Артур Потульный, CEO Perspective Studio, в колонке для AIN.UA рассказывает о том, какие возможности появляются у предпринимателей и для кого headless-архитектура особо актуальна.
Термин headless commerce подразумевает независимую работу Frontend’а и Backend’а. Что мы получаем? Инструменты или даже данные в одном месте уже не хранятся. Какие-то основные данные по-прежнему остаются на бэкенде: цены, продажи, каталог. Но PIM (Product Information Management), CRM (Customer Relationship Management) и даже Inventory Management System можно не интегрировать в бэкенд. Благодаря headless-архитектуре, множество бизнес-задач можно делегировать независимым программным продуктам, зачастую облачным, о чем я детально расскажу в статье.
Логика headless commerce на практике:
Какие сервисы используют в headless-архитектуре?
Одним из популярных сервисов является Avalara. Это сервис для глобального e-commerce. В разных странах разные налоги на одни и те же товары. Avalara определяет налоговую ставку на товар в зависимости от страны, где пользователь сайта совершает покупку. Согласитесь, это очень удобно. Зачем сохранять/обновлять на стороне своего сайта данные про налоги всех стран, в которых продает интернет-магазин. Все сделает Avalara. Пользователь выбирает на сайте товар, кладет его в корзину, а сервис Avalara через API отвечает системе, какой налог на товар.
Еще пример, Comarch Loyalty — помогает бизнесу управлять персонализированными программами лояльности. В момент покупки товара Comarch агрегирует бонусы и скидки. Этот сервис через API пересылает информацию как в офлайн точку на кассу, так и в интернет-магазин, мобильное приложение. Каналов коммуникации с пользователем может быть множество.
В наших проектах мы часто используем Algolia. Все, что пользователь набирает в строке поиска, ищет не Magento, а Algolia. Как это работает: предварительно интернет-магазин отдает все данные по товарам облачному сервису. Magento общается с поиском через API. Algolia применима к интернет-магазинам на любой CMS. Как альтернатива существует поисковый сервис Searchanise. По нашим данным уже сейчас в половине проектов крупного e-commerce используется облачный поиск, а не встроенное решение.
Классный продукт Storyblok. Это headless CMS и pagebuilder в одном лице. Через удобный интерфейс можно создать красивейший контент. Он работает как облачный конструктор страниц, но при этом своего фронтенда не имеет, а передает данные на фронтенд интернет-магазина через API.
Когда необходимо менять архитектуру бизнеса на headless?
- Если маркетинг ориентирован на пользователя или контент.
На сегодня бизнес использует омникальный подход. Предоставляет качественный пользовательский опыт независимо от канала коммуникации с брендом: будь то мобильное приложение, сайт или социальная сеть. Если клиент набрал в интернет-магазине баллы, то может их потратить как на сайте, так и офлайн. При headless-архитектуре разработчики могут сосредоточиться на создании оптимального пользовательского опыта.
- Если бизнес работает на международном рынке.
Глобальность и мультиканальность — основные причины менять архитектуру бизнеса на headless. Интернет-магазины, как правило, ориентированы на продажи в нескольких странах. В каждой стране есть своя специфика рынка. Где-то лучше продавать через социальные сети, где-то через сайт или мобильное приложение, а в США, например, через Amazon. Усложненная логистика и налоговый подсчет подталкивают к распределенной бизнес-модели.
- Если нужно обеспечить стабильное развитие бизнеса.
Headless-архитектура обезопасит e-commerce от сбоев в работе. Если с каким-то сервисом возникнет проблема, например поисковым, то его легко заменить на другой. Ведь он общается с бэкендом через API. При headless-архитектуре можно без “резкого перехода“ совершить миграцию сайта с Magento 1 на Magento 2. Фронтенд независимо работает от бэкенда. Пример с allo.ua. Интернет-магазину была нужна миграция. Сначала разработчики внедрили PWA (Progressive Web App) — сделали headless модель. Далее подменили бэкенд на Magento 2.
Выводы
Уверен, что headless — это новая философия ведения бизнеса. И рынок программных продуктов будет развиваться в этом направлении. Поэтому держим руку на пульсе и ожидаем появления новых сервисов для headless CMS.
Автор: Артур Потульный, CEO Perspective Studio.