Уже в четверг, 15 июля 2021 года, депутаты во втором чтении могут рассмотреть законопроект о «Дія City» — специальном режиме для IT-компаний. В редакции к первому чтению этот проект вызвал много критики, ко второму его подправили, но IT-сообщество все еще волнуется: против проекта провели одну акцию протеста и на четверг готовят другую.

AIN.UA напоминает основные положения «Дія City», а также то, за что сообщество хвалит и ругает эту инициативу.


Что такое «Дія City»

«Дія City» — специальный режим для украинских IT-компаний, который придумало Министерство цифровой трансформации (Минцифры). Компании могут подавать заявки на участие в нем (резидентство).

Закон вводит несколько новых для украинского законодательства понятий, к примеру, гиг-контракты, которые компания может заключать с физлицом на выполнение задач, а также — сниженные ставки налогов для участников такого режима. Подробнее AIN.UA уже писал об этом проекте.

15 апреля 2021 года депутаты в первом чтении проголосовали за закон о «Дія City», который определяет основные правила его работы, а 2 июня — за ставки налогов для резидентов:

  • налог на доходы физлиц 5%;
  • ЕСВ в размере минимального страхового взноса для сотрудников компаний-резидентов;
  • корпоративный налог на выбор: или налог на прибыль 18%, или налог на выведенный капитал 9%;
  • военный сбор — 1,5%.

Ко второму чтению проект сильно поменяли. Среди основных изменений:

  • Режим «Дія City» вводится минимум на 25 лет (раньше планировалось на 15).
  • Участие в «Дія City» добровольное. В статью даже добавили предложение следующего содержания: «Добровольность резиденства в «Дія City», которая заключается в недопустимости прямого или косвенного принуждения юридических лиц к приобретению статуса резидента «Дія City».
  • Резидентами «Дія City» могут стать только компании в сфере IT и смежных сферах (добавили робототехнику и кибербезопасность).
  • Доход от продажи таких услуг должен составлять не менее 90% дохода юрлица (мы подробнее писали об этом здесь).
  • Среднемесячная зарплата сотрудника «Дія City» должна составлять 1200 евро в эквиваленте (для стартапов — только спустя год, а в предыдущей редакции было 6 месяцев).
  • Компания может привлекать работников в штат, как ФОП и по гиг-контрактам. Специалисты также вольны выбирать форму сотрудничества с резидентом «Дія City».
  • Статью о непереманивании убрали. Вместо нее — отдельные положения о неконкуренции специалистов с работодателями.
  • Добавили статьи о порядке оспаривания резидентом исключения из «Дія City».

Почему поддерживают «Дія City»

Этот режим обсуждают с прошлого года. Еще на этапе концепции такого режима сооснователь Sigma Software Валерий Красовский говорил, что у идеи есть как плюсы (налог на выведенный капитал, который упростит работу компаний), так и минусы: дополнительная регуляция со стороны государства.

Многие крупные IT-бизнесы поддержали «Дія City». К примеру, глава EPAM Юрий Антанюк на онлайн-конференции Минцифры в марте 2021 года говорил:

«У нас есть уникальная возможность подтолкнуть IT-индустрию в развитии, не только традиционный сектор, который мы представляем, а также для продуктовых компаний, для стартапов, для новых хайтек-направлений и для поддержки IT-образования. Все это фактически и было сконцентрировано в концепции «Дія City». Я уверен, что «Дія City» — это наилучший результат нашего сотрудничества (с государством — ред.). ».

В поддержку этой идеи не раз высказывался и основатель Ajax Systems Александр Конотопский. По его мнению, новый режим упростит для украинских компаний процедуру IPO (Ajax к ней готовится), даст украинскому бизнесу работать в Украине, а не искать лучших условий за рубежом. Он отмечал, что украинским компаниям труднее конкурировать с международными из-за высоких налогов, поэтому многие из них ищут лучшие условия и регистрируются в других юрисдикциях. Также он говорил о том, что «Дія City» сможет защитить своих резидентов от неправомерного давления правоохранителей.

Но многим «Дія City» не нравится. На то есть несколько причин.

За что критикуют «Дія City»

Несколько раз инициаторов режима — Минцифры — уличали в манипуляциях в публичных заявлениях о «Дія City». К примеру, в апреле министерство опубликовали заявление министра Михаила Федорова о том, что «Дія City» увеличит зарплаты в индустрии и приведет в страну иностранных игроков. Ранее AIN.UA публиковал анализ этих заявлений.

IT-сообществу также не нравилась угроза для режима работы компаний с ФОП (программистами и другими IT-специалистами, оформленными таким образом), хотя инициаторы «Дія City» не раз говорили, что ФОПов трогать не будут. Критиковали и положения о непереманивании и неконкуренции — на сайте президента даже запустили петицию против «Дія City», которая набрала более 25 000 голосов.

Автор петиции, Бывший Solutions Architect в EPAM Егор Чумаков из-за «Дія City» даже основал «Гильдию IT-предпринимателей». Она организовывает митинг против этого режима 15 июля. По словам Егора, в организации самой вредной считают норму о неконкуренции (не путать с непереманиванием). Первая (о неконкуренции) говорит о том, что специалист компании-резидента «Дія City» на протяжении срока договора удерживается от конкурентных действий в отношении компании (к примеру, не ведет конкурирующий проект). А вторая подразумевает, что компании-резиденты договариваются между собой не переманивать сотрудников. Норму о непереманивании ко второму чтению убрали.

«Норма о неконкуренции, во-первых, противоречит ст. 41 и 42 Конституции Украины, а во-вторых, IT-компании смогут ею злоупотреблять, давить на сотрудников», — говорит Егор.

С этой претензией согласен и один из организаторов митинга против «Дія City», который прошел 13 июля 2021 года под Верховной Радой, разработчик Александр Жеребило.

Фото — Александр Жеребило

«Со стороны IT-специалистов нам очевидно, что законопроект выводит специалистов за действующее правовое поле, вводя новый вид “гиг-контрактов”, описанный довольно поверхностно. Показательным является также присутствие так называемых договоров о неконкуренции, которые будут нарушать наше право выбирать себе работу, и явно не согласованы с Законом о защите экономической конкуренции и с Конституцией», — говорит разработчик.

Противники этой нормы подчеркивают, в частности, что за рубежом эти практики, наоборот, ограничивают. К примеру, в США, где указ президента предусматривает запрет или ограничение нонкомпит-соглашений, которые копании подписывают с сотрудниками.