Принцип “меньше – это меньше, а лучше – это лучше” положен в основу работы 37signals, компании из Чикаго, которая начала свою работу в 1999 году как фирма, занимающаяся веб-дизайном. В 2003 году к трем друзьям присоединился датский программист, задачей которого было написание ПО для организации работы с проектами внутри самой компании. К 2005 году число клиентов компании, которые тоже захотели себе такую программу, выросло настолько, что в 37signals решили сосредоточиться на этом направлении как на отдельной сфере деятельности компании.

Сегодня у компании – коллектив из 16 сотрудников и свыше 3 млн клиентов по всему миру; портфолио успешных продуктов вроде Basecamp и Campfire; а также единственный инвестор – Джефф Безос, основатель Amazon. Самому основателю 37signals стукнуло 35; и он не боится смотреть на вещи и поступать иначе, чем делают все остальные люди.

Основатель 37signals Джейсон Фрид (Jason Fried) ненавидит большие корпоративные собрания, убыточные ИТ-компании и привычку некоторых стартапов носиться со своими сотрудниками, как с малыми детьми. Если вам интересно, как работает Джейсон – добро пожаловать в его типичный рабочий день:

Утро и завтрак

“Я не пользуюсь будильником. Последнее время я просыпаюсь сам где-то в 6:38 утра. Раньше я просыпался в 7:31, почти в то же время, в которое родился когда-то. Звучит странно и жутковато, правда?

Я стараюсь не хватать первым делом телефон и проверять на нем электронную почту. Я так делал раньше, но это совсем не на пользу вам самим. Вместо этого я иду и завариваю чай, пытаюсь просто сесть и расслабиться перед началом дня. Но постоянная близость компьютера кончается тем, что я всё равно лезу проверять почту раньше, чем планировал с самого начала.

Я люблю чай. Пью в основном зеленый и белый. Выбираю разные сорта в зависимости от моего настроения. Последнее время пью matcha, он мелкоизмельченный и вы по сути пьете взвесь из растворенных листков чая. Покупаю его онлайн, потому что там выбор лучше и потому, что я слишком ленив для поисков в оффлайн-магазинах.

На завтрак я обычно съедаю пару вафель с кленовым сиропом и горсть фисташек. Если холодно – тогда готовлю овсянку. Трижды в неделю по утрам я иду в тренажерку на 1 час. Раньше я 2 года занимался с тренером и думаю, если бы этого не делал, я бы забил на тренировки.

Потом иногда я отправляюсь работать в офис. Обычно я могу неделю проработать из дому, а потом мне это надоест, и всю следующую неделю я работаю в офисе. Живу я примерно в 2 милях от офиса компании, езжу туда обычно на авто. Мне бы следовало чаще ездить туда на велосипеде, но когда примерно 2 года назад я был свидетелем того, как велосипедиста сбила машина, с тех самых пор я побаиваюсь. Лучше уж за рулем авто.

Начало рабочего дня

К работе я приступаю обычно между 10 и 11 утра. В компании у нас 16 человек, половина живет в Чикаго. Сотрудники приходят в офис тогда, когда им это необходимо, и на тот период, на который это необходимо; во всех остальных случаях работают дома. Я не верю в 40-часовую рабочую неделю в принципе, поэтому мы отказались от модели обязательного количества часов в офисе или за рабочим столом. Я понятия не имею, сколько мои сотрудники тратят времени на работу – главное, чтобы работа была сделана.

Большую часть дня я пишу. Я пишу все материалы для нашего сайта. Общение тоже входит в число основных моих обязанностей. Написание текстов для сайтов – вообще штука жуткая, а уж корпоративные сайты особенно “отличаются” в этом. Вам никогда и ни за что на свете не понять, чем занимается компания, кто они и что отстаивают в своей деятельности. Я много времени трачу на то, чтобы довести до совершенства написанный текст, предложение за предложением. Люблю процесс редактирования.

У нашего блога – более 100 тыс читателей, но я туда не пишу каждый день. Я пишу только тогда, когда мне есть что сказать. Меня, к примеру, беспокоит, что определение успешности сместилось от показателей прибыли к числу фолловеров, “друзей” и цифр на счетчике сайта. Это всё – ничего не значащая фигня. Из школы любой подросток приходит с мыслью “о, да, я хочу замутить какой-нибудь новый YouTube или следующий Facebook”. Если ресторан подает на столы клиентам больше еды, чем все остальные, но при этом теряет деньги на каждом заказанном блюде, – успешен ли такой ресторан? Нет. Но в интернете почему-то если у тебя больше пользователей, чем у всех остальных, – то ты успешен. Хотя на самом деле это вообще не так.

Рабочий день

Немалую часть дня я провожу в обдумывании того, как упростить многие вещи. В мире программного обеспечения первая, вторая и третья версии продукта – это отличные версии, потому что все могут ими пользоваться. Потом компании начинают добавлять всякие “навороты” и “рюшечки”, чтобы уже существующие пользователи были счастливы от “обновлений”. И кончается всё тем, что ваш продукт “застрянет” на существующей базе клиентов и никуда не растет, потому что получившееся ПО стало слишком сложным для новичка. Мы свои продукты сохраняем максимально простыми. Мне куда больше по душе люди, которые “перерастут” наш продукт, – до тех пор, пока всё больше и больше людей растут вместе с нашими программными продуктами.

Раньше я сам обрабатывал всю почту, связанную с клиентской поддержкой; но сейчас мы наняли 2 человек, которые занимаются этим. Я всё еще участвую в процессе работы с клиентскими запросами, равно как и Дэвид (David Heinemeier Hansson, партнер и со-основатель 37signals – прим. редакции). Если нам кто-то пишет с жалобой на наш продукт, мы воспринимаем эту заявку как тот факт, что это – наша вина: мы не слишком понятно объяснили пользователю, не сделали так, чтобы сервис или продукт работал так, как было задумано. Я постоянно слежу за такими проблемами, хоть они и растут по мере роста самой компании. Но не веду списки всех жалоб и негативных отзывов, т.к. они превращаются в “пожирателей времени”. К нам еще поступают тысячи всяких предложений; но мы обычно отвечаем “нет” на них. Многие компании врут и говорят: “Да, конечно, мы это внедрим”. А мы никогда не даем пустых обещаний, потому отвечаем: “Мы примем это во внимание”. Некоторым клиентам такое не нравится.

Изначально мы разработали Basecamp для своих собственных нужд, чтобы нам оптимизировать работу с проектами. Это – наша философия: “Создаем то, что нравится нам, и другим людям такое тоже понравится” К примеру, Ta-Da мы создали как простой список задач; Backpack – как цифровую версию папки с формами для заполнения. А Writeboard мы создали, когда работали над “Getting Real”, нашей первой книгой о бизнесе, которую мы же сами и издавали, чтобы отслеживать все черновые версии, правки и при этом не чокнуться окончательно. И хотя есть много продуктов получше для решения этих задач, я всё еще пользуюсь Writeboard, потому что это приложение – простое как двери. По факту, мы и вторую свою книгу, “Rework”, написали с помощью этой программы.

Эти книги – наши “поваренные книги”, если хотите. Я вообще вдохновение ищу в работе шеф-поваров. Mario Batali – крутой шеф-повар, который приглашает людей с ТВ-камерой к себе в кухню и делится рецептами. Это крутая бизнес-модель. В мире бизнеса люди – жуткие собственники, они боятся делиться. “Rework” – это наш рецепт того, как построить бизнес.

Встречи и собрания мы проводим редко, я их терпеть не могу. Они нам влетают в копейку и ничего кроме жуткой потери времени собой не представляют. Никогда в 1 час не уложишься с этими встречами; потому что надо 10 человек оторвать от настоящей работы. Они еще и весь твой день покромсают на куски, и в итоге у тебя 20 минут чтобы побеседовать здесь, 45 минут чтобы пообщаться там… Людям, которые работают над созданием чего-то, нужен неструктурированный поток времени, чтобы найти нужную волну. И за 20 минут ты этого никогда не сделаешь.

Вместо встреч мы пользуемся Campfire, нашим групповым инструментом для чатов. Его мы создали, когда компания начала расти, и в команде появились сотрудники из разных городов. Мы хотели, чтобы группе было легко работать. Campfire – это такая себе добровольная встреча на весь день. Если я занят, я могу закрыть окно чата. Если я свободен, я открою окно, почитаю и отвечу, включусь в обсуждение. Если у людей есть ко мне вопросы, они откроют окно и напишут их, а я отвечу, как только смогу. Очень редко вопрос имеет такой уровень критичности, что без ответа на него работа встанет. Все может подождать пару часов, за исключением жизненно важных ситуаций. Мы стараемся всячески избегать отвлекающих факторов и прерываний, потому что прерывания – настоящий враг продуктивности.

Перерыв на обед

Ланч я почти всегда заказываю с доставкой. Обычно из моего любимого бистро, где готовят восточную кухню на вынос. Я люблю хумус и таббули. Обычно ем прямо за рабочим столом. Еще каждый четверг у нас заказан свой столик, и к ланчу могут присоединиться все сотрудники чикагского офиса, потому что в обычном режиме работы все вместе мы не так уж часто встречаемся. Мы также совместно планируем отпуск 2 раза в год. В прошлом году мы были в Мэйне и Висконсине. Так что хотя бы 2 раза в год на 5 дней мы все видимся. Говорим о работе в том числе, но помимо совместного обсуждения рабочих дел есть и время для совместного свободного времяпрепровождения. Когда такая возможность выдается не часто, то ее больше ценишь.

После ланча мне обычно неохота работать: с часу до трех дня моя продуктивность существенно падает, поэтому я обычно немного валяю дурака (что на мой взгляд тоже важно). Все должны просто рыться по сайтам или искать что-то новое или даже читать какую-то ерунду. Ненавижу, когда в бизнесе работодатель относится к сотрудникам, как к детям малым: закрывает доступ к Facebook или YouTube, потому что сотрудники должны работать 8 часов в день и точка. Вместо роста продуктивности получается фрустрация. Какой в этом смысл? Пока работа делается так, как должна делаться, мне нет никакого дела до того, чем люди заняты в течение дня.

В середине дня я люблю читать, чтобы дать себе передышку. Не читаю художественную литературу, т.к. считаю это пустой тратой времени. Есть множество крутых вещей, которые реальны, и не хочется тратить время на выдуманные истории. Люблю читать биографии, особенно книги об изобретателях и их изобретениях. Еще интересуюсь историей Америки. Около 3 дня завариваю чашку чая, которая меня “пробуждает”. Последнее время пью для этого gyokuro, у него высокий уровень тинина – аминокислоты, которая позволит несколько часов кряду оставаться сфокусированным на работе.

Вторая половина дня

Запуск нового продукта – время самое суматошное, потому что как назло во время него что-то ломается. Но что круто в веб-ПО: всё можно обновить в реальном времени. Если что-то сломалось, за пару мгновений можно (в большинстве случаев) всё исправить. Но по мере роста компании стали расти и проблемы, причем всё быстрее. Всё, что теперь делаешь, – оно как под микроскопом, особенно во время запуска нового продукта. Объявление о неполадках сегодня может расстроить пару человек, а завтра – пару сотен пользователей. Много времени уходит на это. У меня порядка 15 тыс фолловеров в Twitter, и среди них есть как лояльные клиенты, так и люди, которые терпеть меня не могут. 99% людей этих я вообще не знаю, но многие из них так и ждут удобного случая, чтобы написать “ты облажался”. Twitter стал местом, куда принято сливать негатив, потому что для негативных эмоций классно подходит короткий формат. Иногда это неприятно; но надо стать “толстокожим”.

Финансами компании командую я. У нас есть бухгалтер, который отвечает за цифры и показатели, ежедневно я и Дэвид просматриваем бухгалтерию. Мы сделали экран для администрирования процессов: на нем отображается, сколько клиентов подписались, обновили продукт, откатились на предыдущую версию или отказались от нашего продукта. Эти цифры я проверяю в течение дня, там всё обновляется в режиме реального времени. Еще слежу за пиковыми значениями трафика – от новостей, записей в блогах, по выдаче в поиске Google. Так я узнаю, что конкретно о нас пишет веб-аудитория.

У нас нет долгосрочных масштабных планов, потому что они пугают и обычно никогда не отвечают действительности. От масштабных решений люди по ночам плохо спят, и мне не нравится принимать подобные решения. Чем ближе ты к пониманию того, каким будет следующий момент в твоей работе, тем ты спокойнее. Большинство решений мы принимаем на ходу, сразу же.

Вечер и отдых после работы

Обычно из офиса я ухожу в 6 вечера. Я вообще крепко подсел на политику и любил раньше смотреть всякие ток-шоу на эту тему после работы. Но я с этим завязал, предпочитаю провести время во дворе своего дома или с друзьями. У меня есть сад, я иду туда и вожусь с растениями. Полю сорняки, подрезаю кусты и деревья. Приятно повозиться в саду после того, как весь день пробудешь за монитором.

Пару лет назад я стал брать уроки игры на ударных, иногда бывает играю по часу или около того после работы. Пользуюсь “щетками”, поэтому соседи от моей игры не страдают. Собираюсь купить барабанную установку для загородного дома, и уж там-то оторвусь на полную. Купил каменный фермерский дом, построенный еще в 1850-х. Он в сельской части Висконсина. До ближайшего соседа – полмили. Почти каждый уикэнд туда езжу, мне нравится. Я купил трактор и получаю кайф, когда пашу на нем землю. В следующем году собираюсь посадить акр кукурузы. Или просто акр земли чем-то засеять: просто чтобы посмотреть, получится ли у меня.

Я люблю готовить, но я холостяк, а для себя самого готовить как-то не люблю. Часто выбираюсь куда-то, но не люблю модные навороченные рестораны, где тебе кладут салфетку на колени, а ты еще и всё время вынужден беспокоиться, правильной ли ты вилкой ешь.

По ночам у меня обычно “прорыв” продуктивности, потому могу пару часов и поработать. Обычно работаю над более сложными, детализированными задачами, которые требуют глубокого обдумывания. Но иногда просто зачитываюсь книгой или смотрю ТВ пока не засну. Смотрю Ларри Дэвида в Curb Your Enthusiasm, еще House, M.D. и даже иногда смотрю American Idol. Люблю всё это: “американская мечта”, борьба за выживание всеми средствами, конфликт, интригу люблю”.

Источник: Inc.com | В публикации использовано фото с сайта QuoteCollection.com и Inc.com