В марте 2021 года пройдет год с введения первого локдауна в Украине. За этот год карантинные ограничения несколько раз усиливали и ослабляли, но в целом они действовали постоянно. Редакция AIN.UA решила узнать у предпринимателей, как они пережили этот период, какие меры принимали, чтобы удержать бизнес «на плаву» и как планируют действовать дальше.
В этом материале о влиянии локдауна на бизнес рассказывает создатель тревел-сервиса TripMyDream Андрей Буренок.
Мы также узнали о том, как обстоят дела у:
- Дмитрия Деркача и кинотеатров.
- Дмитрия Борисова и ресторанной сферы.
- Дмитрия Чиня и концертной индустрии.
Как сфера авиаперелетов пережила карантинные ограничения?
Она еще не пережила. И это тот случай, когда последствия придется «лечить» годами. В 2020-м украинские аэропорты полноценно отработали только январь и февраль. Потом же из-за карантинных ограничений и приостановки регулярного авиасообщения пассажиропоток рухнул.
- В Борисполе — до 5 157 848 пассажиров, что на 66% меньше, чем в 2019-м
- В аэропорту «Киев» (Жуляны) — до 704 500, что на 71% меньше, чем в 2019-м
- В аэропорту «Львов» — до 878 500, что на 60,4% меньше, чем в 2019-м
- В аэропорту «Харьков» — до 659 263, что на 50,8% меньше, чем в 2019-м
- В аэропорту «Одесса» — до 698 706, что на 58,7% меньше, чем в 2019-м
- В аэропорту «Черновцы» — до 4181, что на целых 94,5% меньше, чем в докарантинные времена.
Международные авиаперевозки во всем мире сократились на 74%: с 1,5 трлн пассажиров в 2019-м до 381 млн в 2020-м. Это привело к потере $1,3 трлн, что в 11 раз больше, чем потери из-за мирового кризиса в 2009-м году.
Главными направлениями среди украинцев в 2020-м году были Турция и Египет, также выстрелила экзотика, люди летали и на Мальдивы, и в Доминикану, и в Занзибар.
Больше всего полетов в 2020-м году выполнила авиакомпания Turkish Airlines (14 623). На втором месте — МАУ (14 406), а на третьем — авиакомпания Belaviа (10 644 полета). Топ-10 авиаперевозчиков по количеству полетов в 2020-м году выглядит так:
- Turkish Airlines — 14 623;
- МАУ — 14 406;
- Belaviа — 10 644;
- Wizz Air — 9 151;
- Windrose — 8 511;
- SkyUp — 8 434;
- LOT —6 260;
- Ryanair — 5 965;
- AzurAir — 4 633;
- Pegasus — 3 446.
Многие авиакомпании сейчас находятся в состоянии выживания. На плаву держатся те, у которых есть какие-то резервы. Сократив существенно команду, отказавшись от аренды офиса, работая удаленно, отказавшись от IATA, перейдя к консолидаторам, которые сейчас на коне, авиаперевозчики выживают, надеясь дотянуть до лучших времен.
Я не знаю, как они потом будут развивать свой бизнес, понадобятся же деньги на маркетинг, на новую команду, но они тянут и, возможно, дотянут. У многих авиакомпаний огромные долги. Некоторые авиакомпании должны мне десятки тысяч евро.
Насколько бизнес просел за это время?
TripMyDream — сервис поиска авиабилетов и путешествий. Мы зарабатываем на комиссии от продажи авиабилетов, бронирования отелей, экскурсий, страховок и ж/д билетов. До кризиса у нас было около 3 млн визитов на сайт в месяц, а в январе 2020-го – рекордные цифры по продажам.
Но в целом за коронавирусный год количество транзакций упало на 70%, а общий доход от продаж на 77% по сравнению с 2019-м. Многие коллеги по отрасли упали точно так же. Но нужно учесть, что январь и февраль 2020-го были хорошими месяцами, даже половина марта была более-менее нормальная.
Границы частично открылись, но люди все равно боятся покупать билеты. Они не уверены, что лететь безопасно, условия въезда в ту или иную страну меняются едва ли не каждую неделю, никто никогда не знает состоится ли рейс вообще. Путешествие за границу для многих теперь – большой стресс.
Зато люди стали больше путешествовать по Украине, начали чаще выезжать на природу, в автомобильные туры по колоритным городам и селам. Все скучают по путешествиям и пытаются всеми возможными способами воссоздать эмоции, которые получали на отдыхе в другой стране.
Мы тоже очень ждем возрождения тревела. Если взять только tripmydream.com, то в 2020-м году количество уникальных пользователей упало на 36%.
- Органический трафик упал на 40% — c 10 млн до 6 млн;
- Директ трафик упал на 45% — c 1 млн 600 до 1 млн;
- Брендовый трафик упал на 50% — c 600 000 до 300 000;
- Трафик из социальных сетей наоборот вырос — с 560 000 до 720 000.
Как долго будет восстанавливаться бизнес после этого падения?
Я потерял много сотен тысяч долларов, но при этом сохранил команду, ее зарплаты и офис в Unit.City. Мы продержались этот год, однако о перекрытии убытков говорить еще очень рано.
Когда восстановится travel? 50% авторитетных экспертов из UNWTO считают, что в 2022 году, другие 50% — предполагают, что мы снова сможем нормально летать уже в конце 2021 года.
При этом 41% экспертов, считают, что до уровня 2019-го года туризм вернется не раньше 2024-го. 43% рассчитывают, что это произойдет в 2023-м, а 15% — делают ставку на 2022-й.
В наше время сложно не только бизнесу, но и каждому отдельному человеку. Молодые путешественники гораздо быстрее восстанавливаются после шока от закрытия границ и начинают возвращаться к путешествиям.
А более взрослое население очень медленно восстанавливается и пока боится куда-то лететь и даже ездить по своей стране. Этой категории людей нужна стабильность, но где ее взять сейчас?
Помогало ли государство каким-то образом?
От государства помощи не было, но, если честно, я ее и не ждал. Привык всегда рассчитывать только на себя и на свою команду.
Что делали, чтобы выживать в это время?
К весне 2020-го мы собирались масштабировать TripMyDream, планировали запустить мобильное приложение, сервис прогнозирования цен на авиабилеты, новый продукт tripmix, планировали представить аудитории обновленный бренд, но тут наступили март 2020-го.
Travel-отрасль парализовало и первым делом мы начали помогать не себе, а людям. После прекращения авиасообщения десятки тысяч украинцев застряли в разных уголках мира и писали мне лично: «Андрей, почему мой рейс отменили?», «Я застряла с 2-летним ребенком. Что делать?» «Сейчас же верните мне деньги за отмененный рейс» и так далее.
При том, что мы не продаем авиабилеты, а просто их находим, я начал думать, как помочь путешественникам и создал в Telegram-чат «Хочу домой». Через три дням там было почти 4000 человек.
Эти люди присылали друг другу полезную информацию, помогали вернуться с той или иной страны. На основе «Хочу домой» создали еще несколько десятков чатов: «Хочу домой. Польша», «Хочу домой. Индонезия», «Хочу домой. Таиланд» и так далее.
И десятки тысяч украинцев благодаря этому сервису смогли скоординироваться, добиться своих прав, заказать вместе чартеры, автобусы, объединиться и добраться наконец-то домой. Мало кто знает, что этот чат сделали мы. Но те, кто в курсе, писали, что канал «Хочу домой» был полезнее большинства посольств.
Что мы делали, чтобы минимизировать удар для TripMyDream? Для начала сократили маркетинговые затраты на 90%, даже больше. Сливать свой бюджет точно не хотелось.
Также мы начали еще больше писать в медиа TripMyDream, за 2020-й мы написали 880 статей. Людям была необходима проверенная информация, мы первыми публиковали актуальные новости, поддерживали свою аудиторию, развлекали ее, придумывали акции и челленджи.
Поскольку невозможно было летать за границу, мы быстро переориентировали наше медиа в формат «Путешествий по Украине»: летом наши читатели по-новому влюблялись в Украину, именно мы рассказывали всем о самых интересных местах, маршрутах и идеях для небанального отдыха.
В мае 2020-го мы с digital-командой TripMyDream успешно зашли на территорию онлайн-обучения, упаковали свой многолетний опыт в курс «Комплексный интернет-маркетинг». К этому дню мы обучили уже более 1000 студентов.
Также мы создали небольшое digital-агентство и сейчас работаем с десятью клиентами. Ну, и, конечно же, мы продолжили помогать путешественникам. Сделали сервис «Ограничения», где можно посмотреть актуальные условия въезда в любую страну и ознакомиться с условиями возвращения домой. Запустили платформу ask.tripmydream, где путешественники разруливают тревел-вопросы друг друга, а также добавили на сайт раздел с ж/д-билетами и страховками.
Еженедельно в 2020-м мы выпускали на YouTube полезные видео, показывали, как мир справляется с карантином, делились тревел-советами и вдохновляли на будущие путешествия.
Ваши прогнозы на этот год?
Я потерял огромные деньги, принял это и иду дальше. Мы ни у кого ничего не одалживали, не брали кредиты и держимся исключительно своими силами. Для нас важно остаться в этом рынке, выжить, дотянуть до момента, когда сможем работать еще в меньший минус и в ноль.
А по поводу путешествий — они, конечно же, будут другими. Но они обязательно будут.