Цифровая индустрия в 2020 и 2021 годах переживает один из самых больших дефицитов полупроводниковой продукции за последние десятилетия.
Это сказалось практически на всем — от цен на видеокарты, ноутбуки и автомобили до запуска консолей нового поколения, когда даже оплаченный предзаказ не гарантировал покупателю получение приставки.
Редакция AIN.UA разобралась в причинах дефицита и узнала кто пострадал от него больше всего.
Полупроводники нужны всем
Чипы лежат в основе большинства вещей, которыми мы пользуемся ежедневно — это смартфоны, телевизоры, автомобили и даже холодильники и кофеварки стали достаточно «умными», чтобы требовать для своего производства микропроцессоры или хотя бы микроконтроллеры.
Более того, для большинства устройств необходим не один чип, а несколько, которые часто производят разные вендоры. И нехватка хотя бы одного из них приводит к остановке всего производства.
К примеру, в автомобиле есть системы, которые следят за дорожными событиями, есть мультимедиа система и есть система дистанционного отпирания багажника. Все они имеют на борту чипы, необходимые для выполнения их функций.
Таких систем много, а главное каждая из них требует своего набора чипов и скорее всего быстро заменить один полупроводниковый элемент другим не получится.
Все начинается с пандемии
Как многие другие негативные явления в современном мире, дефицит чипов отчасти вызван коронавирусом. Пандемия имела два фактора влияния на дефицит: это, во-первых, неожиданно возросший спрос на потребительскую электронику, и, во-вторых, локдаун во многих крупных производительных центрах Китая и ряда других стран.
С приходом пандемии компании начали переводить своих сотрудников на удаленный режим работы. И многие столкнулись с необходимостью создания «домашнего офиса». Даже если у человека и так был домашний компьютер он часто не подходил для решения рабочих задач и многие начали задумываться над покупкой нового.
Тем более многие западные компании или сами закупали технику для своих сотрудников на удаленке, или выделяли на это финансирование.
Согласно данным аналитической компании Canalysс, поставки настольных компьютеров, ноутбуков и рабочих станций в 2020 году увеличились на 11% по сравнению с 2019. В целом в 2020 году было продано 235,1 миллиона ноутбуков и около 61,9 миллиона настольных компьютеров.
А с учетом того, что с 2011 года рынок ПК постоянно проседал, производители ожидали скорее дальнейшего падения спроса и не могли спрогнозировать или предусмотреть его аномальный рост. Поэтому производственных мощностей не хватило для выпуска достаточного количества чипов при резком увеличении потребности в них.
На фоне этого в Китае и многих других странах, производящих полупроводниковые элементы действовали коронавирусные ограничения, из-за которых приходилось останавливать заводы, что тоже не лучшим образом сказывалось на количестве доступных на рынке чипов.
Подорожание биткоина и очередной пик майнига
Параллельно с этими событиями осенью 2020 года начала стремительно расти цена биткоина, и уже в ноябре криптовалюта побила двухлетний рекорд и приблизилась к цене в $16 000 за монету. С того момента стоимость несколько раз колебалась, но все же постоянно росла и уже к февралю 2021 года биткоин достиг отметки в $58 000.
Чем выше становилась стоимость криптовалюты тем больше людей начинали заниматься ее майнингом, ведь даже покупая видеокарты по завышенной (иногда в несколько раз) цене можно было заработать.
Хотя производители видеочипов (а это Nvidia и AMD) никогда не обвиняли майнеров в дефиците, их влияние на рынок оказалось достаточно серьезным, что бы Nvidia не только выпустила отдельную серию видеокарт для майнинга, но и добавила в свои потребительские чипы «защиту от майнинга».
Новые чипы компании оснащены программным драйвером, способным определить, что видеокарту используют для майнинга и снизить производительность примерно на 50%.
Причина дефицита — ограниченность производства
Главная причина, помешавшая производителям справиться с растущим спросом — это ограниченность производства. На самом деле в мире не так много производителей отдельных (и часто незаменимых) компонентов, необходимых для создания готового устройства.
К примеру, в мире существует всего три крупных производителя чипов оперативной памяти: Samsung, Micron и Hynix. А видеочипы производят только две компании — Nvidia и AMD. И так с очень многими комплектующими. Видеокарты от Palit ASUS и MSI отличаются лишь «обвязкой» чипа, а если производитель чипов не может удовлетворить спрос им просто некуда идти.
Также проблема в том, что некоторые из чипмейкеров не имеют собственного производства. Один из крупнейших производителей центральных и графических процессоров, компания AMD еще в 2009 году закрыла собственное производство и размещает заказы на мощностях других компаний. А в ситуации дефицита, вызванного непредвиденным ростом спроса, когда все пытаются нарастить производство, аутсорсинговые компании просто физически не способны выполнить заказы всех своих клиентов.
Более того, сейчас в дефиците не только высокотехнологичные кристаллы, как например видеочипы, но и более простые ШИМ-контроллеры, отвечающие за питание устройств и многие другие полупроводниковые элементы, что еще больше ограничивает производство конечных устройств.
Кто пострадает от сложившейся ситуации
Производители чипов не сильно пострадают от сложившейся ситуации. Ресурс Igor’s LAB отмечает, что в Китае майнеры скупают видеокарты Nvidia еще на заводах по $700 за штуку, еще больше увеличивая их дефицит и недоступность простым покупателям.
Для производителей быстрый сбыт всей произведенной продукции прямо с завода выгоден — он позволяет им экономить RMA, поддержке, маркетинге, логистике и доставке.
Пострадают в первую очередь производители конечной продукции, такой как автомобили, ноутбуки, планшеты, смартфоны, игровые приставки и тому подробного. Чтобы понять насколько большая проблема у них с дефицитом комплектующих стоит отметить, что нехватка полупроводниковых компонентов уже вынудила некоторых американских автопроизводителей остановить конвейеры и отложить вывод на рынок новых моделей.
Ну и конечно пострадают конечные потребители, которые не смогут найти в продаже нужные им комплектующие или будут вынуждены покупать их по цене более высокой, чем рекомендует производитель.