На прошлой неделе министр внутренних дел Игорь Клименко заявил, что украинские мужчины, которые во время мобилизации выехали за границу незаконно, могут быть наказаны после войны. Для этого может быть разработан закон, который будет совместно инициирован Кабинетом министров и парламентом.

Редактор AIN.UA попросила юристов прокомментировать, как это могло бы работать и могло ли вообще. Комментирует Марко Головач, юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры».

Существует общепризнанный принцип неретроактивности закона

Этот принцип закреплен в Конституции Украины и неоднократно становился предметом анализа для Конституционного Суда Украины, который его подтверждал, а именно в части отсутствия обратного действия во времени закона, который устанавливает преступность деяния, усиливает уголовную ответственность или иным образом ухудшает положение лица. Следовательно, лицо не может нести уголовную ответственность за деяния, совершенные до вступления в силу закона, которым оно криминализировано.

В каких случаях мужчин могут привлечь к ответственности согласно действующему законодательству

Удивительно, что сейчас идут дискуссии по разработке или принятия нового закона, которым предусматривается для мужчин призывного возраста, которые незаконно выехали из Украины.

Стоит отметить, что за незаконное пересечение границы может наступать уголовная или административная ответственность в зависимости от конкретного случая. К примеру,

  • если лицо использовало для пересечения границы поддельные документы, его могут привлечь к уголовной ответственности, предусмотренной соответствующей частью статьи 358 УК Украины;
  • или если лицо для незаконного пересечения границы предоставляет неправомерную выгоду пограничнику, его могут привлечь к уголовной ответственности, предусмотренной соответствующей частью статьи 369 УК Украины.
  • По административной ответственности, она предусмотрена, если лицо при этом не совершает других уголовно наказуемых деяний. Соответствующей частью статьи 204-1 КУоАП предусмотрена ответственность за пересечение государственной границы вне пункта пропуска или через пункт пропуска, но не предоставляя документы, дающие право выезда во время действия военного положения.

Нужен ли новый закон?

Учитывая вышеприведенные аргументы, вопрос необходимо ли так с опозданием криминализировать незаконное пересечение границы, скорее риторический. Кроме того, это подтверждают и народные избранники. В ВРУ еще 8 апреля 2022 года зарегистрирован законопроект No 7268, которым предлагают дополнить УК Украины статьей 332-3 – Незаконное пересечение государственной границы Украины во время действия военного положения. Однако, с момента направления на рассмотрение профильному комитету он никуда больше не двигался.

По моему мнению, уже имеется достаточная санкция к нарушителям пересечения государственной границы в той или иной форме, а для криминализации деяний необходимо предварительно проводить оценку их общественной опасности, а не просто принимать «популярные» решения».