В конце сентября британская компания Revolut заявила о планах в 2020 году запуститься в Украине. Все зависит от местных регуляторов – удастся ли вовремя получить необходимые лицензии. Редакция AIN.UA рассказывает, что такое Revolut, какой продукт она предлагает и какая у нее история.

Что такое Revolut

Что такое Revolut?

Revolut – это британский финтех-проект. По сути это банк без отделений, все операции – в одноименном приложении на смартфоне. Одно из первых преимуществ Revolut – отсутствие комиссии при обмене валют, каждый пользователь получает мультивалютную дебетовую карту: в связи с этим продукт еще называли «сервисом для путешественников». Сегодня это уже не так: компания предлагает десяток различных услуг, начиная от типично банковских (физическая карта для оплаты покупок/услуг и кешбек) до более широких (например, трейдинг).

Для регистрации необходим лишь смартфон, после одобрения заявки пользователь получает виртуальную карту. При необходимости, можно заказать ее физический аналог: в обычном пластике или премиальный стальной вариант.

Кто основатели?

Что такое Revolut-1
Владислав Яценко и Николай Сторонский
  • Николай Сторонский – выходец из России, переехал в Англию в 2006 году, работал в банковской сфере. Последнее место наемной работы – Credit Suisse. Сегодня – сооснователь и руководитель Revolut. Он более публичен и все интервью – от его имени.
  • Владислав Яценко – украинец, также работал в Credit Suisse, где и познакомился со Сторонским, он и предложил ему стать партнерами. Яценко – сооснователь и CTO.

Сам Сторонский в своих интервью утверждает, что Revolut – британская компания. Единственная связь с родными странами основателей – только то, что они там родились.

Инвестиции

Работу над Revolut сооснователи начали в 2014-ом, но официальной датой запуска считается 1 июля 2015 года. В своих интервью Сторонский указывал, что первоначально из своего кармана финансировал компанию, оплачивая работу нескольких сотрудников. На старт ушло около 300 000 фунтов. Деньги ему удалось заработать работая трейдером в банках. Этого хватило на первое время. Затем привлекли инвестиции:

  • 1,5 млн фунтов – 2015 год / seed;
  • 1,7 млн фунтов – 2016 год / seed;
  • 6,8 млн фунтов -2016 год / A-раунд;
  • 1 млн фунтов – 2016 год / краудфандинговая компания;
  • $66 млн – 2017 год / B-раунд;
  • $250 млн – 2018 год / C-раунд.

В ходе каждого раунда оценка существенно увеличивалась.

  • А-раунд – $54 млн;
  • В-раунд – $386 млн;
  • C-раунд – $1,7 млрд.

Именно после последнего раунда Revolut стал «единорогом» и одним из самых быстрорастущих финтех-проектов в Европе. Сейчас, по неподтвержденным данным, компания ищет дополнительные инвестиции. Лид-инвестором называют Softbank, а раунд оценивают в $500 млн. Сам Сторонский утверждает, что денег компании хватает, но раунд позволит получить средства для более высокой оценки и более активное масштабирование. Сделка потенциально может произойти до конца 2019 года.

По неофициальным данным у Сторонского все еще около 30% акций, поэтому его состояние оценивается более чем в $500 млн, на бумаге. Оценки активов Яценко в публичном доступе нет.

На чем зарабатывает компания?

  • Компания предоставляет пользователям бесплатный вариант обслуживания, но с ограниченным числом возможностей. Например, есть лимит на снятие наличных. Если он превышен, компания возьмет комиссию. Для клиентов, которым нужно больше возможностей, есть платные варианты:
    • Премиум за 6,99 фунтов/месяц (выдается пластиковая карта);
    • металлическая карта за 12,99 фунтов/месяц (помимо карты есть несколько дополнительных бонусов).
  • Помимо этого, компания предоставляет возможности для бизнес-клиентов, с них также ежемесячно снимается абонплата.
  • После запуска трейдинга компания начала брать комиссию с брокерского счета.

Финансовые показатели

Ежегодный рост показателей Revolut составляет сотни процентов – компания активно растет и развивается. Выручка:

  • 2015 – 120 000 фунтов;
  • 2016 – 2,4 млн фунтов;
  • 2017 – 12,8 млн фунтов;
  • 2018 – 58 млн фунтов (x5 к показателям предыдущего года);
  • 2019 – выручка, по данным Dealroom, может достигнуть 174 млн фунтов.

При этом растут и убытки: с 14,8 млн фунтов в 2017-ом до 32,8 млн фунтов в 2018. Компания не вкладывает в маркетинг, но активно наращивает команду и развивает набор продуктов. В добавок, Revolut активно расширяет страны присутствия, что также требует дополнительных затрат.

Короткая история Revolut

История Revolut, кажется, написанная по всем канонам: ее основатель просто хотел решить свою проблему. Работая в банке Сторонский видел, что на обмене валют пользователь теряет огромные суммы из-за комиссий: у тех, кто много путешествует, суммы шли на сотни и тысячи фунтов. А это ведь просто комиссии.

Что такое Revolut-2

Тогда у него появилась идея создать сервис, который позволил бы обойти эти комиссии. Стабильная работа в банке его уже не интересовала: по его словам, он добился всего, чего хотел. Коллеги выбор не одобряли, но Сторонский рискнул, в том числе собственными деньгами. Он нанял консультанта, который два дня объяснял механизм возникновения этих самых комиссий. Сам консультант все это время также пытался доказать, что обойти проблему не удастся и затея Revolut – наивна. Правда, когда через несколько недель разбора информации от консультанта Сторонский вернулся к нему с решением, тот признал – возможно получится.

Получилось. Предварительно команда Revolut четко даже не знала, сколько пользователей получит. От балды в бизнес-плане написали 30 000 клиентов за первый год. Ошиблись: их стало в 10 раз больше. Сейчас же общее число пользователей, как указано на сайте, превышает 8 млн человек, а сам сервис работает в нескольких десятках странах.

Сейчас компания развивается в двух направлениях: создает новые продукты и масштабируется на новые рынки. Для этого необходимо получить все разрешения регуляторов и необходимые лицензии. Сторонский называет глобальность своим главным преимуществом: локальные банки не смогут конкурировать с международным игроком, которые будет предоставлять лучший сервис.

Но не обошлось и без скандалов. Причиной послужила корпоративная культура: внутри Revolut все построено на трудоголизме и полной отдаче, за что сотрудники критикуют компанию. Сами же руководители уверяют, что построить великий продукт, работая с 9 до 17, не удастся – поэтому они и нанимают тех, кто готов выкладываться и работать по 10-12 часов.

Одна из главных целей Revolut – выйти на рынок США: он большой как по числу жителей, так и по денежному объему. С другой стороны, там сильное регулирование банковской сферы, что и стало причиной для откладывания запуска на более поздний срок.