Вопросы:

  1. 26 февраля Петр Порошенко заявил, что инициатива Минсоцполитики поддерживаться не будет. Почему вы решили представить в тот же день новый законопроект, в котором налог повышается, хотя президент об этом ничего не говорил?
  2. Почему в новом законопроекте идет речь о повышении налогов в два раза – до 10%. Откуда такая цифра? 
  3. Вы советовались с IT-компаниями? Можете рассказать, какой круг компаний был вовлечен в обсуждение? Какая у них реакция? Компании и правда добровольно высказались в поддержку увеличения налогов в два раза без каких либо новых преференций и гарантий? Хотя со слов президента, компаниям уже не грозили изменения в налогообложении.
  4. Вам не кажется, что законопроект направлен на поддержку крупных компаний аутсорсеров, на которых повышение налогов отразится не так сильно, как на мелких компаниях, которые двухкратное повышение налога могут не пережить. Особенно, если говорить о том, что законопроект направлен на развитие отрасли, а не только на крупнейших игроков.
  5. У вас есть понимание, что новый закон не защитит IT-индустрию? В любой момент может появиться новый закон, значительно менее либеральный. А новая группа уже будет создана и сделать шаг назад компаниям будет невозможно.
  6. Можете привести примеры международных практик, которые вы изучили при подготовке законопроекта?
  7. Как по вашему, что IT должно требовать от государства в обмен на повышение налогов?

Дмитрий Овчаренко, и.о. исполнительного директора ассоциации IT Ukraine:

Чтобы достичь цифры в 400 000 IT-специалистов к 2024 году и $10 млрд экспортной выручки, индустрии нужны стабильные правила ведения бизнеса на 5-10 лет. Например, в Польше налоги мы помним наизусть без подглядывания в законы. В Украине же в Налоговый кодекс вносились изменения уже более 300 раз за последние несколько лет – в том числе индустрия ежегодно сталкивается с атаками на ФОП. Нет гарантии, что в следующий раз удастся сохранить ФОП в текущем виде. Подобная нестабильность не очень хорошо воспринимается иностранными инвесторами. Поэтому в ответ на законопроект Минсоцполитики индустрия приступила к анализу потенциальных альтернатив – и сейчас один из простых вариантов в виде законопроекта предложен к общей дискуссии. Главное, чтобы в итоге бизнес и государство пришли к единому приемлемому для всех решению в длительном горизонте.

Обратите внимание, что никаких ограничений по использованию 3-й группы в законопроекте нет. То есть IT-специалист может выбрать – остаться на 2-й или 3-й группе (5%) или перейти на 5-ю, которая является правом, а не обязанностью. Преимуществом 5–й группы на фоне плавного повышения налогов на 1% в год может быть больше гарантий, что условное Минсоцполитики не придет и не переквалифицирует взаимодействие между компанией и предпринимателем в трудовые отношения.

Президент инициировал встречу 25 февраля и 26-го мы встретились – это не связано с регистрацией законопроекта профильным комитетом ВРУ по информатизации. Теперь важно объединить усилия индустрии и государства – найти правильное решение для страны в длительной перспективе. В том числе путем регистрации альтернативного законопроекта и пр.

Очень хорошо, что уже есть другие идеи, в этом и была задумка – начать дискуссию и найти приемлемое для всех решение. Важно понимать, что подобные инициативы, как от Ревы, приходят с дивной регулярностью – и в следующий ФОП может быть изменено.

Мир не абсолютен – может быть все что угодно. Есть 2 варианта – ожидать, когда ФОП в текущем виде изменят или обсудить вместе правильные пути развития индустрии на 5-10 лет. В этом идея.

Идея дистанцировать креативные индустрии и дать им возможность развиваться. Какие именно условия – обсуждается. Но в развитых странах 40-45%  людей заняты в креативных индустриях, так как они создают больше добавленной стоимости, чем традиционные.

Еще раз – никто не обязывает покидать 3-ю группу. 5-я – возможный вариант.

_____________