О конкуренции

Сказать, кто №2 (в украинском сегменте онлайн-торговли после “Розетки” – ред.), не может никто. То есть “номера 2” в украинском онлайне нет – есть №6, 8, 25. Они там все очень близки между собой, но очень далеки от меня.

В электронике конкуренты: “Алло” или “Цитрус”. Хотя “Цитрус” – специфический конкурент. В основном, он конкурент в своих группах товаров, которые сам контрабасит, сам возит и сам здесь продает. В бытовой технике конкуренты – классическая розница. Они в чем-то больше, в чем-то меньше, чем мы. В одежде конкуренты – кто-то еще. В детских товарах, например, конкурентов сейчас нет. Точнее есть, но мы однозначно лидеры, и тяжело сказать, кто №2.

В Украине сейчас проходит большая битва, которая подогревается деньгами офлайна в связке с контрабандистами, которые пытаются ограничивать украинцев в Украине (в 2016 году Владислав Чечеткин обвинил «Эпицентр» в нечестной конкуренции и давлении на поставщиков – ред.). И собственно говоря, “Розетка” – не побоюсь этого слова – Чечеткин возглавил борьбу против вендоров за то, чтобы развивать бизнес украинцев в Украине. Это опасно, и плохо, и чувствуется угроза. Я считаю, что любой барьер, который здесь появляется – это еще один гвоздь в крышку гроба нашего будущего.

Есть компания “Цитрус”, которая начала возить в Украину какое-то количество китайских брендов, неизвестных в Украине, и продавать за дорого. Понятно, что предприниматели увидели возможность продавать эти же бренды дешевле и предложили их на “Розетке”. “Цитрус” пошел в налоговую инспекцию и заявил о своих правах на торговую марку со словами “только я хочу продавать эти бренды в Украине по тем ценам, по которым хочу”. И таможня поддержала это требование “Цитруса” и запретила предпринимателям, которые продают на “Розетке”, продавать эти товары в Украине (подробнее об истории противостояния между “Цитрусом” и “Розеткой” за бренд Meizu можно почитать здесь и здесь).

Будет слушание в парламенте законопроекта, который должен поддержать конкуренцию в Украине. Это называется “принцип исчерпания авторских прав”.

В Украине сейчас нет определенного принципа исчерпания авторских прав – это позволяет таким хитрецам, как “Цитрус”, ставить палки в колеса бизнесу.

Появилось два альтернативных законопроекта (№5419 предлагает национальный режим исчерпания авторских прав на ТМ, и №5699 – предлагает международный режим исчерпания авторских прав на ТМ – ред.). Один законопроект подала АПИТУ, которая до этого пыталась запретить посылки в Украине – все помнят скандал про “22 евро”. Его поддерживает Samsung. Вендоры поддерживают принцип “разделяй и властвуй”. По этому поводу мы видим “официальную” продукцию вендоров в Украине, которая делается в России. И она на 60-70% дороже, чем такая же продукция, привезенная из Польши, Германии или других стран.

У нас Samsung представлен только официальный. Мы боимся продавать неофициально. Это опасно.

О выходе “Розетки” и Чечеткина за пределы Украины

Пока мы работаем только в Украине. Стартовать в других странах не пробовал. Причины возможно субъективные, но вот как я это вижу. Alibaba пытается выходить на другие рынки – на самом деле она успешна только в России и в Китае, и мало где еще. Amazon очень успешен в Америке и не очень – в Европе и где-то еще, кроме Америки. Это очень интересная особенность, о которой все забывают. 

Идеальных бизнесов не бывает и огромное количество украинских бизнесов не хуже, или даже лучше, чем средний западный бизнес. Amazon не лучше по качеству исполняемости заказов, чем “Розетка” и не лучше по уровню сервиса.

Бизнес “Розетки” – торговый. Мы торгуем товарами, которые мы покупаем в Украине. В основном. А Украина является очень небольшим рынком с не самым лучшим предложением по ассортименту и цене. Это очень хорошо видно на примере Америки, где производители борются за долю, цену, хотят быть №1 или хотя бы №2. Это позволяет Amazon продавать товар из Америки дешево по всему миру. А Китай является родиной товаров, которые сейчас продаются в большинстве интернет-магазинов (и значительного количества брендов тоже).

“Розетка” находится в бедной маленькой стране, которая не является родиной товаров и большим рынком. Поэтому ей тяжело начать торговать из Украины, например, в Польшу. Для того, чтобы торговать в Польше, нужно приехать в Польшу и построить с нуля весь бизнес, который у меня построен здесь.

В основном деньги я трачу тут, все жизненные интересы пока тут. Конечно задумывался (об эмиграции – ред.), но бизнес в Украине растет, развивается и, если честно, у меня нет сейчас сил бросить все здесь в том виде, в котором есть, и переехать, например, в Польшу.

7 интересных фактов о “Розетке” сегодня:

  • В старт и первый год работы “Розетки” вложили примерно $250 000.
  • Доля офлайн-продаж “Розетки” в общем объеме на сегодня составляет порядка 15%. Если посмотреть на затраты и переложить на ROI, это не очень хорошо, считает Чечеткин. Поэтому “Розетка” – все-таки онлайн-магазин.
  • Многие решения Владислав делегирует, потому что склонен к нерешительности и слишком долгому взвешиванию за и против. По его мнению, это мешает бизнесу. Большинство топ-менеджеров “Розетки” – это люди, которые давно работают в компании.
  • Программисты “Розетки” получают тысячи долларов в месяц. Лучшие – десятки тысяч. Таких около десяти.
  • “Розетка” уже сейчас делает доставку двумя дронами, как и Amazon. Но если сделать заказ, вероятность, что его доставят дроном, нулевая. Поэтому “Розетка” не заявляет об этом, как о победе.
  • Недавно “Розетка” столкнулась с потоком жалоб, что у нее нет телефона 8-800. Сейчас его перезапустили, и он обходится в 2,8 млн грн в месяц. При этом конверсия в покупки по этому номеру в 8 раз ниже, чем по номеру 044.
  • Однажды, когда клиент пожаловался на “Розетку”, компания подарила ему новый телевизор. “Это было, когда “Розетка” была не совсем права, а клиент был в плохом положении”, – пояснил Чечеткин. При этом, клиент не оценил жест – большинство клиентов считают, что так и должно быть.

Целиком интервью можно посмотреть здесь.