Александр Косован, основатель компании MacPaw и сооснователь инвестиционного фонда SMRK, уже 12 лет занимает позицию руководителя компании. В своей колонке для Forbes он рассказал о 12 важных уроках, которые усвоил за это время. Редакция AIN.UA публикует перевод материала.

Александр Косован

В 2008 году я создал CleanMyMac — свой первый продукт, который стал началом MacPaw, успешной украинской IT-компании с миллионами пользователей по всему миру.

За эти годы я многому научился, но если бы пришлось начать все сначала, я бы не хотел, чтобы мои собственные ошибки останавливали меня. Вот почему я решил поделиться двенадцатью важными, но не столь очевидными уроками, которые я усвоил, создавая стартап 12 лет назад. Надеюсь, это поможет другим предпринимателям не повторять моих ошибок и быстрее сделать шаг навстречу мечте.

1. Начните здесь и сейчас

Я собрал первую команду CleanMyMac из друзей, когда был студентом и жил в общежитии КПИ. Я умел программировать, но мало что знал о стратегии, маркетинге и коммуникации с пользователями. Я учился на практике.

У вас точно уже есть все необходимое, чтобы начать. Не ждите, пока достигнете какого-то воображаемого состояния готовности. Просто сделайте первый шаг и, что не менее важно, наберитесь терпения и сил. Это поможет вам преодолеть самую сложную часть — завершить последние 20%, когда кажется, что вы теряете ФОКУС и веру в то, что действительно запускаете продукт.

2. Сначала продукт, а потом инвестиции

Когда вы читаете технологические издания, может сложиться впечатление, что все вокруг поднимают миллионы инвестиций, а вы все еще находитесь на старте. Это может как мотивировать, так и отвлекать.

Я развивал компанию без привлечения внешних инвестиций — изначально это были собственные сбережения и команда друзей, которые в дальнейшем стали надежными деловыми партнерами. Именно это и стало лучшим фундаментом, о котором можно только мечтать. Безусловно, венчурный капитал бывает весьма полезным, но он может и подождать. 

Сегодня, как инвестор венчурного фонда, я бы никогда не поддержал стартап, основатели которого озабочены исключительно запуском ради запуска. Основное внимание следует уделять решению проблем клиентов и предоставлению ценности.

3. Ориентируйтесь на интересы пользователей

Убедитесь, что вы понимаете проблему, которую пытаетесь решить, и знаете, кому именно вы помогаете. Достаточно ли велика целевая аудитория, чтобы поддержать вас? Готова ли эта аудитория платить за такой продукт или услугу?

Уделите время, чтобы внимательно выслушать своих потенциальных клиентов. Необязательно реализовывать все их пожелания, но знать необходимо. У MacPaw даже есть традиция называть обновления продуктов в честь пользователей, которые дали нам ценные отзывы и обратную связь.

4. Уделяйте внимание дизайну

Впервые сталкиваясь с продуктом, люди принимают решение о покупке, основываясь на том, как выглядит продукт (UI), и что они чувствуют (UX).

Дизайн продукта — залог вашего успеха. Если задать высокий стандарт дизайна на раннем этапе, он окупится многократно. Вы будете радовать своих клиентов, а как бонус, дизайн могут отметить наградой — это тоже не помешает. 

5. Много экспериментируйте

Одни и те же идеи могут стать как успехом, так и провалом. Определение ценности вашего продукта — наиболее важная, но одна из наименее изученных областей любого бизнеса. По моему опыту, следует попробовать несколько разных подходов, поскольку одни стратегии ценообразования могут больше подходить вашему продукту, чем другие. Подумайте о том, какую ценность вы сможете дать, устанавливая за это определенную цену. Не бойтесь признавать ошибки и закрывать неудачные проекты.

6. Руководствуйтесь своими ценностями 

Поначалу вы как основатели внутренне понимаете, что представляет собой ваша компания. Сформулируйте и запишите это, особенно перед тем, как начнете активно нанимать сотрудников. Ваши ценности — это клей, который удерживает команду вместе и позволяет привлекать лучшие таланты.

А пытаясь адаптировать людей, не согласных с вашими ценностями и корпоративной культурой, вы можете нарушить баланс внутри компании вместо того, чтобы бок о бок идти с командой к общей цели.

7. Дайте команде свободу действий

Нанимая лучших, вы должны предоставить своим сотрудникам свободу делать то, что они умеют лучше всего. Помимо этого, у вас всегда должен быть действенный механизм обратной связи. Соберите мнения команды о ваших продуктах и ​​процессах и поделитесь с ней собственным суждением.

Убедитесь, что команда обладает всеми необходимыми инструментами и полномочиями для выполнения задач и не тратит время на переговоры, согласования и бюрократию.

8. Продолжайте совершенствоваться

Если ваш продукт оказался успешным, не останавливайтесь на достигнутом. Мир стремительно меняется, особенно в сфере технологий. Каждый день появляются новые конкурентоспособные решения, технологии и платформы. Инвестируйте время и ресурсы, чтобы оставаться в числе лидеров.

9. Вкладывайте в развитие общества

По мере того как ваша компания добивается успеха, не забывайте им делиться. Придумывайте проекты, которые бы отражали ваши ценности, при этом помогали обществу и в результате объединяли людей внутри компании. Например, в MacPaw мы реализуем различные социальные проекты — от поддержки пожилых людей до обучения молодежи, — в которых каждый желающий может принять участие.

10. Не бойтесь конкуренции

Один из самых захватывающих аспектов бизнеса — это не захват рынков, а конкуренция с теми, кем вы действительно восхищаетесь.

Запуская один из наших последних продуктов, Setapp, мы решили посоревноваться с Mac App Store. Мы настоящие поклонники Apple: в нашем офисе даже есть собственный музей, посвященный этой компании. Такая признательность подпитывает наше желание создать что-то лучше.

11. Не усложняйте

Леонардо да Винчи иногда приписывают высказывание: «Простота — это крайняя степень изощренности». Создать что-то сложное легко, а вот упрощение может оказаться трудной задачей. Критическое мышление в отношении своих продуктов, процессов и автоматизации в самом начале сэкономит вам много ресурсов в дальнейшем.

12. Будьте дальновидными

Чем вы моложе, тем сильнее ваше желание получить все и сразу. Но если хотите построить значимый бизнес, вам следует учитывать возможные долгосрочные последствия своих действий.

Вам стоит создавать репутацию, отказываться от легких денег и инвестировать в перспективные проекты. Для меня каждый год управления компанией полезнее и значимее, чем предыдущий. Хотя прошло уже двенадцать лет, я с нетерпением хочу узнать, что принесут следующие двенадцать.