Разработчика приложений для iOS и Android, компанию Stanfy постоянно приводят, как пример успешного создания бизнеса по разработке в Украине.

Сам же основатель компании Павел Башмаков (сейчас – CEO Stanfy), сравнивает развитие бизнеса с игрушкой для iOS: развитием “бактерии, которая убьет все живое на земле”: “Задача сводится к тому, чтобы выбрать правильную стратегию изменений и мутаций этой бактерии, чтобы достигнуть цели. И никак по-другому ты не можешь повлиять на ситуацию. Только развивать бактерию”. В бизнесе – то же самое, считает Башмаков. Нельзя пойти и сделать все самому, нужна команда, которая будет обладать самыми правильными и нужными способностями для достижения целей. И наибольшая трудность в построении бизнеса связана, по его мнению, как раз с формированием команды.

Разговором с Павлом редакция AIN.UA продолжает серию статей о создании своего бизнеса в Украине.

Как вы стали предпринимателем? Шли ли к этому осознанно или случайно так получилось?

Предпринимателем стал и случайно и осознанно. Осознанно, потому что не хотел идти куда-то работать, а хотелось все построить самому и не так как у всех. Случайно, потому что мы все-таки прошли разные этапы становления, и нам постоянно хватало денег на еду и развитие.

В моей жизни пока был только один проект – Stanfy. Все остальное были эксперименты и попытки, которые меня чему-то научили. Stanfy – это сильная команда людей, которые помогают компаниям осуществить первый шаг на рынке мобильных приложений, увидеть его потенциал и начать активно с ним работать.

Как появилась идея создания Stanfy?

Идея создания Stanfy появилась тогда, когда появилась маленькая команда людей, способных что-то делать. И мы сделали компанию. Вот только в Украине никто компании так просто не делает, как в США, и это просто было намерение помогать кому-то с разработкой ПО. И мы сделали сайт.

Напомним, ранее в интервью AIN.UA Павел рассказывал о создании компании так: 

Появилась компания в июне 2005 года, когда закончив четвертый курс, мы отказались идти куда-либо работать и решили сделать свою компанию. Мы просто придумали имя, зарегистрировали домен и сделали сайт, где выложили все свои лабораторные работы:) В то время нас было трое.

Лабораторные работы в бизнес превратились наверное через год, когда мы решили брать первого нашего сотрудника и еще месяца через 3 искать наш первый офис. Первых клиентов привлекали на биржах труда и сайтах по поиску фрилансеров, также тогда же сработал канал по друзьям.

Когда-то я уже рассказывал эту историю про студентов, лабораторные работы и про то как мы только спустя 9 месяцев заработали свои 300 долларов. Интересно другое, что сейчас кажется, что повторить это – очень просто. Но эта уверенность появляется только после того, как ты этот путь уже прошел и перед тобой сейчас стоят новые задачи. Задачи непонятные и полные неопределенности, как и 7 лет назад:)

Какой проект запустили первым?

В Украине мы первым помогли компании HomeMoney.ua выйти в мобильном приложении для iPhone. Игорь Андрейчин, CEO Homemoney, тогда рискнул и получил очень хорошие результаты в новых и лояльных пользователях для сервиса. C тех пор они стали лидером на рынке систем ведения домашней бухгалтерии в СНГ.

Как нашли? С Игорем Андрейчиным мы до этого не раз пересекались на разных конференциях, где он рассказывал про преимущество использования в своей жизни системы ведения домашней бухгалтерии, а я – про преимущества использования мобильных приложений для сервисов и разных бизнесов. Игорь решил попробовать на практике, даст ли это что-то его сервису, а мы помогли ему это реализовать. После того как HomeMoney вышел в российском AppStore и попал в топы в категории “Финансы”, нас заметили и другие компании.

Откуда взяли деньги на запуск, как начали зарабатывать?

Денег тогда не нужно было. Мы начали продавать свои знания и умения. Денег для такого старта не нужно и сейчас. Нужно только знание и умение. Все спросят, а где их взять? И на это тоже есть простые ответы а) придумайте себе задачу и сделайте ее; б) найдите того, кто даст вам эту задачу, и сделайте ее. Во втором случае вы найдете либо работодателя и пойдете работать к нему, либо первого клиента и построите свой бизнес. Вариант с работодателем – всегда проще. Можно сконцентрироваться на том, что умеешь, и постепенно оттачивать свои знания в этой области. Тебе всегда помогут и выдадут карту твоего развития, если ты засомневался.

Мы выбрали клиентов. Этот путь – немного сложней. Использовали все, что можно было найти в интернете и попробовать. И пока мы что-то искали, наши друзья работали в компаниях и зарабатывали деньги:) Потом и мы и начали по чуть-чуть зарабатывать денег себе на еду и развитие.

Вот так все продолжается и сейчас. Работаем для клиентов, зарабатываем на еду и развитие. И команда выросла до 40 человек. И развиваемся на другом рынке.

C какими трудностями пришлось столкнуться во время развития бизнеса?

Наибольшие трудности всегда связаны с людьми: формирование и развитие сильной команды, прокачка в ней новых скиллов и вывод на следующие левелы.

Развитие компании мне напоминает игру Plague для iOS. Суть игры заключается в том, что тебе нужно развить такую бактерию, которая убьет все живое на земле. Ты ей со временем даешь новые способности, устойчивости, симптомы и т.д. И наблюдаешь, как изменяется ситуация по статистике распространение этой бактерии и ее общее влияние на население. Задача сводится к тому, чтобы выбрать правильную стратегию изменений и мутаций этой бактерии, чтобы достигнуть цели. И никак по-другому ты не можешь повлиять на ситуацию. Только развивать бактерию.

Вот в бизнесе – то же самое. Ты не можешь пойти и все сделать сам. Тебе нужна команда, которая будет обладать самыми правильными и нужными способностями для достижения целей компании. Можно модифицировать команду, развивать ее в разных направлениях и изменять направление ее движения. Пойти и самостоятельно взять цель ты не можешь:) Так и приходит понимание, что команда – это все.

Сейчас много говорят о том, что в Украине тяжело вести бизнес – какое ваше мнение по этому поводу?

Про сложность ведения бизнеса в Украине говорить не буду. Мы у себя столкнулись с другой интересной реальностью, которую в упор не хотели замечать последние несколько лет. Оказывается, мир плоский:)

Нельзя работать для клиентов в Украине и платить IT-специалистам зарплату мирового уровня. Клиенты в Украине не могут оплачивать разработку по мировым ценам. Только на примере Stanfy я наблюдал, как люди уходили работать в Facebook в Калифорнию, в исследовательский центр в Кэмбридж или в Mail.ru в Москву.

Это касается любых инноваций. С ними нужно работать в Сан-Франциско, Нью-Йорке или Лондоне. В городах и странах с большим количеством innovators и early adopters. Тогда ты можешь развиваться, расти и переходить на новые уровни. И один из этих следующих уровней будет выход на рынок Украины:) Скорее всего, это будет этап, когда ты будешь адаптировать и выводить свой продукт/услугу на аудиторию из сегмента late majority.

Вот мы и начали активно развиваться в продуктах/сервисах за пределами Украины и устремляемся на западные рынки. Только так мы можем продолжать работать с лучшими людьми. Продолжать развитие и прокачивать скилы нашей команды на новые уровни.

Вы говорите о том, что нужно начинать работать с Сан-Франциско или Лондона, но ведь Stanfy начиналась с украинского офиса?

Украинский рынок по своему объему и динамике не способен прокормить расходы, необходимые для создания любой более-менее значимой инновации. Для этого нужно достаточное количество директоров и руководителей компаний в экономике страны, открытых к риску и инновациям, которые будут первыми клиентами новых технологий и проголосуют деньгами за их выживание и переход на новый уровень развития. В Украине не любят рисковать.

Наш случай из другой оперы. Мы не инвестировали в инновации, мы просто продавали свои мозги и за это получали деньги. Мы не делали капитальных вложений и инвестиций в создание технологий в надежде окупить их через Х лет. Было у нас пару попыток, но мы их успешно похоронили:) Теперь готовимся попробовать еще раз только на западных рынках, с большим количеством инноваторов в обществе и бизнесе.

Расскажите о выходе на другие рынки. Вы сейчас в США, чем там занимаетесь?

Сейчас у нас много проектов для российских и украинских компаний. Следом идут Европа и США по количеству дохода. Наш фокус на 2013 год – это США и закрепление на этом рынке. То есть, мы будем продолжать работать и с Европой и со странами СНГ, но не будем активно продвигаться на этих рынках.

Я сейчас в США как раз для того, чтобы понять, как правильно работать на этом рынке. Что нужно компаниям и предпринимателям в качестве сервиса. Как нужно измениться самому и компании, чтобы стать партнером, которому будут доверять. Все это невозможно увидеть и почувствовать, находясь в Украине.

Второй задачей моей поездки в США является изучение возможностей рынка и экосистемы для создания и запуска собственных продуктов на этот рынок. Здесь все пропитано стартапами, и если ты живешь в Сан Франциско, то ты просто не можешь быть в стороне и не строить свой стартап. Это воодушевляет. Так все и занимаются тут тем, что строят стартапы:)

Много ли вы сейчас времени уделяете компании? Планируете ли стать просто собственником и отойти от оперативного управления?

Мы же только начинаем. Сейчас самое интересное время, когда мы что-то умеем и это очень нужно современному миру. Количество смартфонов во всем мире растет очень быстро. Все программное обеспечение уже пора переписывать для смартфонов и таблетов.

Все свои 100% времени и жизни я уделяю компании. Мы сейчас как раз переживаем занимательный период трансформации и выходим на новые рынки. Это почти тоже самое, что начать все сначала, когда тебя там никто не знает и всему нужно учиться на своих шишках заново 🙂