В разговоре с редактором AIN.UA основатель Rozetka Владислав Чечеткин уточнил: сделка между Rozetka и EVO Group еще не состоялась, поэтому ее нельзя считать завершенной. Закрытие сделки произойдет только после разрешения Антимонопольного комитета в Украине. По данным AIN.UA, информацию о сделке в АМКУ уже рассмотрели, итоговый документ будет представлен в ближайшее время.

По словам Чечеткина, для объединенной структуры не будет создаваться отдельный бренд с целью его популяризации. “В этом нет необходимости”, – отметил основатель Rozetka, добавив, что сейчас у всех компании есть свои сильные бренды и они продолжат развитие.

Для объединенной компании создадут некий совет директоров, который будет следить за развитием структуры. В Rozetka и EVO Group подтвердили, что у всех компаний сохранятся их руководители, операционное управление бизнесами останется неизменным.

Чечеткин отметил, что не может комментировать планируемую сделку с финансовой стороны. Но, по его словам, Rozetka выкупит у Naspers все принадлежащие ей акции EVO Group. Это же подтвердили и в EVO Group. Согласно информации, которую ранее в интервью основатель и руководитель EVO Group предоставил AIN.UA, у Naspers более 50% украинской компании.

По данным AIN.UA, сумма сделки может составить от $12 млн до $15 млн.

Сейчас Rozetka и EVO Group развивают крупнейшие маркетплейсы в Украине. Объединение позволит компаниям ускорить этот процесс и в случае необходимости, использовать ресурсы друг друга.

Rozetka 

Интернет-супермаркет «Розетка» был основан в 2005 году Владиславом Чечеткиным и его женой Ириной. Изначально супруги хотели продавать в интернете парфюмерию — это было желанием Ирины. Но за несколько месяцев до запуска сайта глобальные производители этой продукции объявили о нежелании работать с интернет-магазинами, и Чечеткины решили сменить ФОКУС на продажу электроники.

Такое решение было продиктовано предыдущим опытом Владислава: до этого он долгое время работал менеджером в оптовой компании по торговле оргтехникой и готовыми решениями и занимался тем, что закупал компьютеры, сканеры и телефоны для крупных заказчиков.

Стартовые инвестиции в проект составили $250 000. Следующие несколько лет «Розетка» существовала без денег инвесторов — полагалась только на свои средства и кредиты. Например, в 2008 году компания взяла кредит на $2,5 млн и успешно его выплатила.

В этом же году «Розетка» стала развивать офлайн-точки. Компания открыла два небольших физических магазина. Впрочем, один из них в течение нескольких месяцев пришлось закрыть. Но на этом Чечеткин не остановился — последующие годы «Розетка» активно развивала свое офлайн-присутствие. В 2012 году компания открыла магазин в Киеве площадью 2000 кв. м. Но и этого оказалось мало. Спустя пять лет «Розетка» открыла еще одну офлайн-точку в столице — на этот раз большой гипермаркет площадью 6000 кв. м.

Сейчас доля офлайн-продаж магазина в общем объеме составляет порядка 15%. По словам Чечеткина, несмотря на развитие интернета, у физических магазинов все равно будет своя доля — и «Розетка» также хочет ее захватить.

В 2011 году «Розетка» стала продавать не только электронику, но и другие товары. В течение следующих семи лет в интернет-супермаркете появились товары для дома, детей, активного отдыха, спорта и туризма, одежда, алкоголь и лекарства. Сейчас интернет-магазин реализует около 1,6 млн уникальных наименований (включая партнеров).

В 2015 году совладельцем «Розетки» стал инвестиционный фонд Horizon Capital. Стороны не объявили деталей сделки, но тогда эксперты оценили компанию в $300-700 млн. Сам же Чечеткин признался, что остался недовольным оценкой от Horizon Capital.

В 2016 году «Розетка» стала работать по модели маркетплейса. Теперь любой производитель получил возможность реализовывать свою продукцию через интернет-супермаркет. В 2017 году Чечеткин сообщил, что с магазином работает более ста партнеров. По данным AIN.UA, в основном это — продавцы книг, автомобильных шин и аптечных товаров.

«Розетка» также известна активным продвижением в YouTube. В 2014 году сайт компании стал третьим в мире по доле привлеченного трафика в сегменте e-commerce с видеосервиса. Сейчас на YouTube-канал «Розетки» подписано более миллиона пользователей.

«Розетка» — крупнейший интернет-магазин в Украине. «Интерфакс-Украина» приводит следующие показатели компании: в 2017 году рост выручки «ООО Розетка.УА» составил 24,5% – до 6 млрд грн, а ее чистая прибыль выросла на 9,3% – до 8,91 млн грн. При этом, по словам Чечеткина, за этот период собственные продажи магазина увеличились на 40%.

По данным исследовательской компании Kantar TNS, сайт «Розетки» входит в десятку по посещаемости в украинском сегменте интернета с охватом в 39%. Чечеткин, ссылаясь на данные этой же компании, отмечает, что 63% пользователей посещают сайт магазина перед покупкой, а каждый пятый – начинает поиск именно с этого ресурса.

EVO Group

EVO Group — группа компаний, созданная в мае 2016 года на базе маркетплейса Prom.ua. К моменту реорганизации, проект существовал уже 8 лет. На данный момент в компании работает около 900 человек, товарооборот всех площадок в Украине за 2017-й составил 14,2 млрд грн. В EVO Group вошли сервисы из четырех стран: Украина (Prom.ua, Zakupki.prom.ua, Crafta, Bigl, Shafa, «Кабанчик», «Вчасно»), Беларусь (Deal.by, «Кабанчик»), Россия (Tiu.ru, «Кабанчик»), Казахстан (Satu.kz, MegaMaster.kz — аналог «Кабанчик»).

Проекты в Украине:

Prom.ua — проект, с которого началась EVO. Маркетплейс появился в 2008 году. Его создали три программиста: Николай Палиенко, Тарас Мурашко и Денис Горовой. Сервис позволяет предпринимателям сконструировать собственный магазин.

В апреле 2009 года, контрольную долю (51%) в компании купила польская Allegro Group, в свою очередь входящая в концерн Naspers. Сумма сделки не разглашается, проект тогда оценивали в $1 млн. Сооснователи стали миноритарными акционерами. 

Сейчас товарооборот маркетплейса достигает $62 млн в месяц, на нем зарегистрированы 40 700 верифицированных продавцов. На сайте размещено 93,4 млн продуктов. С недавних пор Prom.ua разрешил размещать объявления физическим лицам. 

Zakupki.prom.ua — b2b-плошадка для заключения сделок без посредников. Он помогает избежать дорогостоящего сопровождения контрактов.

Изначально стартап назывался zakupki-online. Prom поглотила компанию в октябре 2014 года за 10 млн грн. Тогда оборот площадки составлял около 50 млн грн, а количество зарегистрированных компаний — 3000.

С 2014 года Zakupki — один из операторов системы публичных электронных закупок Prozorro, обязательной для использования госучреждениями. Пользователи выиграли 662 000 тендеров на 564 млрд грн за все время работы площадки. 

Crafta.ua — розничная торговая площадка для торговли хендмейд-товарами, запущенная Prom.ua в апреле 2016 года. Она помогает локальным производителям найти клиентов, не занимаясь дорогостоящим созданием собственного магазина. На старте проект разместил 6000 товаров от 3000 мастеров. Со временем на сайте появился раздел для продажи коллекционных и раритетных вещей. Сейчас Crafta посещают около 695 000 пользователей/мес. Товарооборот достиг $104 000/мес. На площадке размещены более 52 000 продуктов.

Bigl.ua — маркетплейс проверенных продавцов, запущенный в феврале 2016 года. С его помощью основатели Prom.ua планировали разделить между собой сегменты b2c и b2b — новому сервису отдали корпоративный рынок.

На него попали только продавцы с высоким рейтингом Prom.ua. Из 500 000 компаний на материнской площадке, верификацию прошли всего 4 500. Также компания запустила программу страхования, обещая возмещать покупателю до 5000 грн за неудачные покупки. За первые два месяца проект по охвату вошел в первую двадцатку ecommerce-рынка Украины. Первый миллион пользователей зафиксировали в дебютный месяц после запуска.

Сейчас на Bigl.ua размещены 12,9 млн продуктов. Количество продавцов увеличилось до 14 300. Месячный товарооборот маркета — $2,14 млн.

«Кабанчик» — онлайн-сервис для поиска исполнителей, запущенный в 2012 году под именем «Метнись Кабанчиком»  Романом Киригетовым и Александром Юрьевым. В 2015 году стартап купила EVO Group. На тот момент оборот компании превышал 3 млн грн, а количество заказчиков достигало 15 000. Средний чек за оказание услуг составлял 250 грн.

К 2018 году «Кабанчик» значительно вырос: география расширилась до 70 украинских городов (также запущены аналоги в России, Беларуси и Казахстане). На сервисе, который верифицирует исполнителей по паспортным данным, уже зарегистрированы 50 000 человек. Количество заданий, которые они ежемесячно выполняет — 30 000. Средний чек увеличился до 600 грн, о чем в недавнем интервью AIN.UA рассказал Роман Киригетов. 

Месячный товарооборот площадки — $2 млн при 1,42 млн уникальных посещений.

Shafa.ua — маркетплейс для продажи бывших в употреблении вещей, запущенный в сентябре 2013 года Антоном Ермоленко и Игорем Гуменюком. На площадке можно купить не только одежду, но и обувь, аксессуары, детские вещи. В августе 2017 года компания вошла в состав EVO Group.

Изначально проект рассматривался как дочернее предприятие modnaKasta (теперь Kasta), а одним из инициаторов выступил собственник modnaKasta Андрей Логвин. Но в число собственников или инвесторов он не вошел, проект развивали отдельно. 

Примерно треть ассортимента на Shafa  — новые вещи, остальные — товары в «хорошем состоянии». На старте главным фокусом была женская одежда, со временем разнообразие увеличили. Команда модераторов вручную проверяет объявления, а также отсеивает мошенников. В 2017 году средний чек за покупку составил 225 грн, а общее количество продаж перевалило за 878 000 вещей. По состоянию на март 2018 года, ассортимент достиг 3 млн позиций. Товарооборот площадки — $1,05 млн/месяц.

«Вчасно» — облачный SaaS-сервис для обмена, подписания и хранения юридических документов (соглашений, актов выполненных работ, счетов). EVO Group запустила проект в марте 2017 года, со старта набрав 3000 корпоративных пользователей. За первый год регистрацию прошли 29 000 компаний. Всего подписано 475 000 документов. 

«Вчасно» помогает экономить деньги и ресурсы. Благодаря сервису, площадка Zakupki.Prom.ua снизила расходы на документооборот на 5 млн, а Delivery Group сократила расход бумаги в 3,5 раз. Украинский рынок электронного документооборота компания оценивает более чем в 1 млрд грн. О том, как появился и развивался сервис мы рассказывали ранее.