Аналитическая компания InMind по заказу международной организации Internews, реализующей проект «Медийная программа в Украине» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), провела исследование доверия украинцев к медиа. В нем, в частности, подсвечивается, из каких источников люди получают информацию во время войны.
Данные актуальны по состоянию на ноябрь 2023 года. AIN.UA выбрал самое интересное.
Социальные сети как источник новостей
- В 2023 году потребление новостей почти среди всех видов медиа осталось на уровне прошлого года, кроме потребления ТВ, которое продолжает уменьшаться. 47% украинцев используют для новостей несколько источников. Те, кто используют только один источник, обычно отдают предпочтение социальным сетям.

- В 2023-м подавляющее большинство потребляло новости из социальных сетей – 76%, при этом каждый третий украинец использовал исключительно социальные сети.

- Смартфон является основным девайсом, с помощью которого респонденты получают новости.

- Главным источником новостей являются Telegram-каналы. Кроме того, используются другие социальные сети, различные источники в YouTube (телевизионные каналы, которые транслируются через YouTube, персональные каналы лидеров мнений/экспертов), интернет-сайты новостей.

- В 2023 году Telegram продолжает оставаться основной социальной сетью для общения и потребления новостей, демонстрируя значительный рост в обеих сферах. В Facebook, наоборот, наблюдается снижение охвата аудитории и сокращение потребления новостей. Viber демонстрирует увеличение охвата аудитории, но статистика потребления новостей осталась без изменений. TikTok продемонстрировал рост потребления как по коммуникации, так и по новостям.

- Signal оказался самым популярным мессенджером среди военных для обмена сообщениями с руководством или побратимами, подразделения создают в нем группы для обсуждения/информирования об актуальных новостях и событиях.
Топ блогеров и каналов
- В рамках исследования также выявили лидеров мнений в украинском сегменте интернета. В топах волонтеры и общественные деятели Сергей Стерненко, Сергей Притула, а на третьем месте президент Владимир Зеленский. Контроверсионный бывший внештатный советник Офиса президента Алексей Арестович занимает пятую строчку в рейтинге.
- Абсолютным лидером среди Telegram-каналов стала «Труха», которая известна случаями публикации непроверенных новостей и откровенной дезинформации. В Facebook лидирует ТСН, который часто критикуют за «желтизну«.
- Как отмечают в исследовании, по сравнению с предыдущим годом повысилась осведомленность о сервисах, с помощью которых можно осуществить проверку материалов на правдивость, а также доля тех, кто ими пользуется.
- В то же время 65% осведомленных о конкретных сервисах не имеют фактического опыта их использования. Чаще всего респонденты самостоятельно занимаются проверкой информации либо в разных источниках, либо путем общения с теми, кто является свидетелем события (“Я звоню знакомым, кто находился где-то вблизи события, и спрашиваю, правда ли это”).

Российские медиа
- Потребление российских медиа продолжает снижаться – только 8% респондентов читали российские медиа в 2023 году. Доля тех, кто пользуется российскими медиа в окружении респондентов, также значительно уменьшилась – до 16%.

- Главная причина использования российских медиа – узнать, что они говорят об Украине.
- Среди источников новостей украинцы все еще используют российские социальные сети – 5% и новостные сайты – 3%, но уровень доверия ко всем этим медиа достаточно низкий.

- Отдельные респонденты, использовавшие такие источники, называли сайты «Настоящее Время», «Meduza», а также российских блогеров: Марк Фейгин, Михаил Ходорковский, Александр Невзоров, Юлия Латынина, Виктор Шендерович, Руслан Левиев, Валерий Соловей, Геннадий Гудков, Евгений Чичваркин.
Полную версию исследования можно посмотреть по ссылке.