Клиенты геймдев-компаний не спят ночами, берут отгулы на работе в предвкушении релизов, не жалеют денег на Steam, шьют себе костюмы персонажей игр и называют в их честь детей.
Уровень преданности этой аудитории можно оценить как фиолетовый-эпический (например, игрок Tibia убил 9 лет на то, чтобы прокачаться до 999 уровня и разгадать загадку разработчиков). Эта аудитория огромна: еще в 1995 году геймеров было 100 млн, сейчас во всем мире – больше 2,6 млрд (оценки ежеквартальной аудитории). Годовой оборот геймдев-индустрии оценивают в $100 млрд.
Не совсем верно будет говорить, что геймдев переживает бурный рост в Украине: общее количество студий колеблется на одном уровне, кто-то из компаний закрывается, кто-то переезжает (как 4A Games на Мальту), кто-то расширяется (как Ubisoft, запускающая офис в Одессе).
“Рынок находится в подвешенном состоянии. По официальным цифрам он даже растет, но на самом-то деле он завис на критической точке. Дело в том, что на текущих платформах для продажи игр конкуренция достигла своего апогея”, – говорит Богдан Несвит, CEO харьковской геймдев-компании Crystal Clear Soft Development. Но все же на этом рынке немало специализаций, которые могут быть интересны людям смежных профессий, которые думают о смене карьеры.
В этом материале мы расскажем о том, что такое геймдев, какие специалисты там нужны, на какие зарплаты можно рассчитывать, и где обучиться, в общем – как стать тем, кто делает игры, если вы подумываете строить именно эту карьеру.
Что такое геймдев
Гейм-девелопмент – это процесс разработки игры под определенную игровую платформу. Это может быть игра для ПК, для консолей, для мобильных, для VR-шлемов, для умных часов и т.д. Между консольными и ПК-геймерами идет застарелый холивар, подобный по размаху Windows vs. Linux или Mac vs. PC (кому интересно разобраться в вопросе глубже, можно гуглить pc vs. console и pc master race). Многие разработчики и издатели не хотят выбирать стороны – мультиплатформенная разработка давно считается трендом.
Геймдев – это область обитания универсальных экспертов: те, кто работает в геймдеве, как правило, разбираются в том, чем занимаются коллеги. А в идеале – имеют две профессии, как астронавты NASA. “Как игровой программист, периодически выполняю небольшие задачи, связанные с графикой, редактированием в Photoshop и т.д. Как говорила наша начальница: “Каждый программист в итоге осваивает фотошоп, а тестировщик – программирование”, – рассказывает Марк Цемма, игровой разработчик харьковской компании Pipe Studio.
Для создания игры нужны минимум три человека (или один, совмещающий в себе эти умения): художник, программист и гейм-дизайнер. Но если углубиться в тему, в сам процесс создания и поддержки игр вовлечены куда больше специалистов:
- программисты архитектуры игры,
- программисты игровых фишек и режимов,
- программисты инструментов,
- левел-дизайнеры,
- скриптеры,
- моделлеры,
- аниматоры,
- художники,
- создатели концепт-арта,
- создатели текстур,
- UI/UX-дизайнеры,
- лицевые аниматоры,
- саунд-дизайнеры,
- сценаристы,
- локализаторы,
- актеры мокапа,
- актеры озвучки,
- тестировщики,
- менеджеры проектов,
- продюсеры.
И это, конечно, не весь список. На каждом этапе разработки или издания игры появляются задачи под самые разные навыки, к развитию, продвижению и поддержке игры подключаются комьюнити-менеджеры, маркетологи, аналитики и т.д. Оплата такого труда тоже колеблется в зависимости от региона, размаха игрового проекта, типа задачи.
Процесс создания игры может сильно отличаться по ресурсам, команде, времени и результату. Код, музыку, сценарий, дизайн и 1000 строк диалога игры Unepic создавал один человек, потратив на это два года свободного времени. Над Grand Theft Auto V вышедшей в 2013 году, на протяжении четырех лет работало свыше 1000 человек, а ее создание и маркетинг обошлись в $265 млн. Для сравнения, бюджет “Книги джунглей”, получившей в этом году “Оскар” за лучшие визуальные эффекты, равняется $175 млн.
Что это за 1000 человек, кто участвует в создании, продаже и поддержке игр? Ответ – в следующем разделе. Но для начала – пару историй о мотивации в геймдеве:
1. В 2013 году 19-летний разработчик так хотел попасть в Bethesda на работу, что потратил 2000 часов на создание мода для Skyrim — мод добавлял к игре еще 25 часов геймплея, а его карта составляла где-то треть от оригинальной. О нем написали СМИ, его поддержали на форуме. Желанную работу он так и не получил, но его забрала на работу другая крупная геймдев-компания – Bungie.
2. Джон Гатри из команды разработки Half-Life вспоминал 18-часовой рабочий день без выходных во время создания игры. В последние дни перед сдачей, по его же словам, личная гигиена находилась на последнем месте. Перед дверью в его кабинет лежал коричневый коврик с надписью «Уходите». Партнер основателя Valve Гейба Ньюэлла Майк Харрингтон в последнюю неделю работал без перерывов, так что у него отросла борода. Последний баг из релиза выловили за минуты до того, как отправить диск издателю.
Кто эти люди и как попасть в их ряды
На этом рынке востребованы программисты самых разных направлений, художники и гейм-дизайнеры, а также администраторы, менеджеры и продюсеры – то есть люди, которые задают направления работы, считают заработанные деньги и запускают игру в жизнь. “По сравнению с обычными разработчиками, которые занимаются разработкой ПО – работа тех, кто трудится над игровыми проектами, гораздо более творческая и интересная. Это не говоря о том, что огромный пласт специалистов – таких как гейм-дизайнеры, моделлеры, аниматоры и т.д. – в обычной разработке ПО либо не востребованы вообще, либо востребованы достаточно редко”, – рассказывает Александр Хруцкий, основатель Games Academy.
На любую из этих должностей можно попасть, не имея опыта именно в геймдеве, но опыт из сходной индустрии пригодится. “Человек без опыта вряд ли сможет претендовать на высокую позицию и быстрый карьерный рост, как и везде в IT-индустрии, но случаются исключения: пришел на работу простым тестировщиком, занялся игровым дизайном, поднялся до продюсера – и все это за пару лет. Попасть сразу в “крутой геймдев” довольно маловероятно, так же как молодому актеру сразу попасть на заметную роль в блокбастер. Большинство начинает с небольших студий и скромных проектов”, – рассказывает Петр Ляховецкий, гейм-дизайнер компании Сrytek.
С помощью Татьяны Евдокименко, основателя Values Value – компании, занимающейся рекрутингом для геймдева, мы подготовили справку по некоторым специализациям в геймдеве и их особенностям, о том, как можно попасть на такую позицию, не имея опыта в геймдеве.
Игровые программисты
Что касается сениор-позиций, в геймдеве таких специалистов часто хантят напрямую. Крутые специалисты не сильно просядут по зарплате, если перейдут в эту отрасль. Если речь о разработчике без опыта – во множестве геймдев-компаний есть стажировки. Можно просто сделать рассылку по всем крупным геймдев-студиям с предложением: хочу учиться, готов ради этого какое-то время работать за еду. Звучит не очень привлекательно, зато, с другой стороны, если получится стать хорошим игровым разработчиком, получите миллионные армии фанатов вашего продукта и хвалебные статьи о красоте вашего кода, вроде этой.
“Тут все гораздо прагматичнее, чем в софтовых стартапах, и за счет больших объемов работы – зачастую тяжелее. По карьере: после 4-х лет разработки на Unity меня упорно оценивают как мидла. Больше $2000 на фултайм обычно не предлагают (для сравнения, в e-commerce я сейчас ту же сумму зарабатываю, уделяя пару часов в день). Если же говорить о карьерных перспективах: это не было моей целью, но пара человек, в команде с которыми я начинал в IT, сделали впечатляющую карьеру, перейдя в Wargaming“, – рассказывает инди-разработчик Геннадий Уманец.
Для работы в геймдеве желательно знать С++, он популярен благодаря максимальному быстродействию и возможности напрямую оперировать памятью. “Знание скриптовых языков тоже важны в геймдеве: особенно Python и Lua, причем не только для разработчиков. Дизайнерам уровней, геймдизайнерам тоже желательно уметь писать скрипты на том же VBA, чтоб работать с балансом игр в Excel”, – говорит Марк Цемма.
Гейм-дизайнеры
Гейм-дизайнер – это тот, кто придумывает мир игры и его механику. Он должен понимать основные механики игр, жанры, процессы разработки, модели монетизации, уметь работать с балансом, писать ТЗ и проверять его выполнение, следить за рынком и уметь работать с аналитикой. Кроме этого, нужен огромный личный игровой опыт, не играющий гейм-дизайнер – это нонсенс. В начале карьеры нужно быть готовым пробивать себе путь, соглашаясь даже на $200-300 в обмен на обучение и опыт.
“Многие разработчики игр начинали свой путь с создания пользовательских сюжетов для игр, например, любительские карты для стратегий типа Heroes of Might and Magic, Starcraft. Для гейм-дизайнера хороший опыт – та же D&D, ведь гейм-мастер по духу близок к создателю игр, ты занимаешься созданием игровой среды, контентом, который должен заинтересовать игрока”, – рассказывает Петр Ляховецкий, гейм-дизайнер Crytek.
Самому Петру попасть в геймдев в свое время помог именно опыт проведения настольных игр: к примеру, D&D, настольная игра со сложными правилами, в ходе которой ведущий придумывает мир и приключения в нем, а участники играют за героев этого сюжета со свободной волей; успех или неуспех большинства событий в этом мире определяется бросками кубиков-дайсов.
С ним согласен и Юрий Шевага, экс-гейм-дизайнер Frogwares, он также советует не забывать про непосредственный игровой опыт: “В первую очередь, нужно играть и пытаться анализировать свои чувства от разных игровых элементов и ситуаций. Но не в штампованные блокбастеры, а в маленькие и лаконичные инди – там легче разобраться и проникнутся. К примеру – Inside, Don’t Starve, Darkest Dungeon, Banner Saga“.
По словам гейм-дизайнера по призванию и инженера-физика по образованию Ивана Джулая, для этой профессии не будет лишним знание математики, наличие художественного вкуса, обязательно умение анализировать игровые механики, понимать поведение людей, умение четко формулировать свои мысли. С ним согласны многие коллеги по цеху.
“Задача геймдизайнера – не сделать игру, а вложить туда все то, что заставит пользователей ее покупать. Сейчас это не работа в удовольствие, это знание рынка, понимание механики и анализ конкурентов. Многие новички откалываются, когда узнают что гейм-дизайнер – это не игры придумывать, а владеть математикой, анализом рынка, уметь считать цифры, и понимать психологию. Из 100% гейм-дизайнеров всего 2% становятся профессионалами, остальные разочаровываются в профессии”, – считает гейм-дизайнер Awem Games Игорь Саурон.
Художники
Чтобы стать геймдев-художником, все что нужно – это талант, запал и желание обучаться. Придется думать не только о законах перспективы или композиции, но и о том, что может понравиться пользователям. Найти первую работу в геймдеве поможет портфолио, тестовые задания, фриланс-работы в отрасли. Хорошая точка входа – конкурсы для художников, в геймдеве они проводятся регулярно. Также работают профильные курсы по обучению цифровому искусству.
“Художнику, решившему попробовать себя в геймдеве, стоит приготовиться поглощать информацию постоянно и много, стагнации индустрия не терпит. Нужно постоянно изучать разные методики и ухищрения для повышения качества работы и оптимизации контента. Полезно хорошо знать анатомию и классический рисунок, практиковаться в скульптуре. Стоит изучать работы именитых коллег по цеху и не стесняться заимствовать, как минимум – для домашней практики”, – советует 3D-художник Юрий Кишинский.
Для начинающих художников рекомендуют видеоуроки, как бесплатные, так и платные – например, Gnomon, изучение портфолио признанных мастеров.
“Могу порекомендовать смотреть артбуки к вышедшим играм/фильмам. Они покажут, как работа нескольких художников выдерживается в одном стиле и дадут понять, какой уровень навыка художника подойдет для уровня конкретного продукта медиа. Из негеймдев-заведений для художника близкими могут быть вузы, преподающие промышленный дизайн и рисунок/живопись – КГИДПИиД им. Бойчука, Львовская национальная академия искусств, Харьковская государственная академия дизайна и искусства”, – советует Иван Засядвовк, инди-разработчик и 2D-художник из Николаева.
Иван учился в местном вузе на дизайнера интерьеров, и рассказывает, что из всей программы полезными в работе оказались только живопись и промышленный дизайн. “Наличие диплома при приеме на работу ни разу не спрашивали”, – говорит он.
Администраторы игровых серверов
Как и специалистов по администрированию офисных сетей и инфраструктуры, обычно таких сотрудников выращивают из сисадминов. В этой сфере им готовы хорошо платить: медиана в одном из зарплатных опросов за администрирование серверов составила $2500. Это ответственная работа – администратор игрового сервера не может позволить себе уехать в пятницу на рыбалку и отключить телефон, если у него в онлайне миллион игроков и сервер на выходные как раз испытывает нагрузку. Любую поломку нужно чинить сверхбыстро – речь может идти о десятках и сотнях тысячах долларов убытков.
Маркетологи
Маркетинг в геймдеве – это не только продажи игры и трафик, это работа с продуктом с этапа концепта и препродакшена. Попасть в геймдев можно с позиции маркетолога из смежных областей, важен опыт работы с трафиком. На этой позиции придется заниматься работой с рекламными сетями, сервисами видеорекламы, платформами, медиа, стримерами, видеоблогерами, которые уже давно научились монетизировать такого рода продвижение. Нужны глубокие знания аналитики, умение работать с цифрами и интерпретировать большие данные. Опытные директора по маркетингу с успешными мировыми хитами в портфолио – дефицитная специализация в геймдеве, такой специалист может рассчитывать на зарплату $4000-5000 и даже $8000.
“Бизнес-специальности (маркетинг, PR, биздев) – это, как правило, территория издательских подразделений игровых компаний. Т.е. это еще game-, но уже не –dev. Хотя есть и исключения – например, мобильный геймдев. Там игровые студии, как правило, самостоятельно занимаются продвижением своих продуктов. Часто разработчики ищут в свою команду специалистов по развитию бизнеса, перед которыми ставится задача поиска новых партнеров и заказчиков. Но в крупных игровых компаниях, как правило, издательство и разработка – это два разных подразделения, которые, разумеется, работают в плотном контакте друг с другом”, – отмечает Дмитрий Базилевич, country manager компании Wargaming.
QA и тестировщики
Если компания небольшая, это может быть не отдельная должность, а чья-то дополнительная функция, но без QA игры не будет. Если идти работать в QA в геймдеве с нуля, нужно быть готовым “просаживаться” по зарплате, даже на $200-300 с расчетом на дальнейший рост.
Топ-менеджмент, продюсеры, менеджеры проектов
Основная задача менеджера проектов в геймдеве – проект, выпущенный в срок, в рамках отведенных ресурсов, в соответствии с требованиями. Задача продюсера – коммерчески успешный продукт, который может быть технически неидеальным, так что эти две задачи могут конфликтовать друг с другом. Зато эти позиции – в числе самых дефицитных в геймдеве. В геймдеве топы – часто самоучки.
На этих позициях пригодится опыт руководства технологическим стартапом, топу крупной компании может помочь опыт работы с собственной инди-командой (инди-студии, от independent – небольшие команды, которые противопоставляются крупным разработчикам и издателям, и могут позволить себе больше свободы в разработке игр).
“Последние 2,5 года хороших продюсеров на рынке просто нет, поскольку у нас нет школ, этим специалистам неоткуда браться. Когда еще работал в iLogos, все время были открыты вакансии на гейм-дизайнеров и продюсеров, приходилось их выращивать изнутри”, – рассказывает Александр Штаченко.
Сам Александр попал в геймдев поскольку с детства любил игры, целенаправленно пошел учиться на программиста, во время учебы устроился на работу в клуб приставочных игр “за еду и доступ к приставкам”, где за 4 года переиграл в 2000 игр, работал дизайнером, профессионально занимался киберспортом по дисциплине Counter-Strike, управлял игровым клубом в Днепре, сейчас занимается продюсированием игр.
Аналитики
На эти позиции подойдут специалисты с математическим или техническим образованием, возможно из банковской отрасли или компаний, специализирующихся на продаже трафика. Такая позиция может стать хорошим карьерным шагом для аналитика из FMCG. В начале не стоит рассчитывать на высокие зарплаты – 10 000-12 000 грн, но в дальнейшем возможен рост до $1500-$2500.
“Любой аналитик, который анализировал e-commerce, может идти анализировать игры. Ему стоит немного поменять майндсет, чтобы понимать психологию игрока, а не покупателя, он должен исследовать, достаточно ли у игрока было впечатлений и эмоций от процесса, чтобы заплатить на данном моменте игры”, – говорит Штаченко.
Биздев и продажи
На такие позиции могут переходить сейлзы из IT, в том числе из аутсорса, которые умеют работать с b2b. Хотя по данным зарплатных опросов, которые мы приводим ниже, зарплаты биздевов в Украине – очень низкие, начинаются с $220.
Комьюнити-менеджеры и саппорт
Успешную игру невозможно сделать без формирования сообщества. Это люди, которые отвечают за общение с игроками, объясняют нововведения в играх, решают конфликты. Здесь пригодится знание языков и опыт в SMM. Это – одна из точек входа для неспециалистов, часто на такие позиции берут студентов. Но это не значит, что она – самая простая или доступная из всех.
“Реалии работы сильно отличаются от того, как себе это представляют сами соискатели. Почему-то многие уверены, что это такая себе легкая точка входа в геймдев. Ведь надо “всего-то с игроками общаться”. Отсюда и появляются комьюнити-менеджеры, взятые из активных игроков, студенты на полставки и прочие вчерашние модераторы. При этом как-то забывается, что это человек, который от имени компании общается с конечным потребителем, что это – ответственная работа”, – рассказывает Вячеслав Маковецкий, лид-комьюнити-менеджер CreaGames.
О том, из любви к игре рождается смена карьеры, можно прочитать в истории Натальи Дмитриевской, которая попала на позицию community developer в исландскую CCP Games (создатели EVE Online) благодаря своему геймерскому опыту.
HR/рекрутеры
На такие позиции в геймдеве можно попасть после курсов по IT-рекрутингу, по знакомству. Но на знакомство с отраслью придется потратить минимум полгода. Опытные специалисты приходят в отрасль обычно из IT и телекома.
PR
PR-специалисты в геймдеве занимаются ровно тем же, что и везде – поддержкой и продвижением проекта и/или компании, бренда работодателя, здесь, как и на многих прочих позициях, важна личная заинтересованность специалиста в игровой тематике. Точка входа – экспертиза в смежных областях (digital, SMM для телекома, IT-компаний).
Несколько общих советов о том, как новичку попасть в отрасль
- Стажировки (их в Украине проводят крупные студии вроде Ubisoft или Gameloft).
- Игровые конференции, ивенты (DevGAMM, Games Gathering, GetIT, Lviv Gamedev Conference, Game Craft Conf).
- Разделы вакансий, Facebook-лента игровых студий, инди-проектов, профильных групп в социальных сетях (к примеру, часто вакансии публикуют в сообществе Game Developers – Ukraine).
- Многие компании предпочитают искать кандидатов виральным способом внутри тусовки, просто расшаривая объявления в социальных сетях среди знакомых и предлагая бонус за рекомендацию специалиста (от бутылки хорошего алкоголя до суммы месячной зарплаты найденного сотрудника).
Но рассчитывать на то, что повезет сразу попасть в крутую студию, не стоит. На вопрос “Как новичку получить место в крутом геймдеве” многие из опрошенных редакцией специалистов ответили: “Никак”.
На какие зарплаты можно претендовать на таких позициях? Следующий раздел – о том, сколько платят в геймдеве профессионалам и новичкам.
Нужно больше золота
В начале года известный геймдев-эксперт Сергей Галенкин публиковал данные своего ежегодного исследования – опроса по зарплатам в отрасли. Для украинского рынка картина выглядела так:
Украина | Курс гривны к доллару – 28 | |||||
Человек | Медиана з/п в $ | Медиана з/п в грн | Средний стаж | Выгодность | ||
Программист, инженер | 61 | $1 710 | 47 880 грн | 4,7 | 111% | |
Художник, аниматор, моделлер | 50 | $1 250 | 35 000 грн | 4,9 | 79% | |
Геймдизайнер | 29 | $1 200 | 33 600 грн | 4,7 | 78% | |
Продюсер, аналитик | 11 | $2 500 | 70 000 грн | 7,0 | 125% | |
Биздев, управление | 18 | $2 050 | 57 400 грн | 6,9 | 104% | |
Звуковик | 3 | $1 000 | 28 000 грн | 6,0 | 56% | |
QA, тестер, поддержка | 8 | $615 | 17 220 грн | 3,0 | 51% | |
Маркетинг, пиар, КМ | 8 | $1 100 | 30 800 грн | 5,0 | 69% | |
Издание, локализация, оперирование | 0 | #N/A | #N/A | #N/A | #N/A | |
Журналист, блогер, летсплеер | 3 | $500 | 14 000 грн | 4,3 | 34% | |
Инди на все руки | 4 | $575 | 16 100 грн | 4,8 | 37% | |
Рост % к 1 году | Рост грн. за год стажа | |||||
Стаж | 1 | 21 | $600 | 16 800 грн | ||
2 | 27 | $1 000 | 28 000 грн | 167% | 7 467 грн | |
3-5 | 86 | $1 450 | 40 600 грн | 242% | 5 950 грн | |
6-10 | 44 | $2 000 | 56 000 грн | 333% | 4 900 грн | |
>10 | 17 | $2 500 | 70 000 грн | 417% | 4 092 грн |
Свежих исследований по зарплатам на украинском рынке – не так, чтобы много. Не стоит полностью ориентироваться на зарплатные опросы айтишников: по словам Татьяны Евдокименко, на entry-level-позиции в геймдеве зарплаты в целом ниже, чем аналогичные предложения в других IT-областях: для ориентации от зарплат на DOU можно отнимать около 30%. Татьяна в июне опубликовала результаты собственного зарплатного опроса, где собраны данные по зарплатам в Украине, Беларуси и РФ по всем основным специальностям в геймдеве, от тим-лидов и разработчиков до рекрутеров и маркетологов:
В геймдев идут не только за деньгами. “Программисты в геймдеве получают меньше, чем в корпоративном сегменте. Но в геймдев зачастую приходят люди, которые хотят работать именно там. Они не прыгают между аутсорс-компаниями за +$100 каждые полгода, они драйвятся продуктом”, – говорит она. Проблема украинского геймдев-рынка, по словам Татьяны, в том, что опытные местные специалисты быстро попадают на радары крупных гэмблинговых студий и “вымываются” в компании в РФ, Беларуси или Европе.
Где учиться
Первое, что отмечают многие опрошенные редакцией геймдев-специалисты: сложно будет выучиться без приличного английского. “Все свежие материалы – именно на английском, а в геймдеве свежесть очень быстро исчезает. Новые решения заменяют департамент разработки или делают ненужными целые интерфейсные блоки, сильно меняя программы-инструменты. Пока все это переведут на русский – оно уже устарело”, – рассказывает геймдев-разработчик на фрилансе Станислав Клепацкий.
Для украинских вузов специализации по геймдеву – пока редкость, специальностей вроде “Разработка игр” в них не найти. Поэтому придется руководствоваться профильными книгами, онлайн-курсами.
“Лучшее обучение – пойти интерном в студию, что делает игры. Если на это нет сил и мотивации – подумайте, может, это вообще не ваше. Если все же ваше – сделайте пару своих проектов, хотя бы крестики-нолики или морской бой. Это даст буст навыков и минимальное портфолио. Я всеми конечностями голосую за обучение на практике”, – советует Александр Компанец, основатель киевской студии Tiger Way.
Онлайн-курсы, которые рекомендуют сообщества и профильные издания (список помогли составить эксперты Games Academy):
- Introduction to Game Development, Университет Мичигана;
- Game Design and Development Specialization – подборка из пяти курсов от этого же университета – о том, как создавать игры на Unity3D;
- Beginning Game Programming with C# от Университета Колорадо;
- An Introduction to Interactive Programming in Python от Университета Райса.
На Udemy есть отдельный подраздел с курсами по геймдеву, в нем есть подборка лучших курсов по оценкам слушателей. Несколько курсов оттуда:
- Learn Maya 2017 for Game Development;
- Complete Game Asset Workflow: The Briefcase;
- Model and Texture a Stylized Dungeon for Games.
На ресурсе Pluralsight можно найти больше собрание курсов и по программированию, и по 3D, и по движкам Unity\Unreal ENGINE.
Книги, которые рекомендуют изучать тем, кто интересуется игровой разработкой:
Для программистов:
- Unity for Absolute Beginners. Sue Blackman;
- Unity Game Development in 24 Hours, Mike Geig;
- Mathematics for 3D Game Programming and Computer Graphics, Eric Lengyel;
- Game Programming Patterns, Robert Nystrom;
- Серия книг Game Programming Gems;
- “Искусственный интеллект в компьютерных играх. Как обучить виртуальные персонажи реагировать на внешние воздействия” Алекса Шампандара;
- «Программирование игр и головоломок», Жака Арсака, классика обучающей литературы в геймдеве (книга 1990 года).
Для гейм-дизайнеров:
- Game Development Essentials: An Introduction, Jeannie Novak;
- Rules of Play: Game Design Fundamentals, Katie Salen Tekinbaş and Eric Zimmerman;
- The Art of Game Design: A Book of Lenses, Jesse Schell;
- Level Up! The GUIDe to Great Video Game Design, Scott Rogers.
Для художников:
- The Big Bad World of Concept Art for Video Games: An Insider’s Guide for Students, Eliott Lilly;
- How to design: Concept Design Process, Styling, Inspiration, and Methodology, Scott Robertson;
- Beginner’s Guide to Digital Painting in Photoshop, Nykolai Aleksander, Richard Tilbury;
- Beginner’s Guide to Digital Painting in Photoshop: Characters.
Для маркетологов:
“Полезно читать профильные издания, например, Gamasutra, Polygon. К сожалению, у нас в стране такого контента очень мало, поэтому неплохо бы знать английский. Можно читать русскоязычные издания – DTF, “Манжеты гейм-дизайнера”. Касательно литературы – очень полезная и простая книга Art Of Game Design by Jesse Schell, кроме нее классические A Theory of Fun for Game Design by Raph Koster, Level up by Scott Rogers. Литература, которая не является напрямую геймдизайнерской, но полезна – это Ричард Докинз «Эгоистичный ген», Джона Лерер «Как мы принимаем решения» и Том Демарко Deadline“, – советует гейм-дизайнер Иван Джулай.
Если систематизировать советы от опрошенных нами представителей отрасли, получим:
- Профильные курсы, школы, лекции и мастер-классы. К примеру, в Киеве работает Games Academy Александра Хруцкого, с недавних пор открыто направление Game Production в школе дизайна и программирования Projector, который курирует Татьяна Опанасюк, и т.д.
- У многих крупных мировых конференций есть свой видеоархив, который можно использовать как источник знаний. Например, архивы GDC и Сasual Connect.
- Само геймдев-сообщество – открытое, можно обращаться напрямую к экспертам и не стесняться спрашивать о подсказках и советах по обучению.
Правда, не все работодатели по отношению к выпускникам курсов и школ настроены оптимистично:
“Все эти курсы и университеты завлекают потенциальных студентов обещаниями чрезмерно радужных перспектив. Считается, что любой айтишник обязательно в первый же год заработает на машину\квартиру\отдых на Мальдивах. Считается, что минимальная зарплата стартует от $500, что компании спят и видят, как бы взять на работу молодого специалиста. Мифов очень много. Но в реальности работодатель предлагает даже минимальные декларируемые условия только самым талантливым и сильным новичкам.
Поставьте себя на место работодателя: к вам на работу приходит устраиваться студент, у которого за плечами условно 3 месяца IT-курсов и какой-то кустарный опыт самостоятельной работы. Нужен ли вам такой ученик? С точки зрения бизнеса – нет. В первые месяцы КПД ученика минимален, но в его обучение будут вложены большие деньги… В самом лучшем случае человек выучится, получит повышение и продолжит работу в качестве рядового сотрудника”, – рассказывает Богдан Несвит, CEO харьковской Crystal Clear Soft Development.
Почему стоит (или не стоит) идти в геймдев
Мы собрали отзывы людей, которые работают в индустрии давно, о том, чем им нравится геймдев.
Игорь Поспешный, организатор кубка независимых разработчиков Indie Cup, сооснователь компании GTP Media:
Очень многие молодые люди хотят найти работу именно в индустрии игр. Если уже писать код или проводить автоматизированное тестирование, лучше это делать в студии, которая разрабатывает игры и делает этот мир веселее, чем заниматься этим же для бездушных телеком-железяк американской компании (название которой вы, кстати, не запишете в резюме из-за NDA).
Разработка игр – это точно такой же IT-бизнес, как и любой другой, со своей спецификой. Независимо от того, будете ли вы работать по части tech или soft skills, эта работа не будет более легкой или более оплачиваемой. Будет одна большая разница, которую пока еще не осознают до конца – вы приложите руку к произведению искусства. Игры — это новый вид искусства и творчества, который подружился с бизнес-процессами и графиками.
Татьяна Евдокименко, Values Value:
Если у вас единственный стимул – это зарплата, не стоит идти в геймдев. Но здесь очень креативная атмосфера, люди понимают: вот он – их продукт, в твой продукт играют миллионы игроков, дают тебе фидбек здесь и сейчас. Геймдев – это прогрессивные молодые команды, где можно быть собой, ходить на работу в сланцах или ездить на гироскутере со стаканом смузи в руках. Тебя принимают таким, какой ты есть. Я бы сравнила эту атмосферу со старшими группами пионерлагеря.
Михаил Зинченко, операционный продюсер «Перша студия»:
Как человек, который посвятил работе в игровой индустрии почти пятнадцать лет, могу сказать с уверенностью – это одна из самых интересных отраслей в мире. Со своими рисками, проблемами и спецификой. Но, одновременно и с возможностью создавать что-то новое и востребованное во всем мире. Здесь точно есть куда развиваться и точно будет возможность заработать на хороший кошачий корм и чашку кофе. Но игры нужно любить от всей души, ведь условный абстрактный «хороший программист» чаще всего сможет заработать немного больше просто в IT. А вот будет ли он настолько же рад делать то, что делает – ответ для каждого свой.
Александр Компанец, основатель студии Tiger Way:
Игровая индустрия в сравнении с другими IT-отраслями более горячая, рискованная и непредсказуемая. Кранчи, стресс, сумасшедшие конференции и выставки, сверхприбыли и громкие провалы. Романтика, одним словом 🙂 Развиваются новые технологии, такие как VR, AR, MR, у разработчиков становится больше доступных технологий и возможностей творить, без оправданий про жестокость мира – мощные игровые движки становятся бесплатными для начинающих разработчиков, а заниматься той же виртуальной реальностью можно с помощью телефона и картборда за пару долларов.
Иван Джулай, гейм-дизайнер:
Главное – понимать, что играть в игры и производить их – не тождественные формулировки. По этому поводу есть чудесная картинка:
Виталий Онищенко, разработчик мобильных игр, автор игры Tap the Frog:
Геймдев в наши дни напоминает золотую лихорадку. Делать игры – не только весело и увлекательно, еще и денег можно заработать. На слуху много успешных историй, о том, как кто-то сделал игру и уплыл на яхте на Кипр. Или купил виллу в LA. Но не стоит забывать, что ежедневно выходят сотни игр на мобильных платформах и десятки на ПК. Тысячи разработчиков делают очередной Minecraft или Flappybird, мечтая попасть в топы аппсторов и заработать миллионы. И если вы хотите стать одним из них, то готовьтесь к тому, что будет нелегко.