Сейчас я наблюдаю на рынке некий замкнутый круг: цена на рекламу растёт, но при этом лишь незначительное количество площадок наполняются рекламой хотя бы на 70-80%, так как многих потенциальных рекламодателей не устраивает стоимость контакта. Конечно, рано или поздно мы таки придём к модели, что продаваться напрямую будут крупные холдинги, а все остальные площадки уйдут в сэйлз-хаусы и баннерные сети, где будут работать специалисты, которые смогут максимизировать прибыль всех площадок.

В текущей же ситуации я бы разделил площадки на три типа:

  • Крупные холдинги
  • Сайты SEO-шников, на которых можно найти в большей степени коды Google AdSense или подобных сервисов

И, где-то между ними:

  • Одиночные веб-проекты, которые заявляют цены уровня больших площадок.

Несмотря на это, некоторые из них ставят себе тот же AdSense, но – упорно не хотят продавать показы дёшево, хотя средняя наполняемость подобных сайтов – немногим более 30% (если учесть все заявленные места). Мотивация – “мы лучше подождём нормального рекламодателя, чем будем продавать дёшево”. Однако, друзья, – нормальный рекламодатель здесь, у него есть реальные деньги, но ему просто экономически невыгодно покупать дороже, чем “икс”.

На данный момент существует миф о дешевизне рекламы в интернет, но это не до конца правда, – цена входа и правда низкая, однако стоимость одного контакта значительно выше, чем даже на “дорогой” наружке. При этом у интернета наименьший процент охвата.


Исследование медиа рынка группой Aegis Media/GMG

Исследование медиа-рынка TNS

Пойдём дальше: недавно на Socialbakers опубликовали среднюю стоимость рекламы в Facebook, и, как ни странно, Украина оказалась на 18-м месте, сразу после Англии и Канады. И правда: буквально год назад рекомендованная (и реальная) ставка в Facebook была значительно ниже 1 доллара, то теперь необходимо ставить $2-3 и более за клик или CPM.

Обратите внимание, что эта цена уже вплотную приблизилась к цене популярных украинских площадок с учётом агентской скидки, и цена не за 240х350 баннер с анимацией, а за небольшую картинку и чуть-чуть текста. Из других минусов Facebook в сравнении с другими площадками: невозможность настраивать некоторые таргетинги и огромная глубина просмотров одним пользователем.

Почему же так выходит?

Да потому что Facebook пошёл по модели, когда спрос превышает предложение (как работает, например, и adsense), он получил вирусный эффект “высокой эффективности рекламы на facebook” и все понесли туда свои денежки, и благодаря аукционной системе, увеличили eCPM рекламного места.

Большинство же площадок пытаются получить большую моментальную наживу, не думая о перспективах как частных, так и рынка в целом. Покупая трафик за 1-4 цента, площадки хотят отбить эти деньги сразу на баннерной рекламе, никто не думает про эффективность площадки, про её пользу для пользователя, просто играют потоками денег: входящими за рекламу и исходящими на рекламу себя.

А теперь числа для размышлений

По статистике ВРК за 2010 год объём рынка медиа интернет рекламы составил порядка 100 млн. грн., что вместе с контекстной рекламой (ещё 100 млн. грн.) составляет всего 3,4% от всего объёма рекламы в медиа. С другой стороны, по статистике Bigmir за май 2011 в месяц откручивается 2.5 млрд хитов, т.е. даже если бы нам удалось монетизировать каждый вызов страницы пользователем всего с 2 баннерами при ставке CPM=2 грн, то вышло бы 10 млн. грн ежемесячно, т.е. 120 млн. грн. в год, что уже превышало бы текущий оборот. Вот только рекламодателей, желающих прийти в интернет, стало бы в разы больше, и рынок начал расти динамичнее.

Пример работы системы монетизации 100% трафика на примере европейской компании admeta

Я не призываю продавать баннерные места дёшево, но рекомендую всем более серьёзно отнестись к возможности монетизации остаточного трафика.