Редакция AIN.UA запустила подкаст «Бизнес в кризис», где мы говорим с украинскими предпринимателями о том, как они переживают кризис.
Герои нового эпизода — управляющие партнеры международного технологического холдинга TECHIIA Олег Крот и Юрий Лазебников. В TECHIIA Holding входят бизнесы разных направлений: от IT-аутсорса до киберспорта и производства мерча. Офисы холдинга — практически по всему миру. В разговоре с AIN.UA Крот и Лазебников рассказали, как это, управлять огромным холдингом почти с тысячей сотрудников удаленно, будучи закрытыми на локдауне в США.
Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple Подкасты, Anchor, Spotify, Overcast. Ниже — текстовая версия.
Партнеры подкаста «Бизнес в кризис» — международный технологический холдинг TECHIIA, а также крупнейший телеком-оператор страны Киевстар.
Во время нашего разговора вы в США, тогда как бизнес не только в Штатах. Как это, когда управляющие партнеры застряли в одной стране, далеко от бизнеса?
Олег: Да, основная проблема — бизнес в разных странах. Мы активно работаем в Украине, Европе, у нас достаточно большой офис на Кипре, в Лос-Анджелесе, Пекине и сейчас мы начали работать в Южной Америке.
У нас мощный институт региональных директоров. До эпидемии и после, все равно не сможем присутствовать в каждом из этих регионов лично или постоянно, не говоря уже об абсолютно разных временных зонах. В следующем году открываем представительство в Австралии. Поэтому единственное, что может помочь, это мощное региональное управление.
Мы выстраиваем хорошие мосты между нашими офисами. Как правило, директора-украинцы переезжают, делают полный релокейт в страну, где достаточно быстро разрастается представительство. Там они собирают команду — по большей части мы этим занимаемся с Юрой вместе с локальными специалистами, для того, чтобы лучше чувствовать рынок, лучше с ним взаимодействовать.
Как правило, 90% персонала в иностранных офисах — это местные, с понимаем менталитета, языка. Есть мостик в виде либо регионального директора, либо регионального директора с ассистентом, который заставляет этот удаленный орган работать синхронно со всем остальным «организмом». Мы этот процесс с Юрой настраиваем по мере необходимости, приезжая в тот или другой регион.
На самом деле, до эпидемии и после стратегия была приблизительно той же, с точки зрения управления, и она отлично работает. Поэтому наше физическое присутствие в том или ином офисе не обязательно.
Оно требуется в тех офисах, в которых нужно настраивать инфраструктуру с нуля, или в тех регионах, где мы видим, что региональному директору не хватает ресурсов или знаний для того, чтобы как можно быстрее развернуть все те процессы, которые нам нужны. Тогда туда уже выезжает «скорая помощь» в виде меня с Юрой.
То, что мы оказались в Лос-Анджелесе одновременно и надолго — это очень большая редкость. Дело в том, что мы никогда не бегаем за одним мячом вдвоем. Поэтому, как правило, мы находимся в разных регионах, где каждый из нас непосредственно нужен.
В Лос-Анджелесе проходило очень много встреч, совещаний, потому что мы в этом году строим арену и запускаем очень многие процессы, и этому требовалось участие обоих. На момент объявления карантина в Украине, встречи в Лос-Анджелесе по-прежнему продолжались. В Лос-Анджелесе мы не могли этого отменить, поэтому на тот момент, когда мы смогли закончить тот объем работы, мы уже поняли..
Полететь некуда!
Олег: Да. Но для международного бизнесмена всегда есть возможность попасть в ту точку, которую нужно — вы просто оцениваете ресурсы, время. На данный момент, оно того не стоит.
Утром, с 7 до 12 часов, проходят телеконференции с Европой, Кипром и Украиной, с тем временным поясом. Потом мы работаем с вопросами, которые связаны с локальным рынком Латинской Америкой и США. Вечером дополнительный звонок в европейские офисы, которые уже могут принять или поставить новую задачу. Так происходит вся работа.
Мы освоили все возможные мессенджеры, которые используются по всему миру, WhatsApp, Telegram, Viber, Zoom и тд. Современная инфраструктура дает возможность фактически не чувствовать себя оторванным от команды.
Какого-то негативного эффекта именно для бизнес-процесса и коммуникации нет.
В целом карантин и всемирный локдаун как отразился на вашем бизнесе? Самолеты не летают, арену, наверное, не строят, конференций нет — возможности подписать контракты и т.д. — тоже.
Олег: Стройки продолжаются. Подрядчики работают как и в Украине, так и в Штатах — это не запрещено. Контракты подписываются, строительные материалы отгружаются, склады и все магазины работают. Никаких задержек со строительными работами не происходит, они идут по плану. Те задержки, которые и происходят из-за пандемии — это буквально одна-две недели — из-за каких-то выпавших людей, которые по некоторым причинам не смогли вернуться.
Что касается планов по увеличению компетенции команды и новыми связям — все обнулилось. Невозможно участвовать в конференциях, когда конференция отменена.
Сказать, насколько это кардинально влияет на наш бизнес-процесс — я бы сказал наверное никак. Если говорить про бизнес WePlay!, который больше ориентирован на киберспортивные ивенты, — мы приняли решение перепрофилировать наш контент исключительно на онлайн. Зритель продолжает получать лучшие команды, отличный контент, персональные матчи, соревновательную составляющую лучших участников этой индустрии.
Есть холдинги, которые более ощутимо пострадали от коронавируса. Но это не из-за того, что закрылись или отменились выставки, а из-за глобального локдауна. Мы больше беспокоимся о потребителе. Производство основных товаров, услуг пострадало не существенно. Программные продукты как разрабатывались так и разрабатываются — программисты работают удаленно.
Компания Enestech (разработка софта для компьютерных клубов — ред.) была вынуждена пойти навстречу бизнесу и прекратить какие-либо списания средств со счетов клиентов, которые обслуживаются на сервисе. То есть, если клуб закрыт, мы не вправе брать с малого бизнеса ни копейки. Поэтому мы остановили эти списания, и сейчас наоборот работаем над тем, как помочь малому бизнесу вернуться побыстрее в строй и минимально увеличить затраты, которые по результатам 2-3 квартала явно будут превышать расходы.
WePlay! Merchandise действительно имел определенные ограничения в производстве за последние несколько недель. Руководитель ежедневно работает с этими проблемами, и существенно вреда они не наносят.
Нас с Юрой больше волнует то, какой будет покупательная способность в мире по завершению этого процесса. Но это скорее работа правительств — как максимально обеспечить быстрый и качественный выход из ситуации.
Юрий: Безусловно, мы пытаемся либо выйти на минимум потерь, либо получить какие-то деньги в сложившейся ситуации. Если вернуться к тому же Enestech, когда клуб закрыт, платить за услуги никто не будет. Мы пошли навстречу, но будущие продукты и доходы компании на более 80% зависят от новых продуктов, которые Enestech запускает в следующем году. Для нас это благодаря сократившейся клиентской базе и меньшей нагрузки на поддержку, на команду разработки.
Это хороший шанс улучшить эксплуатацию продуктов, на которые мы делаем большую ставку осенью этого года и зимой. То есть, не сворачивать процессы, которые помогут нам вывести новые продукты может даже на месяц или два раньше, чем мы планировали. Мы думаем, что к тому моменту уже закончится локдаун, вернется к работе малый бизнес. Если он не вернется к работе за пару месяцев, то его вообще больше никогда не будет в ближайшие несколько лет. На том уровне, на котором он был, его будет сложно восстановить физически.
Давайте пойдем по пессимистичному сценарию. Как долго сможет прожить бизнес в существующих условиях без сокращений или закрытия каких-то направлений? Деньги вы ведь тратите, а поток их прихода сократился: те же компьютерные клубы закрыты.
Олег: Во-первых, не все клубы закрыты. Если говорить об Enestech, отток клиентов произошел, но существенная часть клиентов продолжает функционировать, клубы работают. По той информации, которой мы сегодня обладаем, карантин могут продлить до июня. Эта же информация связана в том числе с тем, что государство и правительство смотрят на экономическую ситуацию в стране. Мы рассчитываем делать выводы не заранее, а поэтапно.
Фактически на середину апреля, в пик, когда все закрыто, около 30-40% клиентов даже у Enestech продолжают функционировать и работать со своими клиентами. Более того, отдел продаж генерирует новых подписчиков в этот период. Да, падение роста новых клиентов есть.
Мы не рассматриваем исчезновение мирового рынка компьютерных клубов. Большой ФОКУС идет на азиатский, на китайский регионы в этом году. Там с пандемией уже все намного лучше, уже открываются розничные бизнесы. Даже базируясь на прогнозах западных медиа, пик эпидемии должен быть пройден как раз в течении полутора-двух месяцев, малый бизнес должен начать возвращаться к своей работе.
Если будет какая-то катастрофическая ситуация, для бизнеса исчезнет рынок, то нужно будет задуматься о его необходимости — каких-то философских размышлений тут быть не может. Если в мире не останется открытых компьютерных клубов, то и компания, которая управляет компьютерными клубами — не нужна. Может мы будем принимать решения о перепрофилировании в другие отрасли.
Если говорить по предприятиям, то у WP Merchandise обратная история — там успевать бы производить. Дело в том, что незадолго до эпидемии мы подписали ряд лицензий и сейчас мы работаем по линии DC Comic, Ubisoft. Мы производим от Бэтменов до единорогов. Поэтому объем, который на данный момент необходим в производстве, в разы превышает объем, на который производство сейчас может выйти.
Дело в том, что кризис застал нас посредине процесса расширения производства. WP Merchandise в этом году приблизительно в 11 раз увеличивает производство. Лицензии получены от AAA-брендов, и вопрос сбыта продукции по этим лицензиям — не стоит. Все заказы на ближайшие 3-4 месяца выкуплены, никто эти сделки не разрывает.
Вопрос скорее в том, чтобы соблюдать нормы гигиены на производстве, не допускать заболевания сотрудников и производить то, что должен, по контракту. Насколько упадет спрос на товары не первой необходимости, очень сложно предположить. Но все зависит от того, насколько долго люди просидят без зарплаты.
Юрий: Если говорить о Enestech — около 50-60% клубов закрыто на карантин. Но для компании, которая разрабатывает продукт, есть возможность доработать, применить стратегию наиболее мягкого выхода из кризиса.
Дело в том, что до кризиса, еще в конце прошлого года, Enestech начал переходить в некоторых регионах на модель freeware. По сути, клуб получает самый лучший в мире софт, что безусловно помогает бизнесу. Соответственно, по окончанию карантина, в тех регионах, где Enestech будет выходить freeware-моделью, мы скорее поможем бизнесу встать на ноги. По сути, мы даем бесплатно новые инструменты, которые позволяют работать бизнесу гораздо эффективнее. При этом отсутствуют инвестиции и операционные затраты. Поэтому спрос на подобный продукт только увеличится и все, что мы сейчас теряем с точки зрения клиентской базы, после выхода из кризиса восстановим: если не за месяц, то за квартал так точно.
До того, как мы перешли на freeware-модель, прирост составлял 120-150 клубов в месяц. По freeware модели, по предварительным запросам, которые у нас есть с рынков Бразилии, Индии и Китая, мы выйдем где-то на 1000-1500 новых клиентов в месяц.
У freeware-модели монетизация другая. Мы сугубо берем деньги с рекламодателя, с тех, кто продвигает свои игры и т.д. Средний чек такой же или увеличивается. Количество клубов, которые прирастают, увеличиваются в 10-15 раз. Поэтому здесь мы не видим трагедии, это скорее шанс побыстрее довести этот продукт до ума и вводить его не в первом квартале следующего года, а в третьем квартале этого года. Заодно это помогает клубам восстанавливаться, путем внедрения современного программного обеспечение.
Есть у нас еще аутсорсинговая компания J:Mind. К счастью, она ориентируется на b2b-продукты. Количество заказов, которые получили осенью и зимой, генерирует больше 60 вакансий. Единственное неудобство, которое они испытывают — удаленная работа, приходится проводить спринты дома.
WePlay! сейчас ставит рекорды по трансляциям. Не боитесь, что после карантина спроса, как на игрушки, например, не будет и просмотров станет меньше?
Юрий: Есть такое понятие как прайм-тайм. Это выбор удобного времени для трансляции, когда мы делаем топ-контент, приглашаем команды. Это уровень лучших чемпионатов, которые может себе позволить индустрия, и это не очень связано с тем, есть карантин или нет. Это связано с тем, насколько контент интересен для зрителя. Рекорды, которые мы ставили, были еще до карантина. Это показывает, что это никак не связано с той ситуацией, что есть вокруг.
Отложенный спрос на трансляции — это достаточно сложная вещь, его можно потреблять здесь и сейчас, откладывать на него спрос никак нельзя. Все, что произошло в WePlay! — это немного изменился подход к формированию контента, больше ничего. Мы откорректировали план своих действий и видео будет производиться так же как и производилось, просто не на физических площадках, а исключительно для онлайна.
Некоторые сотрудники WePlay! сейчас работают по 16 часов, делают медиапродукты в соответствии с нашим планом. Этот бизнес не чувствует воздействия пандемии, кроме того, что нам сложнее привозить команды. Это влияет на качество самой игры, но это минимальное влияние.
Олег: По WePlay! мы сейчас не беспокоимся. Запросов о сотрудничестве приблизительно в полтора раза больше, чем мы можем переварить на данный момент. Именно для этого мы и развиваем инфраструктуру по всему миру, — чтобы иметь возможность производить больше продукции того качества, которое востребовано на рынке. Мы не верим в то, что после карантина люди перестанут смотреть игры и полностью уйдут в работу.
По вашим ответам складывается ощущение, что у вас все довольно неплохо.
Олег: Мы IT-холдинг, у нас всегда была большая часть бизнеса, не привязанная к каким-то физическим объектам.
Дело в том, что после очередного регионального кризиса в Украине при президентстве Януковича, мы с Юрой решили, что больше никогда в жизни не построим бизнес, который будет зависеть только от одного региона. Стабильность этого бизнеса равна стабильности политиков, управляющих этим регионом. Мы же прекрасно понимаем, что цена этой стабильности — денежная.
Поэтому мы не будем и не строили с тех пор ни одной конструкции, ни одной инфраструктуры, которая была бы зависела исключительно от правительства, политиков конкретного одного государства.
Мы делаем все, чтобы развить свой бизнес, сделать его максимально ответственным в каждом государстве и в первую очередь в Украине. Это наша родная страна, но мы никогда не допустим, чтобы бизнес зависел от решения группы людей, которые не совсем компетентны, чтобы принимать эти решения.
Слушайте также:
Дмитрий Борисов, «Семья ресторанов Димы Борисова»
Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple Подкасты, Anchor, Spotify, Overcast или читайте текстовую версию на AIN.UA.
Дмитрий Деркач, «Планета Кіно»
Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple Подкасты, Anchor, Spotify, Overcast или читайте текстовую версию на AIN.UA.
Екатерина Кузьменко, Smartass
Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple Подкасты, Anchor, Spotify, Overcast. Прочесть текстовую версию можно здесь.