договор гражданско-правового характера (ГПХ). Но тогда исполнитель облагается налогом в 19,5%. Терять лишние деньги и разбираться с возможностью оформления большая часть не хочет, поэтому работает по привычной схеме – оплата на карту. Радует, что хотя бы в целях безопасности 93% сделок заключаются через эскроу-сервисы и стороны уверены в выполнении обязательств.
Будущий закон должен исправить проблему отсутствия официального трудоустройства и сокрытия реальных трудовых отношений. Вопрос их регулирования назрел давно, но пока неясно, в какой именно форме будут предложены нововведения. Используемый для таких целей договор ГПХ никуда не девается, поэтому здесь нужны четкие критерии для разграничения. Пока говорится о минимальное количество часов работы.
В законопроекте указано, что человек должен не менее 32 часов в месяц проработать в одной компании. А это уже существенные ограничения – есть подозрения, что профильный комитет парламента отправит проект на доработку.
В Министерстве экономики отмечают, что согласно новой форме работы налог будет платиться за объем работы в часах, а не от минимальной зарплаты. Также заложена возможность исполнителю одновременно работать на несколько компаний. Важно, что в законопроекте поднимаются такие вещи, как минимальный и максимальный срок, чтобы специалисту сообщить про работу, интервалы работы, и описывается количество часов, необходимое на проект. Это хорошо.
Необходимость подобного закона назрела давно. Важно – какие критерии пропишут наши законодатели, и чем будущий договор будет отличаться от ГПХ.
Опять же, преимуществом является необязательность таких договоров. Стороны могут отказаться и работать по старинке. Если же закон примут, то это может сделать формат фриланса еще более привлекательным.