Этой осенью заметно оживились дискуссии вокруг рынка SEO в Украине. Причин на то несколько. Во-первых – в Интернет-аудитории бум роста, о чем нас так постоянно извещает Gemius и другие небезызвестные источники. Во-вторых, заметно растет интерес к рынку со стороны зарубежных поисково-маркетинговых компаний. В-третьих – осень, сезон основных крупных конференций, посвященных вопросам интернет рекламы и пора резкого увеличения продаж рынка электронной коммерции в преддверии Нового года, что не может не будоражить рынок и возбуждать интерес спроса на услугу SEO.

Вот и у меня после прочтения последнего материала Артема Бородатюка, да простят меня читатели AIN, возникла мысль поделиться мнением по еще одному вопросу, часто всплывающему у сайтовладельцев: «Что же нужно проекту, чтобы быть постоянно в топах?». Ведь очень часто, так стремясь там быть, мы тратим большие суммы денег, теряем время, но остаемся у разбитого корыта.

Первую, самую распространенную ошибку со стороны хозяина проекта, мне хочется ассоциировать с примером из школы. Артем говорил о плохих оценках, попробую и я сослаться на то, что знакомо мне с детства, тем более, что расти мне пришлось в семье педагогов. Некоторые, пожалуй, до сих пор говорят, что учителя портят их детей, уделяют мало внимания, учат чему попало и вообще «мы отдали ребенка в школу, теперь ваша задача – учить, наша задача – родить». Грубо, но где-то тут зарылась доля истины. Но не будем о плохих педагогах, от которых некоторым детям, действительно достается не по заслугам.

Хотелось бы посмотреть на вопрос с другого полюса: все ли мы понимаем, что учить детей нужно не в школе, а начиная с пелёнок? Все свои грехи и недоработки «плохие» родители привыкли скидывать на учителей, но я с этим не согласен – наc всегда учили начинать анализ с себя, искать причину в своих поступках и поведении.

Этот вопрос касается и интернет-сайта. Зачастую, заказав SEO услугу, мы виним в неудачах всех, кто работал с проектом, но только не себя, закрывая глаза на состояние веб-сайта, неуникальное заполнение, медленный движок, отсутствие обновлений новостной ленты. Мол, обновлять проект – это дело второе, ставьте ссылки и выводите сайт в топ – вот ваша работа. Соглашусь, предупреждать о том, что проект нужно будет развивать – изначальная задача кампании по продвижению. Но что делать, если понимания со стороны клиента нет? Огромное желание SEO-специалиста «зацепить» на живца настолько затмевает разум, что компании начинают работать с надеждой «авось прокатит, поумнеет». Часто в таких случаях по истечению срока продвижения приходиться ставить жирную точку. Результат – потеря времени, недополучение (в лучшем случае) прибыли, недоверие к отрасли и т.д. Причина тому – малообразованность рынка. Не зря ведутся дискуссии на многих профессиональных конференциях – рынок нужно образовывать. Отсутствие литературы, наличие низкопрофессиональных игроков рынка, сосредоточенность на показателях ранжирования сайта, когда-то дававших так всеми нами желаемый быстрый результат в комплексе с полным нежеланием понимать, проводить эксперименты и обучаться – вот еще несколько причин нулевого исхода месяцев работы.

В 80% случаях успешность продвижения веб-сайта – заслуга самого его владельца. И как бы не цинично это звучало – это так. Подумайте, часто ли вы вините хорошего мастера, починившего вам автомобиль, в состоянии вашего авто? Разумный человек, полагаю, нет. В первую очередь мы анализируем характер езды авто, условия эксплуатации, качество бензина, процент вливания «души», если можно сделать такое сравнение.

И если провести аналогию с продвижением проекта, то задача вашего подрядчика – донести до сознания клиента все необходимые условия его успешного продвижения. Увы, если не делать всех этих шагов в комплексе и на постоянной основе – успех продвижения и нахождения вашего сайта в топах под большой угрозой.

Давайте посмотрим на тенденцию развития поисковых систем, там четко видно куда они движутся – это учет множества факторов в ранжировании сайта и минимизация влияния тех факторов, на которые можно повлиять искусственно: количество внешних ссылок, их текстовое содержание и многое другое. По словам руководителя отдела веб-поиска Яндекс Александра Садовского, его поисковик учитывает более 400 факторов ранжирования проекта и лишь малая их часть касается ссылок. Представители поисковых систем уже давно не скрывают учет поведенческих факторов в ранжировании сайта, удобства пользования (Usability), актуальности размещенной информации на сайте, частоты обновления, негативных отзывов в социальных медиа, узнаваемости бренда и множества других цифр. Образно говоря – что быть в топе, вы должны «растить» свое детище с пеленок, и подводить промежуточные итоги зачастую можно будет только спустя многие месяцы. Тем, кто задумал быть на высоте всерьез и надолго об этом необходимо и нужно думать! Подходите к продвижению проекта комплексно, не возлагайте всю задачу на компанию-подрядчика или же на плечи своего друга.

Равнение на друзей и знакомых.

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда владелец сайта приводит в пример известные бренды, до конца не понимая, сколько сил и труда вложено в развитие проекта. Грустная сторона медали еще состоит в том, что во многих случаях повторить историю успеха одного проекта, наложив точную кальку схемы продвижения на другой, практически невозможно. Вы обязательно столкнетесь с разными показателями конверсии на сайте, с разными уровнями отказа, сроков продвижения, часто – необъяснимыми падениями и взлетами позиций по ключевым запросам. Не старайтесь скопировать точно все, как вам рассказал ваш близкий друг или знакомый. С мыслями создания хорошего и полезного проекта для вашего пользователя, нужно ложиться спать и просыпаться. Я бы сказал – хороший проект и душа в нем – первично, заработок – придет сам собой.

Связь двух каналов рекламы – Offline и Online

Как не крути, а суслик есть. Из своего опыта хочется сказать, что наличие Offline рекламы бренда вызывает большую реакцию почитателей бренда в Интернет среде. Это может быть выражено бурными обсуждениями в блогосфере, реакцией СМИ, твиттер-трансляциями и упоминанием на форумах и многих других источниках. Оба канала рекламы бренда помогают друг-другу, что не может не учитываться поисковыми системами и значительно влиять на позиции проекта. Значит ли это, что у Coca-Cola больше шансов висеть по запросу «безалкогольный напиток», чем у игрока мелкого бизнеса? – ДА. Вывод тут прост – как не крути, но бренд, в который вливает деньги по всем фронтам, потенциально имеет намного больше шансов быть в топах.

Между двух полюсов

Видели бы вы глаза одного моего клиента, когда после тщательного прослушивания его пожеланий по продвижению, я попросил показать его не сайт, а бизнес. Это была мебельная фабрика, и он с большой радостью начал показывать образцы мебели, рассказывать об основных конкурентах, преимуществах их продукции и производства. Все ли мы допускаем кампанию по продвижению в Offline бизнес? Хорошему игроку, с которым вы собираетесь плыть долго – можно и нужно позволять вникать в ваш бизнес. Нельзя успешно развивать проект клиента, не понимая его полной специфики. С опытом интернет-продвижения с одной стороны, при хорошем понимании производства с другой, поверьте, у вас будет больше козырей и путей продвижения бизнеса в сети Интернет (обращу ваше внимание – часто с минимальными затратами и применением сильных рычагов в бизнесе). Тут нужна синергия понимания бизнеса в Offline и наложение этих навыков на каналы продаж и сильные стороны интернет-представительства.

Выбор подрядчика

И если вы уж всерьез и надолго решили застрять в топах поисковой выдачи, то позвольте несколько советов:

  1. Не гонитесь за теми проектами, которые вы привыкли видеть в топах. Не пытайтесь их скопировать и нанять компанию-подрядчика, продвигающую лидирующие проекты. Каждый сайт, как отдельная единица – требует уникального подхода, тщательного анализа и составления индивидуального плана продвижения. Особенно это ощутимо в высококонкурентных тематиках. Разумеется, опыт – это хорошо, и вы можете на начальном этапе определить показатели эффективности продвижения, многие другие важные факторы. Но вероятность повторить успех находится за пределами больших усилий и труда.
  2. Выбросьте из головы мысли только о позициях сайта, действуйте комплексно. В первую очередь создайте проект так, как он был бы удобен вам, постарайтесь поговорить с партнерами. Позиция восприятия качества проекта только по его наличию в топ-10 ошибочна.
  3. Постарайтесь построить доверительные отношения с подрядчиком, не бойтесь рассказать ему о своем бизнесе. Информирование двух сторон о сезонности вашего бизнеса, понимание технических аспектов работы, загруженности call-центра и специфики работы службы доставки – залог успешной работы обеих сторон. На практике, даже небольшой экскурс и небольшая беседа на встрече о бизнесе порождает тысячу интересных и успешных идей продвижения проекта, позволяя сэкономить время, дать быстрый и качественный результат, сохранить доверие.

Все ли зависит от компании-исполнителя?

Вы ходите в спортзал? Разве зависит успех спортсмена от тренера? Во многих показателях да: это тренировочные программы, распределение нагрузок, опыт, полезные советы в устранении слабых показателей. Но в большей мере успех спортсмена предопределяет он сам, его упорство и труд.

Такие же правила игры работают и на рынке Интернет-продвижения. И я скажу даже более – хороший проект с большим потенциалом, хорошей посещаемостью и известностью, достаточно грамотно «причесать» SEO-компании, чтобы достичь феноменального увеличения трафика и роста позиций в десятки сотен процентов. Где здесь заслуга SEO-компании? – опыт и правильное применение «отвертки». Где здесь заслуга клиента? – создание качественного и полезного проекта!

Заметьте, для качественного проекта с историей – SEO-услуга действительно отвертка. Со слабым проектом SEO – лишь один из инструментов достижения успешных позиций.

Сегодня модно говорить о таком понятии, как Интернет-маркетинг. Я постарался затронуть некоторые вопросы из того самого «комплексного», что необходимо для успешного продвижения проекта. Создавайте сайт для людей, вкладывайте в него силы и душу. Постарайтесь максимально связать Offline и Online каналы продвижения, если они у вас есть. Старайтесь подходить к развитию проекта комплексно, не сосредотачивая усилия исключительно на поиске, но мыслите о вашем конечном потребителе. И, как бы громко это не звучало, будьте уверены – успешное развитие вашего проекта, хорошие позиции в поисковых системах будут вас радовать.

P.S. Посмотрите глазами оптимизатора на сайт AIN.UA – все ли у него хорошо с оптимизацией? Нет! Но вы ведь сюда пришли? : ) Делайте правильные выводы.