Что такое Arcade, зачем это Apple и рынку
Сервис Arcade заработает этой осенью, его стоимость неизвестна. На старте обещают коллекцию из более чем 100 игр, которые будут эксклюзивами сервиса. Это означает, что они будут недоступны без подписки на Arcade и не получат портов на Android.
Ставка на эксклюзивы — не новинка для игрового бизнеса, но преимущественно была феноменом рынка ПК и консолей. Теперь эту тактику переняла и Apple: компания будет частично финансировать часть проектов, а также работать с инди-разработчиками для наполнения Arcade.
Как объяснили на презентации, в Apple обеспокоены засильем freemium-игр в App Store. Эта модель монетизации (бесплатная игра + встроенные покупки) мешает добиться успеха инди-разработичкам — они чаще всего полагаются на прямые продажи и не могут соревноваться с проектами масштаба Fortnite или Clash of Clans.
Нужно заметить, что сама Apple от таких проектов лишь выигрывает — компания получает 30% от всех внутриигровых транзакций. Чтобы понять, о каких суммах идет речь, стоит обратиться к примеру Fortnite. Запустившись на iOS в марте 2018 года, к февралю 2019-го игра заработала более $500 млн — такую оценку дают аналитики Sensor Tower. Следовательно, Apple получила около $150 млн.
Как будет организована монетизация нового сервиса, пока неизвестно: Apple не раскрыла, какой процент выручки будет распределять между разработчиками. Что известно наверняка: игры будут доступны без подключения к сети, ими можно делиться в рамках «Семейного доступа». То есть, если подписка на сервис активирована у главы семьи, им смогут пользоваться до 5 человек.
Еще один ключевой момент — кроссплатформенность. Apple заявила, что игры будут доступны на iOS, Mac и Apple TV. При этом, сервис поддерживает облачную синхронизацию прогресса — можно начать игру на одном устройстве, а продолжить на следующем. Это еще одна отсылка к планам Apple сделать разработку под все платформы (от iOS до macOS и tvOS) универсальным процессом.
Правда, пока неизвестен полный список доступных игр. На сайте Apple выделила лишь несколько тайтлов:
- Where Cards Fall by Snowman от студии The Game Band;
- Oceanhorn 2: Knights of the Lost Realm от студии Cornfox & Bros.;
- Beyond a Steel Sky от студии Revolution Software;
- The Pathless от студий Annapurna Interactive и Giant Squid.
Технически, Arcade «поселится» внутри приложения App Store, вкладка сервиса заменит секцию «Обновления». Наполнением раздела будет заниматься команда кураторов Apple — будут привычные уже фичеры о разработчиках и проектах, советы по прохождению и другой интерактивный контент.
Что делают MacPaw
Apple — не первая компания, которая будет продавать помесячный доступ к коллекции приложений. Уже два года такой бизнес развивает украинская компания MacPaw, наиболее известная по утилите CleanMyMac. В 2017 году MacPaw запустила Setapp — магазин приложений для Mac.
Он работает подписке ($9,99/мес или $107,88/год) и открывает на данный момент доступ более чем к 140 приложениям от 129 разработчиков. Есть и семейные аккаунты — за $14,99 или $179,88/год можно добавлять неограниченное количество членов семьи. В перспективе количество приложений ограничат 300 тайтлами — столько нужно на покрытие всех нужд пользователя Mac. Сейчас в магазине уже 10 секций: от инструментов разработчики до писательских программ.
У проектов разная аудитория и наполнение. Arcade — развлекательный сервис, Setapp ориентирован на повышение продуктивности и только на macOS. Arcade будет продавать новые игры, которые нельзя купить отдельно, Setapp — собирает в одном месте существующие дорогостоящие утилиты и программы, позволяя сэкономить на прямых покупках.
Но проекты объединяет бизнес-модель: они продают приложения по подписке, забирают себе часть выручки, а остальные деньги распределяют между разработчиками.
Это сходство подчеркивает и основатель MacPaw Александр Косован в комментарии для AIN.UA:
Запустив Arcade, Apple создала сервис, который своей бизнес-моделью похож на продукт, над которым MacPaw работает уже в течение нескольких лет.
В Arcade пользователи получают доступ к отобранным командой Apple мобильным играм за ежемесячную плату, точно так как пользователи Setapp получают доступ к приложениям для macOS.
Видение Setapp — оптимизация работы Mac App Store путем решения его проблем: обилие некачественных приложений, сложный процесс поиска нужных приложений под конкретные задачи и неприятные сюрпризы в виде рекламы или дополнительных in-app покупок. У пользователей Setapp есть мгновенный доступ к действительно качественным тщательно отобранным приложениям, без дополнительных покупок или рекламы. (Сегодня в Setapp доступно 149 приложений от 129 разработчиков).
Мы специально сделали ФОКУС на Mac-приложениях, потому что верим, что у людей должно быть больше возможностей быть продуктивными, уделяя внимание тому, что действительно важно.
В отличие от Apple, в Setapp раскрыли, как распределяют доходы от подписки. Большую часть выручки получают разработчики. Между ними делят 70% средств в зависимости от интенсивности использованиях их приложение. 20% распределяют на партнерские отчисления — разработчики получают эти бонусы в зависимости от «ценности» приведенных пользователей. И только 10% получает MacPaw.
Спекулировать о том, как будет зарабатывать Apple, пока бессмысленно. Кроме того, стоит учитывать, что компания будет субсидировать разработку некоторых приложений. Однако новостной сервис Apple News Plus, который за единую подписку в $9,99/мес дает доступ к контенту 300 журналов, уже критиковали за агрессивную монетизацию — там Apple забирает себе 50% выручки. Из-за этого от сотрудничества отказались The New York Times и Washington Post.
Почему это важно
На то, чтобы собрать более 100 приложений, у команды MacPaw ушел год. Ресурсы Apple позволяют заявить такое количество игр со старта. Setapp собрал 20 000 платящих пользователей спустя 1,5 года после запуска. Число подписчиков Arcade будет исчисляться миллионами. Но проекты симметрично меняют устоявшийся рынок приложений за счет подписок: украинцы конкурируют с Mac App Store, а в Apple хочет вытянуть на свет инди-разработчиков.
И хотя украинцы на два года опередили Apple, теперь слово за американцами — успех или провал Arcade покажет, готовы ли пользователи массово переходить на сервисную модель в еще одной сфере потребления. Сейчас уже стало нормой подписываться на кино, сериалы, книги и музыку. Возможно, появление в списке игр и приложений — вопрос ближайшего времени.