Многие украинцы переезжают в Калифорнию, устраиваясь в компании Кремниевой долины. Но далеко не все при этом находят время и желание запускать собственные проекты, работая на полный день в американской компании. Поработав в сфере продуктового менеджмента в Украине, Кирилл Быстряков устроился в калифорнийскую компанию FastSpring. Она  разрабатывает платформу для приема платежей, «которая позволяет software и SaaS-компаниям монетизировать продукты и сервисы онлайн». Осенью прошлого года украинец переехал в Калифорнию, а незадолго до этого начал работать над сервисом Clean Email, который позволяет навести порядок в почтовом ящике. Его основная разработка проходила уже США в свободное от основной работы время.

«У меня всегда были какие-то свои проекты параллельно с “основной работой” – бизнесы с партнерами, консалтинг. Мне всегда нужно заниматься чем-то еще. Это дает возможность сменить контекст и не ржаветь», – рассказывает AIN.UA Кирилл о причинах работы над проектом.

Облачный сервис Clean Email подключается к почтовому ящику пользователя на Gmail, iCloud, Outlook или Yahoo и индексирует его содержимое, распределяя письма по группам. Его задачи – удалить и архивировать лишнюю почту, рассортировать и выделить нужную – оказываются нетривиальными для популярных почтовых сервисов.

«У нас самые популярные задачи – удалить все из одной папки (как оказалось, в Gmail это делать сложно и трудоемко), удалить все письма от конкретных отправителей (проект закончился, нужно удалить всю переписку которая больше не нужна) и тонкие правила вроде “письма, где я в копии”. В корпоративном мире Reply All – очень популярная кнопка, и она умножает письма в геометрической прогрессии. Найти такое с помощью стандартного поиска в Gmail практически невозможно», – утверждает Быстряков.

Идея Clean Email появилась как решение проблемы переполненного ящика у жены предпринимателя. Ее бесплатная почта на iCloud, на которую она регулярно отправляла себе фотографии с телефона на компьютер, постоянно переполнялась. Очистить заваленный ящик оказалось непросто – любой почтовый клиент отправляет письмо в корзину, не сразу освобождая место. Поэтому письма надо удалять дважды. Существующие сервисы вроде Sanebox, UnrollMe не решали проблему – их задача “сортировать” входящие. UnrollMe удаляет только подписки, Mailstrom рассчитан на продвинутых пользователей. «Все началось с простого скрипта, который выводил отфильтрованные письма и удалял их напрямую, минуя “Корзину”. Потом я показал получившееся нескольким людям и постепенно начал “пилить” по фидбеку», – рассказывает Быстряков.

pastedgraphic-3

Кирилл Быстряков с женой Юлией

Разговаривая со знакомыми, Кирилл каждый раз натыкался на новый user case. «У меня есть огромный список идей, правил и сценариев, которые кто-то предложил или вспомнил из своего опыта. От достаточно общих (удалить все письма из разных инструментов по управлению проектами) до очень специфических (юристы, которым нужна возможность экспорта писем между конкретными адресатами в PDF в папки по дате)», – говорит украинец.

Так, для рабочей почты Clean Email должен решить проблемы удаления и архивирование писем, потерявших свою актуальность, по определенным правилам. В ближайших планах работа по конкретным сценариям: скопировать всю почту при смене работы; скачать в Dropbox все документы из писем от конкретного клиента; сортировать письма по папкам по дате или отправителю.

Для домашнего аккаунта сервис поможет в массовом удалении разных уведомлений, непрочитанных и прочих накопившихся завалов. “Это достаточно интересная проблема. Она часто не вербализирована и реакция людей на нее “а почему бы и нет, посмотрю чего у меня там”. Когда мы делали бета-версию и общались вживую с людьми было забавно наблюдать путь от “мне это не надо, но попробую для тебя” до копания в своей почте с комментариями “надо же, даже не знал, что у меня столько хлама”, – смеется Быстряков.

Еще в Украине он предложил паре друзей работать над сервисом вместе, но в результате первую версию сделал сам. «Как обычно бывает в таких проектах – неделя ушла на первые скрипты и 80% функций еще летом 2015 года, а все оставшееся время шло итеративное улучшение», – рассказывает Быстряков. Позже он показал проект Олегу Савчуку, который до этого работал СТО проекта mail.ua. Он заинтересовался и теперь занимается всей разработкой.

pastedgraphic-2

Олег Савчук, экс-CTO Mail.ua

Переезд в Калифорнию для работы в FastSpring достаточно сильно сказался на разработке проекта. «Мой контракт предусматривает, что своими проектами я могу заниматься только в свободное от работы время, что логично. Также моя виза запрещает работать над чем бы то ни было, кроме основной работы. Приходится креативно подходить к процессу – с момента моего переезда с разработкой помогает Олег, а я занимаюсь “размахиванием рук” и общением с потенциальными партнерами», – рассказывает Быстряков.

Но пребывание в Калифорнии и помогает в развитии проекта. Так, это сыграло ключевую роль в переговорах с предыдущими владельцами домена clean.email. Если бы предприниматель находился не в США, то сделка бы вряд ли состоялась. «[Работа в Калифорнии] – возможность видеть как живут здесь average Joes. Общение с ними сильно меняет ценности и “угол подачи” проекта – их страхи и потребности отличаются от того, к чему мы привыкли. За первые полгода жизни здесь я переписал тексты на всем сайте дважды», – смеется Быстряков.

Запустился Clean Email в августе этого года. До этого команда несколько месяцев вела закрытое бета-тестирование и пробовала разные каналы платной рекламы. Поскольку все участники проекта занимаются им в свободное время, то было решено не делать громкий официальный запуск, а растить базу органически и постепенно увеличивать количество рекламы и внешних контактов.

Привлечь первых пользователей в бета-версию помог Ларс Штайгер, разработчик почтового клиента для Mac MailPlane. Он разослал приглашения на тестирование Clean Email клиентам своего сервиса. Они стали первыми 300 пользователями проекта и помогли улучшить многие аспекты нового продукта. Благодаря им команда внесла много улучшений с точки зрения безопасности и хранения пользовательских данных, подхода к авторизации, интерфейса, возможных действий с почтой.

На сентябрь 2016 года у Clean Email около 800 пользователей, которые зарегистрировались и опробовали работу сервиса. Около 10% из них стали платными (годовая подписка для одного почтового ящика обходится в $14,99), хотя конверсия в разное время составляла от 5% до 30%. Ряд пользователей после пробы сервиса больше не возвращается к нему, а некоторые пользуются регулярно. Для них Clean Email настроили ежемесячные напоминания и каждый месяц обнуляет пробную версию, чтобы дать возможность почистить еще.

Часть пользователей удалось привлечь через рассылку MailPlane, часть – благодаря рассылке, которую сделали друзья Кирилла. Остальных привлекали через платную рекламу в AdWords, Facebook и партнерский трафик из мобильных приложений.

Интерфейс Clean Email

Интерфейс Clean Email

Сейчас команда работает над тем, чтобы повысить конверсию в платящих пользователей. В самом начале система могла только удалять письма и многие пользователи просили больше возможностей – сортировать и архивировать почту. Но после добавления этих возможностей конверсия упала из-за ставшего сложным интерфейса. «Сейчас мы снова на витке работы с интерфейсом – решаем проблему совмещения “продвинутых” и обычных пользователей в одном приложении», – рассказывает Быстряков.

Clean Email может существовать как отдельный сервис или как “фича” почтового клиента. Партнерство с такими клиентами и смежными сервисами – один из вариантов развития проекта, которые видит предприниматель. «Сейчас появляется очень много почтовых клиентов и они часто бесплатные, а наш сервис дает возможность их монетизировать», – говорит Быстряков. Помимо этого, одни из самых продвинутых пользователей почты – фотографы и дизайнеры. «Сколько инструментов для шейринга не придумай – все равно много всего происходит в почте. Это открывает возможности партнерства с целыми нишами приложений», – говорит украинец.

По его словам, у Clean Email нет цели взрывного роста и быстрого выхода. На текущем этапе команда все еще изучает то, как люди пользуются сервисом. Главная цель сейчас – построить стабильный и надежный продукт. «В работе с чужими личными данными я считаю такой подход единственно правильным», – уверен Быстряков. В долгосрочной перспективе Clean Email должен стать прибыльным проектом.