В течение последнего года несколько оборонных компаний решили открыть заводы в Украине во время полномасштабной войны. Их цель – локализовать производство некоторых своих БПЛА, чтобы иметь возможность быстрее доставить их украинским войскам. Об этом сообщает Defence News. Издание выяснило, как обстоят дела с реализацией этих планов у латвийской Atlas и турецкой Baykar.

Задержки из-за бюрократии

Рижская компания Atlas производит небольшие БПЛА, в частности трикоптер Atlas Pro. Компания регулярно поставляет дроны в Украину – по данным издания, около 88% продукции направляется в Киев. Сейчас компания разрабатывает новые «карманные дроны» для солдат: Atlas mini весом около 1 кг, и Atlas micro весом 300 граммов.

В конце прошлого года генеральный директор Иван Толчинский рассказал Defense News о своих амбициях создать фабрику исследований и разработок, а также производственный завод в Украине в начале 2023 года. Однако не все идет по плану.

«Хотя мы уже запустили R&D, с производственным центром есть некоторые задержки, в том числе из-за бюрократических процессов, поэтому дата его открытия была перенесена, пока мы не сможем их преодолеть», – сказал Толчинский в кулуарах Парижского авиашоу.

Все идет по плану на $95 млн

Еще одна фирма, которая разрабатывает проекты для украинского войска, – турецкая оборонная фирма Baykar, которая производит ударные беспилотники, в том числе TB2.

Исполнительный директор Baykar Халук Байрактар впервые анонсировал завод по производству TB2 в конце лета 2022 года после того, как в феврале того же года передал ВСУ боевые беспилотники стоимостью в миллионы долларов.

Байрактар рассказал Defense News, что строительные работы на местной дочерней компании Baykar, LLC Avia Ventures, движутся по плану. Открытие планируется в 2025 году.

«ООО «Авиа Венчурс» было зарегистрировано в Киеве в 2019 году и в начале прошлого года получило лицензию на импорт-экспорт продукции военного назначения. Это одна из первых и пока единственных компаний в стране, которая имеет иностранного учредителя в своей структуре и лицензию на оборонные системы, – отмечает Байрактар. – Значительная часть подготовительной работы уже выполняется, и ожидается, что в июле объект будет электрифицирован».

Соглашение о сотрудничестве в аэрокосмической отрасли, которые в феврале 2022 года подписали правительства Украины и Турции, предусматривает специальные налоговые и таможенные льготы для турецких инвесторов в аэрокосмический сектор Украины до января 2035 года. На этих условиях Baykar намерен инвестировать в свои украинские мощности почти 100 млн.

«Мы получили соответствующие лицензионные разрешения от Турции на полное производство беспилотников Baykar TB2 и Akinci в Украине», – рассказывает Байкар. По его словам, общий объем инвестиций в строительство этих объектов составляет запланированный на уровне $95,5 млн.

Почему это важно

Если абстрагироваться от самой идеи миллионных инвестиций в Украину, не говоря уже о сотнях новых рабочих мест на современных заводах и научно-исследовательских центрах, идея переноса иностранного производства БПЛА в Украину очень привлекательна с точки зрения скорости попадания современных систем на поле боя. Беспилотники заняли очень важное место в этой войне, но модели, которые производят в других странах, могут поступать в ВСУ с задержками из-за логистических и бюрократических проблем. Такие задержки автоматически нивелируются, если сборка происходит внутри страны.