Кто пользуется мессенджером
Аудитория Telegram почти поровну распределена по полу (48% женщин и 52% мужчин). Больше всего пользуются мессенджером люди в возрасте от 18 до 24 лет. Следующая по величине возрастная группа — 25-34 года.
Больше всего в Telegram опытных наемных работников и студентов. Меньше всего — учеников и безработных.
При распределении по доходу лидирует категория пользователей без заработка. На втором месте — люди с доходом от 5 000 до 10 000 грн.
Почти половина пользователей Telegram, принявших участие в опросе, живут в Киеве (47,6%) или Киевской области (49,2%).
Как пользуются мессенджером
Android предсказуемо лидирует по популярности на мобильных устройствах — операционка установлена на смартфонах 70% украинских Telegram-пользователей. Остальные 30% заняла iOS.
Доля неофициальных клиентов в общей статистике пользования незначительна, но на Android такие приложения популярнее.
Распределение по настольным ОС показывает перевес в пользу Windows и веб-версии мессенджера. На третьем месте — macOS.
У большинство пользователей Telegram соседствует с другими социальными сервисами. Самое большое проникновение — у Instagram и Viber. На заблокированный «ВКонтакте» приходится всего 14%.
Зачем пользуются мессенджером
Три четверти украинских пользователей Telegram ценят мессенджер за удобство. Среди других преимуществ: активное общение и доступ к информации.
Более половины опрошенных считают, что каналы — удобнее чем группы в Facebook. Примерно столько же отдают предпочтение групповым чатам в мессенджере.
А вот секретные чаты не очень востребованы.
В списке главных целей использования уверенно лидируют чтение каналов и личная переписка. Небольшие групповые чаты (до 50 участников) и боты тоже сравнительно популярны. При этом, почти 20% опрошенных ведут свои каналы.
Больше всего пользователей читают от 6 до 15 каналов.
Самые популярные каналы — с образовательным и новостным контентом, а также авторские блоги и подборки мемов.
Оповещения от каналов чаще всего отключают. Но треть пользователей разрешает нотификации от избранных источников.
Опрошенные в исследовании пользователи чаще всего имели от 26 до 50 зарегистрированных в Telegram контактов. Вторая по популярности группа — люди с 11-25 контактами.
Зачем проводили исследование
По словам Антона Проценко, исследование провели из-за интереса к рынку, который значительно вырос за 2018 год:
Мы в TGStat постоянно следим за развитием экосистем каналов на разных рынках. Давно заметив на сервисе рост каналов в украинском сегменте Telegram (за 2018 год количество каналов выросло больше чем в шесть раз), мне стало интересно изучить рынок в деталях.
И если для меня это в первую очередь исследовательский интерес, то для рынка, я верю, это исследование будет очень полезно по ряду причин. Во-первых, до сих пор просто не было подробного исследования соцдема и предпочтений пользователей — а это накладывает отпечаток и на администраторов, которые не знают свою аудиторию, и на бизнес, который боится приносить администраторам деньги, потому что не хочет играть вслепую. В менее глобальном плане, исследование помогло каждому принявшему участие администратору понять, для кого пишет конкретно он — так как по итогу мы визуализировали все выкладки по каналам.
Это не первое исследование Telegram-аудитории, которое проводит Проценко. В 2017 году он уже опрашивал пользователей. При сборе новых данных, он столкнулся с высоким уровнем отказов — на размещение Google-формы с вопросами согласились не более 30% администраторов:
Ранее я уже проводил такие исследования с Максимом Кажданом: мы опросили чуть больше 20 000 человек в русскоязычном Telegram в 2017, и в дополнении к масштабному российскому исследованию сделали анализ украинских подписчиков русскоязычных Telegram-каналов. Тогда было тяжело проводить дополнительное исследование украиноязычных пользователей, так как украинских каналов всего было около 120.
Результатами текущего исследования мы с Лерой Аркашовой, продюсером «Комитета», довольны, но процент отказов нас расстраивал. Многие администраторы не понимали, зачем им это нужно, хотя мы описывали все детали. Многих смущало, что я из России, и меня подозревали в связях примерно со всеми структурами, какие можно представить. Процент согласившихся колебался на уровне 20-30% (аналогичный показатель в 2017 был выше в разы). Это был новый опыт, и мы особенно благодарны тем каналам, которые поддержали наше стремление сделать рынок более открытым и изученным.
Напомним, ранее AIN.UA рассказывал, как украинскому Telegram-каналу удалось набрать более 100 000 подписчиков.