EN

Как Divan.TV не заплатил компании Руперта Мердока $60 000 — нерассказанная история суда с Fox. Большое расследование AIN.UA

8653

В конце 2018 года сервис интернет-телевидения Divan.TV объявил о подготовке к ICO — первичного выпуска токенов ради привлечения инвестиций. Согласно презентации для инвесторов, у сервиса уже насчитывалось 3 млн пользователей в 200 странах мира.

ICO должно было к 2022 году увеличить это количество в 40 раз — до феноменальных 120 млн (для сравнения у Netflix — 167 млн платящих пользователей). Ожидалось, что Divan.TV 2.0 на блокчейне начнет работать с конца 2019 года. Наступил 2020 год, а ICO так и не произошло. Более того, о нем никто не говорит уже почти год. 

Журналисту AIN.UA не удалось подтвердить показатели Divan.TV в разговорах с текущими и бывшими поставщиками контента. В самой компании отвечать на запросы AIN.UA не стали. Основатель проекта Андрей Колодюк также не ответил на запросы AIN.UA, неоднократно отправленные ему по почте и в социальных сетях. 

А вот что удалось найти, так это миллионные иски и долг перед компанией Fox. До продажи Disney в 2019 году, Fox принадлежала американскому миллиардеру Руперту Мердоку. 

Журналист AIN.UA проследил хронологию того как долги «переоформили» на продавщицу из Обухова, а также проанализировал непрозрачные цифры бизнес-показателей сервиса в СМИ и презентациях для инвесторов.



Добро пожаловать в Украину, Руперт Мердок

В 2015 году представительство американского медиагиганта Fox (швейцарская «Фокс Интернешнл Ченнелз Люксембург») подало в суд на Divan.TV. Украинский сервис не платил за контент, который использовал. Накопилось 1,5 млн грн долга. Ход этого дела уже описывало издание «РБК-Украина» в 2017 году. 

В сентябре 2016 года Хозяйственный суд Киева постановил: за трансляции с января по сентябрь 2014 года Divan.TV (в лице ООО «Диван.ТВ»)  должен выплатить Fox $57 400. Обращение ответчика в Киевский апелляционный хозяйственный суд окончательно отклонили 22 ноября 2016 года.

Позднее в пресс-службе Divan.TV признали, что у компании был долг и планы погашения. Однако планы так и остались планами. Сослались на нежелание Fox найти компромисс:

Все каналы, кроме Fox, перезаключили с нами договоры на новых условиях. Правообладатель Fox, в лице Родиона Принцевского — генерального менеджера Fox Networks Group в Северо-Восточной Европе — отказался прийти к взаимовыгодным договоренностям, поставив нас в неконкурентные условия. <…>

Но когда они (Fox, — ред.) начали выставлять счета и после нашего официального обращения, мы отказались от планов закрыть долг.

Сообщили «РБК-Украина» представители Divan.TV, так и не выплатив долг.

На этом ранее известная часть истории окончилась. 

Игра в наперстки: два Divan.TV

Неизвестная часть истории началась почти одновременно с концом суда: Divan.TV попросту избавился от юрлица с долгами. Пошаговая хронология этой схемы приведена ниже.

За полгода до того, как суд встал на сторону с Fox, в марте 2016 года, директором ООО «Диван.ТВ» стал Аркадий Канюка. С 2015 он был CEO сервиса, а теперь выступил еще и директором юрлица.

В ноябре 2016 года, за неделю до получения отказа в апелляции, ООО «Диван.ТВ» сменило название. Компания стала называться ООО «Мультимедиа Груп Украина» — а в суде одним из ее представителей, по доверенности, стала Любовь Полищук.

Спустя четыре месяца, в марте 2017 года, Любовь Полищук сменила Аркадия Канюку на должности руководителя ООО «Мультимедиа Груп Украина». А спустя еще три месяца, в июне 2017 года, Полищук стала и полным владельцем этого юрлица. 

С 2012 года собственником ООО «Диван.ТВ» была кипрская компания «Микарниал Лтд», чей ключевой бенефициар и контроллер — Андрей Колодюк. Однако одновременно с появлением Полищук, «Микарниал Лтд», а следовательно и сам предприниматель, вышли из числа собственников теперь уже ООО «Мультимедиа Груп Украина». В Divan.TV эти перестановки ни тогда, ни сейчас, никак не комментировали.

Коротко

Сервис Divan.TV оперировал через юрлицо ООО «Диван.ТВ». Проиграв суд в конце 2016 года, юрлицо сменило название на ООО «Мультимедиа Груп Украина».

А затем в начале 2017 года из него вышли бенефициар и руководитель — Колодюк и Канюка. Фактически юрлицо, которое имело финансовые обязательства перед Fox, покинули те, кто эти долги оставил.

Кто появился в юрлице вместо них?

Журналисту AIN.UA не удалось связаться с Любовью Полищук. Однако согласно данным YouControl, она (или ее полная тезка с идентичным адресом) числится руководителем еще в 22 предприятиях. Также не удалось связаться и с другими представителями «Мультимедиа Групп Украина», контактные данные фирмы из реестров неактивны. И это не случайность.

Любовь Полищук — не серийный предприниматель, а продавщица из Обухова, выяснили журналисты Bihus.info. Она продала свои паспортные данные, на которые оформили десятки юрлиц. Среди этих фиктивных компаний есть, например, донор партии «Оппозиционный блок» и компания, угодившая в коррупционные скандалы.

Все это время сервис Divan.TV не прекращал работу. Однако вместо ООО «Мультимедиа Груп Украина» (экс-«Диван.ТВ») у него появилось новое юрлицо — ООО «Финарт Капитал Инвест». Раньше эта компания принадлежала Канюке и занималась финансовыми услугами, а с марта 2017 года владельцем компании стала уже известная «Микарниал Лтд». Трансфер состоялся одновременно с появлением в экс-ООО «Диван.ТВ» Любови Полищук.

ООО «Финарт Капитал Инвест» — получатель средств для сервиса Divan.TV, она же указана на сайте Datagroup как провайдер услуги Divan.TV. При этом сейчас согласно оферте сервиса, все услуги предоставляет «Микарниал Лтд». Она же владеет торговыми марками Divan.TV, издает приложения сервиса для Android и iOS.

Совладельцами «Микарниал Лтд», которое как и раньше стоит за Divan.TV, по состоянию на начало 2020 года являются уже известные Андрей Колодюк, Денис Лукаш и Аркадий Канюка. Владение осуществляется через ряд юрлиц: Meresta Investment Limited​, Medoliv Trade Inc.​, ​For-com LLC​ и прочие. Денис и Аркадий являются миноритариями — у них 6% и 1% акций соответственно.

Примечательно, что учредителем «Микарниал Лтд» была компания ​Sykon Holdings Ltd, которая исполняла секретарские функции (регистрировала и передавала другим юрлица) для более чем 100 компаний. Она засветилась в коррупционных схемах бывшего министра энергетики Эдуарда Ставицкого и ряде других скандалов.

После того, как украинский суд в ноябре 2016 году встал на сторону Fox, исполнительная служба получила доступ к счетам юрлица ООО «Диван.ТВ»/«Мультимедиа Груп Украина». Денег там не обнаружилось, долг списать не удалось — это подтверждается тем, что дело до сих пор открыто на сайте исполнительной службы, а также словами близких к ситуации источников.

Divan.TV-1
Изображение с сайта исполнительной службы

Коротко

Fox подала в суд не на сервис Divan.TV (на сервис подать в суд невозможно), а на юрлицо, которое стояло за ним и которому Fox предоставлял видеоконтент — ООО «Диван.ТВ».

Проиграв суд, собственник и руководитель покинули юрлицо вместе с активами сервиса, а обязательства оставили на продавщицу из Обухова.

Тем временем у сервиса Divan.TV для ведения операций появилось новое юрлицо. Собственник нового юрлица — тот же, что и у прошлого — «Микарниал Лтд», бенефициар — тот же Андрей Колодюк. Однако теперь также известно, что небольшие доли достались и его команде.

Аудиозапись

В Divan.TV смену собственников ООО «Диван.ТВ», проигравшего Fox, никогда не объясняли публично. Сообщалось лишь, что контроля над прежним юрлицом у новой команды нет.

Продажа вызывает вопросы: если это реальная сделка, то что получил покупатель в лице Полищук кроме юрлица, проигравшего суд? Деньги сервис стал принимать на новую компанию, а все торговые марки остались у «Микарниал ЛТД». Официального ответа нет, но в распоряжение AIN.UA попала аудиозапись, где есть больше деталей.

На ней люди, которые представились сотрудниками Divan.TV — CEO Аркадий Канюка и директор по закупкам контента Елена Коханец — общаются с человеком, который представился Родионом [Принцевским, региональным менеджером Fox в Украине]. Предмет беседы, которую можно датировать концом 2017 года — выплата долгов Divan.TV перед Fox и возобновление сотрудничества.

Е.К.: — Фактически, юрлицо которое подписывало договор — ООО «Диван.ТВ» — больше не под нашим контролем. Мы над ним не имеем власти. Этот судебный процесс вынудил нас… У нас были большие экономические проблемы и мы бы его не пережили. Нам пришлось продать наше софт-решение вместе с долгами полностью. Сервис Divan.TV и юридическое лицо — две разные вещи.

На вопрос, считать ли уклонение от выплаты долгов обманом, люди представившиеся топ-менеджерами сервиса, ответили утвердительно:

Е.К.: — Тогда это был единственный способ отложить вопрос до того момента, когда им реально будут заниматься.

Р.П.: — То есть нам соврали?

Е.К.:— Ну, наверное. Хотя в бизнесе это называется по-другому. Но по факту, Андрей Викторович немного отошел — по своим личным причинам, никому неизвестным. И сказал: «Попробуйте решить так, как вы считаете это нужным»

По итогам этого разговора люди, назвавшиеся представителями Divan.TV в 2017 году, хотели подписать с Fox новый договор о сотрудничестве. Долги они предлагали выплачивать через кипрский офшор «Микарниал Лтд», и только после того, как Fox снова включит им вещание. Человек, который назвался представителем Fox, отвечал готовностью включить вещание, но только после выплаты долгов. Сегодня в сервисе Divan.TV контента Fox нет.

Ctrl+C, Ctrl+V — «Континент ТВ»

Такую же историю публично рассказал гендиректор компании «Континент ТВ» Дмитрий Таций. Это еще один провайдер, который выиграл в суде у Divan.TV компенсацию за пиратское вещание:

  • В мае 2016 года компания «Континент ТВ» вела переговоры с Divan.TV по поводу дистрибуции каналов «Трофей», «Трофей HD». Договор не заключили, но Divan.TV транслировал каналы с 1 мая по 30 сентября 2016 года. В сервисе это отрицают.
  • В октябре 2018 года ООО «Континент ТВ» пошло в суд, запросив у ООО «Мультимедиа Груп Украина» — известного нам как экс-«Диван.ТВ» — 169 650 грн компенсации. Хозяйственный суд Киева отказал в удовлетворении этих требований.
  • Апелляционный суд удовлетворил требования, но уменьшил сумму компенсации до 96 050 грн. Их нужно было списать с ООО «Мультимедиа груп Украина» (наследник ООО «Диван.ТВ»).

Но есть ли что взять у должника, переписанного на продавщицу из Обухова? По данным аналитической системы YouControl, еще в апреле 2018 года у «Мультимедиа Груп Украина» аннулировали свидетельство НДС — компания не подавала декларацию в течение года. Есть у нее и налоговая задолженность в размере 5 665 грн, а вот выручки после 2016 года — нет.

Когда «Континент ТВ» выиграл суд, гендиректор Дмитрий Таций публично обвинил Divan.TV в схемах по смене юрлиц. Его слова, приведенные в издании «Детектор.медиа», повторяют схему с Fox, описанную выше:

Раньше компания предоставляла сервис сервис как ООО «Диван.ТВ», дальше это юрлицо было переименовано в ООО «Мультимедиа груп Украина», а в будущем было изменено на другое юрлицо ООО «Финарт Капитал Инвест». Такие активные действия по изменению юридических лиц вместе с громкими судовыми процессами свидетельствуют про намерения компании избежать финансовой ответственности за проигранные судебные дела.

В ответ Аркадий Канюка рассказал только то, что ООО «Мультимедиа Груп Украина» не имеет отношения к бренду Divan.TV.

Были и другие

В целом, у Divan.TV едва ли не с самого начала работы появились проблемы с правообладателями. Еще на заре своего существования с компанией судились крупнейшие украинские медиагруппы за пиратскую трансляцию каналов «1+1», «2+2», СТБ, «Новый канал», ICTV и «Украина». В 2015 году дело дошло до изъятия серверов, которые, нужно отметить, через два месяца вернули, не доказав вину Divan.TV. 

За последние годы Divan.TV обвиняли в невыполнении финансовых обязательств — а также выигрывали в суде — и другие компании:

  • Иск от «МГБ Украина» (телеканал History) на 297 000 грн.
  • Иск от Fox на $57 000.
  • Иск от «Континент ТВ» на 96 000 грн.
  • Иск от «Технологии сетей» на 218 000 грн.
  • Иск от «Медиакаст» на 154 000 грн.
  • Иск от российского телеканала «Дождь» на неизвестную сумму в российском суде. Ранее фигурировал штраф в 350 000 грн.

AIN.UA связался со всеми компаниями из списка. На запросы не ответили только российский «Дождь» и «Континент ТВ». Остальные либо сообщили, что урегулировали вопрос, либо дали непубличные комментарии, которые были использованы для проверки остальных свидетельств.

Миллионную базу пользователей «нарисовала PR-служба»

Таций из «Континент ТВ» выдвинул и другое обвинение: при подписании договоров компания манипулирует данными о количестве подписчиков:

Компания «Диван.ТВ» заявляет в открытых источниках, что представляет свои услуги более чем в 200 странах и декларирует свою абонентскую базу на уровне 700 000 абонентов. Однако когда дело доходит до переговоров насчет предоставления прав на распространение каналов, то «Диван.ТВ» занижает свою базу в сотни раз.

Эти слова представители Divan.TV не комментировали. Размер пользовательской базы важен, потому что поставщики контента взимают с сервисов фиксированную плату. В Украине это от 5 до 95 грн за каждого пользователя, который подписан на платный пакет. Сервису интернет-телевидения выгодно занижать цифры в разговоре с поставщиками контента и завышать их для PR, в том числе путая платящие подписки с лайфтайм регистрациями. 

Люди, представившиеся топ-менеджерами Divan.TV на упомняутой выше аудиозаписи, признают несоответствие публичных и реальных данных. Еще одна цитата из их разговора:

Р.П.: — Мы постоянно в прессе читаем, какие вы успешные, сколько лет уже прибыльны и как все хорошо.

Е.К.: — Для этого у нас есть PR-отдел. Вы же не верите всему, что пишут в интернете?

Р.П.: — Не знаю, мы публикуем о своей компании правду.

Е.К.: — Это выбор, который сделали вы, у нас выбор другой. У нас есть PR-отдел и он [работает] отдельно. Мы часто слышим от многих партнеров такие заявления [об успешности проекта], но потом даем доступ к биллингу — и вопросы пропадают. Читаешь одно, а потом смотришь и мелким шрифтом написано: «Это все не зарегистрированные на платной основе абоненты». Мы понимаем, что сейчас врать [партнерам] про абонентскую базу практически невозможно. У нас никогда не было 40 000 подписчиков. И пока что нам не светит такая база — потому что у нас не такой хороший набор контента, как у большинства.

Женщина, представившаяся Еленой Коханец, рассказывает еще одну причину, по которой сервису нужны манипуляции с пользовательской базой — это активность на западных рынках:

Е.К.: — PR ориентирован больше на международный рынок для привлечение b2b-партнеров в мире. Как-то там принято, что нужно красиво расписать. Мы туда не влазим. Пишутся и бесплатные абоненты, и просмотры…

Сколько и где зарабатывает Divan.TV? 

В презентации Андрея Колодюка для потенциальных инвесторов в феврале 2019 у сервиса 3 млн пользователей, принесших в 2019 году $5 млн выручки. Но сколько из заявленных 3 млн пользователей платят — неизвестно. В отличие от Netflix, у Divan.TV далеко не все пользователи на платных пакетах. А в отличие от Megogo, практически нет монетизации пользователей с бесплатного пакета за счет рекламы.

По мнению источника редакции AIN.UA в одном из поставщиков контента, платящая аудитория Divan.TV в 2014 году составляла 5 000 человек глобально, а в 2019 — 10 000 — 20 000 глобально на базовом платном тарифе. Это непроверенные данные. Но речь все равно идет о десятках, а не сотнях тысяч платящих юзеров. Ниже редакция AIN.UA предлагает несколько подходов к проверке заявленной выручки сервиса.

Например, для генерации $5 млн выручки в 2017 году на российском рынке (он — же основной для Divan.TV, согласно их собственной презентации) у Megogo хотя бы один платеж совершили 350 000 пользователей. 

Если исходить из стоимости тарифов Divan.TV (от 59 грн до 299 грн в месяц для Украины и до $13/мес за рубежом) в средних пропорциях, то сервису нужно не менее 500 000 платящих пользователей, чтобы зарабатывать $5 млн в год.

350 000 или 500 0000 — все это на порядок больше, чем названные в аудиозаписи 40 000 платящих пользователей. Которые, к тому же, заявлены как сложная в достижении цель. 

По данным YouControl, ООО «Диван.ТВ» / «Мультимедиа Груп Украина» показало пиковую выручку около 14 млн грн в 2016 году. Правда, при обязательствах компании более 52 млн грн. 

Финансовые показатели ООО «Диван.ТВ» / «Мультимедиа Груп Украина»

ООО «Финарт Капитал Инвест» — которое принимает платежи сервиса в Украине — в 2017 году показало 13 млн грн выручки. В 2018 году выручка сократилась до 10 млн грн.

Финансовые показатели «Финарт Капитал Инвест»

Если верно то, что по данным Divan.TV, 54% пользователей приходятся на СНГ, и крупнейший рынок — Россия, то на Украину, в лучшем случае, приходится четверть аудитории. Если подсчитать, что она принесла 13 млн грн, то глобальная выручка Divan.TV при самом оптимистичном раскладе не превышала бы $2 млн. Но и тут есть нюанс.

Россия, как заявлено в презентации, крупнейший для сервиса рынок, но российский филиал ООО «Диван.ТВ» с регистрацией в Белгороде этого не демонстрирует.

Согласно выписке из базы СПАРК (есть в распоряжении редакции AIN.UA), совокупный долг предприятия составляет около 2,4 млн рублей, в то время как оборотные активы — всего 27 000 рублей. Выручку компания демонстрировала всего однажды, в 2016 году и она составила 585 (пятьсот восемьдесят пять) рублей. А в июле 2019 года по решению суда Роскомнадзор также лишил ООО «Диван.ТВ» статуса СМИ и лицензии на телевещание, сообщается на сайте регулятора.

Все вместе это ставит под сомнение правдивость опубликованной Divan.TV выручки. И базы пользователей.

Путаница с инвесторами

Еще один вопрос — сколько инвестиций сервис привлек и от кого. 

На старте проекта в 2011 году сообщалось об инвестициях от АVentures Capital в размере $1 млн. Позже в интервью AIN.UA Андрей Колодюк говорил, что счет инвестициям «идет на миллионы». На портале Crunchbase сообщается, что AVentures вложила $2,5 млн в Divan.TV в течение двух раундов между 2010 и 2011 годами.

Также AIN.UA удалось найти резюме партнера и совладельца Divan.TV Дениса Лукаша, где значится, что он помог компании привлечь $1,2 млн в рамках двух раундов в период 2010-2014 годов. Наконец, согласно презентации, подготовленной Divan.TV для инвесторов, к 2019 году компания привлекла суммарно $6 млн одним раундом.

Divan.TV и сейчас числится на неофициальном сайте фонда AVentures (неофициальный указан в профиле фонда на CrunchBase, с имейлов в его домене пишут партнеры фонда, при этом официальный сайт автору найти не удалось — прим.ред). Однако в юридических структурах компаний, которые удается связать с Divan.TV, долю АVentures найти не удалось. 

Это же подтвердил управляющий партнер AVentures Евгений Сысоев: Divan.TV — личный проект Андрея. Почему он значится на сайте фонда — неизвестно. 

ICO которого нет

В 2018 году Андрей Колодюк активно комментировал планы Divan.TV выйти на ICO. Компания планировала запустить собственный токен D1T во втором квартале 2019 года, а обновленную платформу Divan.TV 2.0 — в третьем квартале 2019 года. Пользователи должны были бы получать токены в обмен на просмотр рекламы и тратить их на доступ к премиальному контенту.

Под запуск  блокчейн-платформы для рекламодателей Divan.TV планировал привлечь бридж-финансирование в размере $5 млн. Это краткосрочный кредит для развития компании под 8% и без размытия доли. Инвесторам обещали скидку в 20% при следующем раунде.

Технологическим советником и инвестором в том числе указали Александра Борнякова, основателя рекламной компании VertaMedia (Adtelligent), а ныне — заместителя министра цифровой трансформации Украины.

В ответ на запрос AIN.UA, Александр Борняков рассказал, что Divan.TV собирался использовать его платформу Adtelligent. Они действительно начали работу с Колодюком в 2018 году. Но спустя три месяца Колодюк принял решение ICO не проводить: якобы это уже никому не интересно. «Стало понятно, что ICO не будет», — отметил Борняков в комментарии AIN.UA. Какое-то время компании еще работали вместе, но ни к чему конкретному это не привело.


Сейчас об ICO никто не вспоминает. Как и о планах по достижению 120 млн пользователей. Или о долгах перед американской компанией Fox, который все еще не выплачен.

Тем временем, сервис продолжает работать, проводит рекламные кампании и заключает партнерства с ТВ-производителями. А сам Андрей Колодюк уже одобрил идею Александра Ткаченко (в прошлом генпродюсера 1+1, сегодня — депутат от «Слуги народа») ввести налог на контент Netflix и YouTube. Ведь иностранные сервисы «должны быть в одинаковых условиях с украинскими сервисами в части налогов».

А вот что насчет одинаковых условий по выплате долгов и раскрытии показателей — он не уточнял. В декабре 2019 года его кипрская «Микарниал Лтд» увеличила уставной капитал ООО «Финарт Капитал Инвест» на 1,7 млн грн: с 804 000 грн до 2,56 млн грн. Это больше, чем долг перед Fox. Но его придется отдавать продавщице из Обухова.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Последние новости
03 дек
Смотреть все
  • Дія City
  • Истории компаний
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск