В начале лета популярный сервис Uber, который конкурирует с традиционным бизнесом такси по всему миру, открыл вакансию general manager в городе Киеве. Вакансия провисела недолго, но успела собрать сотни резюме, а также – породить надежду на то, что Uber наконец-то дойдет и до украинского рынка. Но время шло, сервис с тех пор запустился во множестве городов, в том числе в Европе – Вильнюсе и Минске, а про Киев или другой украинский миллионник слышно не было. Кто-то даже посчитал, что вся шумиха вокруг вакансии – просто хитроумный способ Uber прощупать рынок, “дым без огня”. Но, как стало известно AIN.UA, Uber все же формирует команду в Киеве, и, возможно, даже нашел главу представительства.

Таки запускаются?

Как редакции сообщило несколько источников на рынке, Uber сейчас занимается формальностями для выхода на рынок Украины, а также – встречается с потенциальными партнерами. Как минимум, сервису нужен банк-эквайер, который будет обслуживать платежи. Таким банком предсказуемо может стать “ПриватБанк”. Официально в банке эту информацию не подтвердили и не опровергли, но, как выразился источник в банке, в этом направлении “работа кипит”. По словам другого источника с рынка, в киевском Uber уже сформирована команда, но пока неясно: это постоянные сотрудники или “контрактеры”.

2uber

“Были какие-то непроверенные слухи, что у Uber уже есть здесь команда, которая тихонько начала работать. То, что Uber сюда выйдет – 100500%, вопрос только, когда”, – говорит Ярослав Максимович, чей стартап 2Event недавно запустил сервис подбора и заказа такси в онлайне.

Есть и данные о том, кто же возглавит представительство. Когда Uber вывесил вакансию на LinkedIn, на нее за день подалось более 220 претендентов. По данным AIN.UA, главой представительства может стать Юрий Романюха, бывший аналитик фонда Imperious Group. Он вместе с братом Дмитрием соосновал “украинский Uber для самолетов” – сервис JetMe. Основная идея сервиса в том, чтобы дать пользователям бронировать и оплачивать полеты на частных самолетах. Идея сервиса изначально основана на так называемых EmptyLegs (когда самолет возвращается пустым и места в нем можно продать).

В ноябре прошлого года стартап поднял раунд от Imperious Group. Правда, как стало известно редакции, Uber пока не обращалась к бывшему работодателю Юрия за рекомендациями, но при этом в фонде не очень довольны сотрудничеством с ним. Сам Романюха свое возможное назначение никак не комментирует, а редакционный запрос переадресовал Локману Курису, который отвечает в Uber за международную экспансию.

3uber

В Uber довольно туманно говорят о планах по Украине: “Города с населением более 500 000 человек интересны Uber с точки зрения развития бизнеса. Что касается дат запуска и членов команды, пока мы не даем конкретных деталей”.

Перспективы и немного скепсиса

На рынке такси-сервисов потенциальный выход Uber оценивают осторожно, чтобы не сказать – скептически. Ведь в Украине, по данным Украинской таксомоторной ассоциации, около 90% рынка такси – в тени, а цены очень низкие по сравнению с Европой.

Компании нужно держать марку суперрастущего проекта и показывать развитие инвесторам, говорит основатель Uklon Виталий Дятленко. Но в Киеве, как и в Минске, компании может быть интересен только сегмент “блек” (премиальный сервис, с машинами типа Mercedes E- и S-класса, Audi A6, BMW 7, BMW 5). В эконом-классе, где средний чек составляет $2-3, конкурировать будет сложно. “В сегменте элит-такси, за счет сервиса, могут быть варианты. Но, по моему мнению, вход сюда станет лишь галочкой в списке их стран и не будет экономически оправданным”, – говорит он.

С ним согласны и другие участники рынка. Стратегия Uber по захвату новых рынков основывается на демпинге, а в Киеве таксистов с дорогими лицензиями и разрешениями, которые держат высокие цены, просто нет, подчеркивает соинвестор украинского стартапа WinTaxi Мария Орлова. WinTaxi, кстати, работает по модели, сходной с Uber.

1uber

Илья Кенигштейн, который сейчас занимается выходом PayPal в Украину, задал вопрос Facebook-сообществу: почему Uber все еще не в Киеве? Ответы практически единодушны.

По словам Орловой, цены на такси в Киеве ниже всех соседних столиц и сейчас находятся на грани рентабельности. “В Минске “минималка” – около 50 грн за 2 км и 7-8 грн/км в самых дешевых службах, В Варшаве – 50 грн посадка и 18 грн/км. По “белорусскому тарифу” проезд с Петровки до Майдана стоил бы 110-130 грн, по “польскому” – 200 грн. В Киеве же сейчас можно проехать по этому маршруту за 50-70 грн (правда, на дешевом “ланосе”), – говорит она. Второе преимущество сервиса – расчет картой – будет работать только в случае, если с самого начала у Uber в Киеве будет несколько тысяч машин. А если пользоваться услугами “партнеров”, то безнала не будет, считает Орлова.

Илья Кенигштейн, который недавно общался с представителями компании по экспансии в Восточную Европу, тоже не верит в экономическую целесообразность запуска Uber в стране: “Честно говоря, эта суета и обсуждения вокруг Uber напоминает сборы жителей провинциального городка на полустанке, посмотреть, как мимо проносится Восточный экспресс. Uber – это не какое-то агентство по вызову такси, это крупнейший мировой стартап с оценкой в $50 млрд, они привыкли работать по-белому. А у нас пока выигрывает тот, кто не платит налоги”.

Несмотря на то, что Uber рисуют такие мрачные перспективы на украинском рынке, где пассажиры готовы ездить на “убитых ланосах” с пробегом в 500 000 км, лишь бы подешевле, пользователей эта новость скорее обрадует. Появится Uber – а там и “Старбакс” откроется. Или даже Apple снизойдет открыть пару своих магазинов.