С 1 августа наступает очередной этап введения РРО для украинских компаний: с этого числа заработают так называемые программные РРО. Рассказываем, что такое программные РРО, как они работают и кто должен их применять.

Что меняется?

Сначала немного скучной нормативки: в Украине с прошлого года идет работа над законодательством, которое предписывает некоторым видам бизнеса обязательное использование РРО (кассовых аппаратов). Для ФОП 2-4 группы в ритейле РРО станет обязательным с 1 января 2021 года. Использование программных РРО предусмотрено Законом №128-IX от 20 сентября 2019 года.

Это не касается ФОП, которые работают с безналичными платежами (например, если фрилансер-ФОП получает банковский перевод на свой счет предпринимателя).

Что меняется с 1 августа? Начинают работать программные РРО. Это — аналог кассового аппарата, также работающий с чеками, только в виде программы для компьютера, смартфона или планшета. Их появление не отменяет старых традиционных кассовых аппаратов: просто с 1 августа можно использовать и такие, и такие РРО. Сперва норма закона об этом должна была заработать с 19 апреля, но из-за карантина ее сдвинули.

Кто должен использовать РРО?

В юридической фирме Taxus Law&Finance объясняют, что вне зависимости от размера дохода, на 1 августа 2020 года РРО (в том числе, программные) должны применять ФОП, которые:

  • продают технически сложные бытовые товары, подлежащие гарантийному ремонту (то есть, всю сложную бытовую технику, типа холодильников, телевизоров, кондиционеров и т.д.);
  • продают лекарства и медицинские изделия;
  • продают подакцизные товары.

Подробнее о том, какие группы предпринимателей должны переходить на обязательное использование РРО, мы писали ранее. Полный перечень видов деятельности, для которых РРО не применяются, есть в ст. 9 Закона №128-IX.

Если вкратце: ФОП, которые занимаются ритейлом, с 1 августа могут начинать тестировать РРО, а обязательными для всех ФОП этой сферы они станут с 1 января.

Юристы также отмечают, что с 1 августа увеличиваются штрафы за нарушения при использовании РРО (10% стоимости товара за первое нарушение и 50% стоимости товара за повторное).

Как это работает?

Родион Ерошек, CEO Poster — компании, которая разрабатывает систему автоматизации для ресторанов, рассказал редакции, что до 1 августа рынок «физических» РРО выглядит так:

  1. Кассовые аппараты (кнопочные, по сути, функция калькулятора) — средняя стоимость 6000 грн, плюс сервисное обслуживание каждый месяц — 256 грн, разовые оплаты при опломбировании и введении в эксплуатацию — 1500 грн.
  2. Фискальные регистраторы, интегрированные с системами автоматизации (внешне похожи на принтеры) — средняя стоимость регистратора — 10 000 грн, сервисное обслуживание каждый месяц — 256 грн, разовые оплаты при опломбировании и введении в эксплуатацию — 1500 грн. Они не могут работать сами по себе, подключаются к системам автоматизации (софт для учета с функциями аналитики, бухгалтерии, маркетинга и т.д.).

А с 1 августа поменяется вот что:

  • Вводится понятие программного или облачного РРО (т.е. можно будет работать без «железных» фискальных регистраторов).
  • ФОП смогут тестировать такие РРО, чтобы подготовиться к 1 января.
  • Можно использовать электронные чеки вместо бумажных.

Иными словами, к двум вариантам «железных» РРО добавятся такие софтовые варианты:

  1. Телефон или планшет + бесплатная программа от налоговой (налоговая также выпустила свой вариант РРО для предпринимателей).
  2. Устройства сторонних поставщиков — принтер, терминал с предустановленной программой налоговой или подобным минимальным софтом. Цены на них начинаются от 6000 грн.
  3. Системы автоматизации заведений и магазинов, интегрированные напрямую с налоговым облаком (такую, например, разрабатывает Poster).

Многие украинские разработчики взялись делать подобные сервисы после законодательных изменений. Вот несколько примеров:

  • В октябре 2019 года компания Ukrtrimex вместе с «Vodafone Украина» и Mastercard анонсировала Smart Casa: РРО в мобильном корпусе.
  • Дмитрий Дубилет с командой разработчиков объявили о бесплатном до октября тестовом периоде программы Checkbox.
  • У того же Poster программное РРО встроено в их основной сервис для ресторанов и сможет работать с 1 августа.
  • Налоговая и сама выпустила бесплатное приложение-программный РРО: сейчас идет его тест, скачать его можно на сайте службы.

Отметим, что они работают не сами по себе, а подключаясь к налоговому «облаку». В марте этого года Государственная налоговая служба опубликовала АРI для разработчиков программного РРО.

«Важно понимать, что государственный сервис «пРРосто» и налоговое “облако” вряд ли идеально заработают с 1 августа. В налоговой подчеркивают, что сервисы еще тестируются и дорабатываются. Поэтому лучше подождать месяц-два и подключаться, когда все критические ошибки будут исправлены», — советует Ерошек.