26 cентября Олег Бабич, управляющий партнер адвокатского объединения Lex & Buckler, написал на своей странице в Facebook о том, что “департамент спецрасследования Генпрокуратуры прослушивает всех абонентов “Киевстар”. В качестве доказательства он привел постановление Апелляционного суда Киева в деле № 11-cc/796/2835/2017. В нем Печерский суд, якобы “открыл доступ к следователям ко всему оборудованию “Киевстар” с целью получения любой интересующей информации о телефонных разговорах и переписке всех абонентов оператора мобильной связи”. Со ссылкой на адвоката написали новости некоторые украинских СМИ.

Вскоре “Киевстар” пояснил ситуацию, назвав информацию адвоката неправдивой и подчеркнув, что “строго придерживается требования законодательства” по защите абонентских данных. Корни заявления о “прослушке всех абонентов” уходят в решение Печерского суда в январе этого года. Тогда в рамках расследования уголовного дела о событиях в январе-марта 2014 года суд арестовал информацию об абонентах за период с 29 ноября 2013 года по 16 марта 2014 года на серверах “Vodafone Украина”, lifecell, “Тримоб”, “Киевстар”, “Укртелеком” и других операторов мобильной связи.

Арест данных Генпрокуратуре понадобился потому, что с моментов событий 2014 года подходил к концу срок исковой давности – три года. По его истечению, данные об абонентах автоматически уничтожаются. Но поскольку расследование по событиям не завершено, прокуратура обратилась в суд с просьбой ареста, чтобы сохранить эти данные от уничтожения. 

В феврале “Киевстар” обратился в Печерский суд с просьбой разъяснить решение. Оно само нарушало закон, не определяя четкий перечень объектов для наложения ареста, и требовало арестовать информацию, что вообще не предусмотрено законами Украины. В итоге, Апелляционный суд Киева решением от 19 июля удовлетворил апелляционную жалобу “Киевстар”, признал постановление Печерского суда от 7 апреля незаконным и обязал суд разъяснить, как выполнять решение о запрете распоряжаться серверами с абонентскими данными. 

Абонентские данные, которые хранят операторы на серверах, в принципе не имеют отношения к прослушке. Речь идет только об информации, важной для бизнеса оператора, а именно данных о звонках (адресаты, продолжительность разговоров), SMS (адресаты), подключение абонента к конкретной базовой станции. Мобильные операторы не хранят само содержание разговоров и сообщений. 

Напомним, недавно Кабмин внес изменения в правила предоставления телеком-услуг, урегулировав вопросы отправки благотворительных SMS, блокировки абонентских номеров и другие