Awesomic – украинский стартап, разрабатывающий платформу для объединения компаний с проверенными дизайнерами. Большинство дизайнеров на платформе из Украины, часть из них оказалась в оккупации после начала полномасштабной войны. Редакция AIN.UA поговорила с соучредителем стартапа Романом Севастьяновым о работе команды и клиентов в условиях войны.
О начале полномасштабной войны
Мы готовили нашу команду и дизайнеров заранее. Просили собрать вещи и документы в феврале, чтобы быстро переехать в другое место. С середины февраля мы выплатили зарплату вперед и эвакуировали дизайнеров из Мариуполя и Донбасса. Там было около 5% дизайнеров.
Также я подготовил инструкции о том, как должна действовать компания, если начнется полномасштабная война. Частично мы вывели наличные деньги и дали ее менеджерам. Также мы создали карту, которая показывала, где находится команда и дизайнеры.
24 февраля с утра мы начали действовать по инструкции. Арендовали квартиры в городах западной Украины и наняли команду психологов, проводивших сессии с дизайнерами. Некоторые из наших людей, к сожалению, потеряли дома или даже близких. Поэтому психологическая поддержка была очень нужна.
Дополнительно мы запустили финансовую поддержку, не зависевшую от предыдущей зарплаты. Также мы сняли две виллы в Египте, где женщины с детьми, которые могли выехать за границу, имели безопасное место. Интересно, что это жилье мы смогли получить практически не потратив средства. Мы попросили партнеров о скидках, которых хватило на аренду.
О клиентах
У нас есть два типа клиентов: это сами дизайнеры и заказывающие у них работу. Бизнес с РФ мы не строили никогда, потому ни дизайнеров, ни клиентов там не было. То есть, после начала полномасштабной войны ничего не отвалилось.
Было несколько клиентов, которые сделали заказ на несколько тысяч долларов вперед, финансово мы пока чувствуем себя хорошо.
Мы также добавили возможность донатить отдельному украинскому дизайнеру. Подсмотрели эту идею в Airbnb, где американцы бронировали жилье украинских арендаторов и помогали им финансово. В марте мы собрали таким образом $23 000.
До войны клиенты могли жаловаться, например из-за нарушений дедлайнов. Сегодня большинство понимает ситуацию и относится к задержкам с пониманием. Но мы не потеряли ни одного клиента, который сказал бы: «У вас война, я иду». Большинство из них из Европы и США, где Украину очень поддерживают, особенно в сфере ІТ.
О команде
Первые два дня наши дизайнеры выполняли 50% задач. На пятый день – 85%, а через неделю – уже все 100%. На 50-й день после вторжения мы вывезли последнего человека из оккупированного Херсона. Нам помог водитель, называвший себя «Камикадзе драйвер». Услуга обошлась в 5000 грн. Сегодня из 145 человек, работающих с нами, все в безопасности.
Организация работы после начала вторжения не поменялась. Мы всегда работали удаленно, дизайнерам нужен только ноутбук и доступ в интернет. Единственное нововведение – проверка безопасности. Наш человек в Украине может нажать кнопку «я в безопасности» или «мне нужна помощь».
Когда приходит уведомление, что нужна помощь, команда реагирует на призыв. Сейчас у всех все спокойно, если не учитывать ракеты, падающие в городах. Но раньше несколько человек работали с оккупированных территорий, поэтому такая проверка была необходима.
О волонтерстве
Перед войной мы также задонатили один миллион гривен в «Повернись живим». Нескольким сотрудникам фонда мы платим зарплаты, чтобы они могли работать в дальнейшем. Мы также помогаем рынку, который сейчас немного снизился. Сейчас есть одна вакансия на трех дизайнеров, хотя до 24 февраля все было наоборот.
Поэтому мы включаем в работу украинских дизайнеров, потерявших работу. Если у кого есть свободное время, мы предлагаем проекты, например создание NFT-коллекций. Всего в марте у нас работало 130 человек. За весь месяц 30% рабочего времени они потратили на волонтерские проекты, связанные с дизайном.
О поддержке партнеров
После Y Combinator у нас появился небольшой бренд в стартап-сообществе. Мне писали многие инвесторы и стартаперы с предложением помочь. Я отвечал: «Если хотите помочь, то делайте взносы в благотворительные организации или покупайте у нас дизайн».
Я чувствую новый тренд на Западе: все хотят работать с Украиной, покупать украинское и помочь стране.