Почти 4 месяца после начала полномасштабного вторжения России в Украину, Google, несмотря на прямой запрет со стороны американского правительства, продолжала сотрудничать с подсанкционной российской компанией RuTarget, принадлежащей «Сбербанку» РФ. Техногигант предоставлял ей данные украинцев, среди которых IP-адреса, идентификаторы мобильных телефонов и т.д.
Что произошло
Компания Adalytics, специализирующаяся на анализе в области цифровой рекламы, опубликовала отчет, согласно которому с 24 февраля Google предоставила как минимум 700 образцов данных пользователей из Украины и всего мира российскому агентству RuTarget. Это агентство принадлежит «Сбербанку», и попало в список подсанкционных компаний, определенный Госказначейством США, уже в первые дни полномасштабного вторжения РФ в Украину.
Позже, 6 апреля, RuTarget, также оперирующая под брендом Segmento, оказалась в списке компаний, на которые Казначейство США наложило полные блокирующие санкции. Это означает, что физические и юридические лица США не имеют права вести какие-либо дела с RuTarget или «Сбербанком».
Тем не менее, как сообщает издание ProPublica, обмен данными между Google и RuTarget прекратился только 23 июня – после того, как журналисты обратились к техгиганту за комментариями.
Какие данные Google передавала RuTarget
В отчете говорится, что Google делился с RuTarget данными о пользователях, просматривающих сайты, в частности, в Украине. То есть это могли быть уникальные идентификаторы мобильных телефонов, IP-адреса, информация о местонахождении, информация об интересах пользователей и онлайн-активность.
По мнению сенаторов и экспертов США, такие данные могут использоваться российскими военными и разведывательными службами для отслеживания интересующих их людей или мест.
«Насколько мы знаем, они берут эти данные и объединяют их с другими источниками данных, которые они взяли неизвестно откуда. Если среди других партнеров RuTarget по работе с данными есть российское правительство, разведка или киберпреступники, существует огромная опасность», – комментирует Кшиштоф Франашек, руководитель Adalytics и автор отчета.
Благодаря партнерству с Google, RuTarget внесен в список получателей данных крупных издателей, включая Reuters и ESPN. Это значит, что RuTarget могла получать данные от этих компаний о миллионах людей, ежемесячно посещающих их онлайн-ресурсы. В Reuters журналистам ProPublica заявили, что не наблюдали никаких транзакций со стороны RuTarget после 6 апреля. В ESPN на запрос не ответили.
Что ответили в Google
Представитель Google Майкл Эйкиман заверил, что компания заблокировала RuTarget от использования своих рекламных продуктов еще в марте, и с тех пор RuTarget не покупал рекламу через Google. Между тем он признал, что российская компания продолжала получать данные о пользователях от Google до 23 июня – пока ProPublica и Adalytics не обратились за комментариями.
«Мы проверили организации, о которых идет речь, и приняли соответствующие меры в дополнение к тем, которые мы приняли в начале этого года, чтобы заблокировать им прямое использование рекламных продуктов Google», – ответил Эйкиман.
Эйкиман сказал, что эти меры включают не только запрет RuTarget на дальнейший доступ к данным пользователей, но и покупку рекламы через третьи стороны у России, которые могут не подпадать под санкции. Он отказался сообщить, закупала ли RuTarget рекламу через системы Google с помощью таких третьих сторон, и не стал комментировать, передавались ли RuTarget данные об украинцах.
Почему это важно
Неспособность Google эффективно выполнить санкционные предписания по RuTarget иллюстрирует, как деньги и данные могут двигаться по ее системам цифровой рекламы – и этого никто не заметит!
- Апрельский отчет Adalytics показал, что Google продолжала размещать рекламу на российских веб-сайтах, годами находившихся в списке санкций Министерства финансов.
- В мае же репортер Marketing Brew Райан Барвик заметил, что Google все еще показывает рекламу крупных западных брендов под статьями российской пропаганды.