В мае 2021 года в СМИ появились новости о том, что на ЧАЭС до сих пор тлеют ядерные реакции. Такие публикации появились как в украинских, так и в зарубежных медиа, большая их часть ссылается на статью в Scienсe о том, что реакции деления в урановом топливе «тлеют как угли в барбекю», и что ученые фиксируют растущую плотность потока нейтронов.
Тональность этих сообщений — разная: от сдержанных в стиле «На ЧАЭС возобновились ядерные процессы, но опасности нет», до тревожных «Ученые заговорили о новой катастрофе на ЧАЭС». Заголовки зарубежных статей тоже выглядят немного пугающе. Все это — на фоне недавнего всплеска интереса к теме Чернобыльской катастрофе, ведь в апреле 2021 года аварии исполнилось 35 лет.
Специалисты Института проблем безопасности ядерных электростанций НАН в ответ на это подготовили развернутое объяснение о том, что и почему сейчас происходит в закрытых помещениях ЧАЭС и насколько это опасно. Институт — научное учреждение, которое изучает состояние ядерных материалов внутри ЧАЭС с первых лет после аварии. Приводим основные тезисы из этого комментария:
- После установки конфайнмента (НБК) «Арка» (изоляционного сооружения над разрушенным четвертым энергоблоком — ред.) на протяжении около четырех лет действительно наблюдается рост плотности потока нейтронов на периферии скопления топливосодержащих материалов (ТСМ). Оно находится в одном из подреакторных помещений объекта «Укрытие» (помещение 305/2).
- Но на сегодня этот рост не превышает установленных границ безопасности. За этими границами следят с помощью системы контроля ядерной безопасности.
- Эксперты института предсказали рост плотности потока нейтронов еще в 2015 году — из-за того, что осадки перестанут попадать в середину «Укрытия» после установки НБК «Арка». Так что текущие данные подтверждают научную гипотезу института, сформулированную еще до постройки НБК.
- Эта гипотеза предусматривает, что в помещении 305/2 есть два переувлажненных ТСМ с повышенной концентрацией материала, который делится. Потенциально опасным может быть южное скопление ТСМ, с двухслойной пористой структурой: верхний слой, состоящий из черных лавообразных ТСМ и нижний — с высокой концентрацией ядерно-опасных материалов.
- До установки НБК динамика плотности потока нейтронов держалась в рамках сезонных трендов: в помещение попадала вода от осадков и конденсат. После установки НБК началось испарение и утрата влаги ТСМ, это привело к росту плотности потока нейтронов.
- Эксперты института прогнозируют, что рост плотности потока нейтронов будет наблюдаться и далее. Они подчеркивают, что состояние ТСМ нужно углубленно изучать, для этого уже разработали программу мониторинга ТСМ объекта «Укрытие». Но на сегодня на эту программу не выделяют ресурсы (т.е. не финансируют).