Пользуясь обнародованными Деержстатом данными финансовой отчетности предприятий за 2022 год, команда сектора «IT&Telecom» Офиса эффективного регулирования BRDO подготовила обзор ситуации на украинском ІТ-рынке: сколько заработали компании, какие налоги уплатили и как трудоустраивают специалистов.

AIN.UA публикует самое интересное из исследования.

Топ-30 самых доходных ІТ-компаний: 5 из них генерируют 20% всего ІТ-экспорта

  • В десятке крупнейших ІТ-компаний доминируют сервисные компании.
  • Чистый доход пяти крупнейших – ООО «Эпам системз», «Глобаллоджик Украина», «Люксофт Солюшнс», «Сиклум» и «Интеллиас» – суммарно составил почти 20% из $7,3 млрд украинского ІТ-экспорта за 2022 год.
  • В топ-10 по доходам также Infopulse, Lohika, Playtika, FintechBand и Sigma Software.
Инфографики в этом материале: BRDO
  • Лишь две компании из топ-10 занимаются разработкой собственных продуктов:
  1. ООО «Плейтика Украина», центр разработки израильского издателя онлайн-игр Playtika;
  2. ООО «Финтех бэнд», развивает популярный в Украине банковский продукт monobank.
  • В списке также есть меньшие сервисные компании, R&D-центры иностранных продуктовых компаний (юридические лица компаний Samsung, Ubisoft, Snap) и украинские продуктовые компании (юридические лица компаний EVO, AUTODOC).
  • Бизнес отдельных компаний непосредственно не связан с ІТ, хотя и предусматривает существенную технологическую компоненту. Так, две компании из Топ-30 занимаются обработкой платежей (ЧАО «Украинский процессинговый центр» и ООО «Виза Украина”), ООО «Финтех бэнд» развивает банковский сервис monobank, а ООО «Региональная газовая компания» поставляет газ конечным пользователям и разрабатывает оборудование для газораспределения.
  • В целом ІТ-рынок продолжил рост и Топ-30 компаний получили дохода на $412 млн больше, чем в 2021 (61% этого прироста приходится на пять крупнейших сервисных компаний).
  • Впрочем, десять компаний из перечня завершили 2022 год с меньшим доходом, чем 2021. Для части компаний это объясняется уменьшением спроса на их услуги внутри Украины (например, для владельца украинских маркетплейсов ООО «Уапром”), для других – решением уменьшить объем разработки в Украине (например, для ООО «Юбисофт Юкрейн”).
  • Топ-30 компаний в 2022 году сгенерировали $307 млн чистой прибыли. Самые высокие прибыли у крупных сервисных компаний ООО «ЭПАМ системз» и ООО «Глобаллоджик Украина» и ООО «Финтех бэнд». На эти три компании приходится более 60% от чистой прибыли Топ-30 компаний.

Интересно, что среди крупнейших ІТ-компаний не все – самые доходные. И наоборот, среди самых доходных компаний есть такие, которые не фигурируют в топах по количеству сотрудников:

  • Evoplay не попала в перечень крупнейших по доходу из-за того, что их юридическое лицо ООО «ЕВОПЛЕЙ ЭНТЕРТЕЙМЕНТ» показало всего $9000 дохода в 2022 году.
  • Юридическое лицо группы Ajax, занимающееся компьютерным программированием (ООО «Эссетс рентинг”), показало 4,7 млн грн в 2022 году, а основные доходы группы приходятся на юридические лица, занимающиеся производством и дистрибуцией.
  • Несмотря на высокие доходы, ООО «Финтех Бэнд» не попадала в Топ-50 dou.ua, вероятно, из-за небольшого количества специалистов.

Что по налогам? Только 3 из 8 резидентов Дія.City снизили налоговую нагрузку

  • Топ-30 компаний суммарно уплатили $61,5 млн налога на прибыль в 2022 году.
  • Двумя крупнейшими плательщиками являются компании ООО «ЭПАМ СИСТЕМЗ» и ООО «ГЛОБАЛЛОДЖИК УКРАИНА». В пятерку лидеров вошли меньшие компании, такие как ООО «Финтех бэнд» (9 место по доходу) и ООО «Украинский процессинговый центр» (22 место по доходу).
  • Большинство компаний из Топ-30 платит 1-3% своего чистого дохода в виде налога на прибыль. Наиболее маржинальные компании: ЧАО «Украинский процессинговый центр», ООО «Финтех бэнд» и ООО «Виза Украина» платят больше.
  • Средневзвешенная эффективная ставка налога на прибыль 8 среди Топ-30 компаний составила 18,1%, при номинальной ставке в 18%. В то же время, в разрезе отдельных компаний существует значительная вариация. Семь компаний платят более 20%, а шесть компаний – менее 15%.
  • Отличие между номинальной ставкой налога на прибыль и эффективной ставкой может объясняться особенностями учетных политик компании, наличием налоговых кредитов или обязательств, применением особых налоговых режимов и т.д.
  • В 2022 году для ІТ-компаний начал действовать особый налоговый режим в рамках резидентства Дія.City. По замыслу, он должен был уменьшить налоговую нагрузку на компании. Интересно, что среди 8 компаний, которые получили статус резидентов Дія.City в 2022 году и платили налог на прибыль в 2021-2022 годах, только 3 уменьшили эффективную ставку налога. В то же время, для двух компаний эффективная ставка налога на прибыль даже выросла.
  • Как отмечают аналитики, неизвестно, связано ли уменьшение эффективной ставки с избранием компаниями ННВК. Подробнее исследовать это можно с помощью анализа финансовой отчетности всех компаний, выбравших ННВК9.

Сколько штатных сотрудников и какие доходы на специалиста

  • Доминирующей моделью все еще является контрактирование физических лиц-предпринимателей: 17 из 30 компаний держат в штате менее 100 сотрудников, а 7 из 30 – менее 10.
  • Большинство резидентов Дія.City из Топ-30 (12 из 15) имеют по крайней мере 50 штатных сотрудников.
  • Большая часть компаний получает доход в размере от $4000 до $5000 в месяц в расчете на одного специалиста (количество специалистов получено через опрос компаний dou.ua). Компании-разработчики игрового программного обеспечения (ООО «Плейтика» и ООО «ПТС Юа сервисез”) получают несколько больше. Компенсация медианного Middle Software Engineer составляет $2600 в месяц.

«Существуют сомнения в достоверности информации о компаниях, доход на одного специалиста в которых ниже этой суммы (от $4000 до $5000 в месяц – ред.)», – отмечают в BRDO.

  • Объем дохода, который отражается в финансовой отчетности, не всегда соответствует реальному доходу компании. Украинские юридические лица могут предоставлять услуги своим материнским компаниям на сумму, достаточную только для покрытия расходов, оставляя часть общего дохода в другой юрисдикции.
  • Также существует практика, когда специалисты сотрудничают напрямую с материнским офисом, формально минуя украинские юрлица. В таком случае украинское юридическое лицо не получает дохода, хотя, вероятно, сообщает о наличии этого специалиста во время опроса dou.ua.
  • Наконец, аномально низкие показатели дохода на одного работника могут быть связаны с тем, что в группе компаний существуют юридические лица, которых авторы не смогли обнаружить.